2. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст. 35, ч. 6 ст. 38 АПК РФ.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.

Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.

Законодателем предусмотрен 3-месячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ).

В отношении природы данного срока не имеется единых взглядов.

По нашему мнению, необходимо исходить из следующего:

— пропуск указанного срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления;

— если этот срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом. При этом АПК РФ не содержит правила об обязательности заявления, ходатайства о восстановлении срока;

— причины пропуска срока должны быть тщательно исследованы судом;

— если срок пропущен и не восстановлен, то такое обстоятельство является самостоятельным для отказа в удовлетворении заявления.

Кроме того, на практике нередко заявляются 2 требования, например: о признании недействительным решения налогового органа, об отказе в возмещении суммы НДС и об обязании возместить сумму НДС. В этом случае по второму требованию нельзя отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, поэтому оба требования следует рассмотреть по существу и принять решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления.

Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст. 125 АПК РФ.

Дополнительно в заявлении должно быть указано:

— наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);

— точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;

— какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

— каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);

— требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;

— сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению должны быть приложены:

— текст оспариваемого ненормативного правового акта;

— доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);

— доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;

— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;

— копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ.

Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).

Р.М. Курмаев, юрист юридической компании
«Пепеляев, Гольцблат и Партнеры» Закон связывает возможность подачи иска о нарушении прав гражданина или организации с моментом, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на судебную защиту его прав и законных интересов.

Подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право обжаловать в установленном законом порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Практическая реализация указанных прав налогоплательщиками возможна, в частности, путем подачи соответствующего заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов налоговых органов, а также путем обжалования незаконных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, вступившего в силу с 1 сентября 2002 года.

Глава 24 АПК РФ содержит ряд новых арбитражно-процессуальных норм по сравнению с АПК РФ 1995 года.

Одна из таких новелл изложена в пункте 4 статьи 198 АПК РФ, устанавливающем право заинтересованных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов или незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, их должностных лиц. Обращение возможно в течение трех месяцев со дня, когда заинтересованным лицам стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

В АПК РФ также установлено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Однако в судебной практике и среди ученых-юристов возник вопрос, как быть в том случае, если отсутствуют какие-либо уважительные причины, позволяющие суду восстановить срок подачи заявления. К сожалению, судебная практика не дает единого ответа на этот вопрос.

Некоторые кассационные инстанции (например, ФАС СЗО) считают, что в случае пропуска срока подачи заявления о признании ненормативного акта органа государственной власти незаконным и при отсутствии уважительных причин для его восстановления производство по делу следует прекращать.

При этом они руководствуются следующими положениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно пункту 2 статьи заявления, жалобы и другие документы, поданные по истечении процессуальных сроков, если отсутствует ходатайство о их восстановлении или продлении, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми были поданы.

В силу подпункта 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Следовательно, поскольку заинтересованным лицом, обратившимся в арбитражный суд в соответствии с нормами главы 23 АПК РФ, пропущен срок такого обращения, его требования не могут быть рассмотрены арбитражным судом, а значит, само дело подлежит прекращению.

Примером такой позиции может быть Постановление ФАС СЗО от 04.11.2003 по делу № А66-2958-03. Суд кассационной инстанции указал, что «поскольку заявление Общества не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока, кассационная инстанция считает, что дело подлежит прекращению в связи с пропуском заявителем процессуального срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ».

Другой пример — Постановление ФАС СЗО от 11.11.2003 по делу № А66-2962-03. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что «поскольку на момент подачи заявления о признании недействительным требования налоговой инспекции и рассмотрения дела в суде у Общества отсутствовало процессуальное право на обращение в арбитражный суд с заявлением, производство по данному делу в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ подлежит прекращению».

По нашему мнению, такой подход неправилен. Пропуск срока обращения в суд с заявлением о признании ненормативного акта государственного органа незаконным должен скорее быть основанием для отказа в иске, чем основанием для прекращения производства по делу, что подтверждается следующими обстоятельствами.

СТ 251 ГПК РФ

1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

Какие правовые акты относятся к ненормативным

Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

Признаки ненормативного правового акта:

  1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
  2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
  3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
  4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
  5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.

Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

Обжалование в вышестоящий орган

На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

Как это работает:

  1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
  2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
  3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
  4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

Читайте также «Досудебное урегулирование спора в гражданском процессе»

Обжалование в прокуратуру

Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *