Честь и достоинство. презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Слайд 1

Понятие чести и достоинства способы их защиты.

Слайд 2

Понятие чести и достоинства По своему содержанию честь и достоинство — это очень близкие понятия. Честь и достоинство относятся к нематериальным благам (правам), приобретаемым человеком с момента рождения. Особенность этих прав заключается в том, что они не могут быть оценены в денежном выражении.

Слайд 3

Честь Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя Ч естность Порядочность Верность Справедливость Благородство Достоинство

Слайд 4

Достоинства человека Д оброта Трудолюбие Вежливость Честность Аккуратность Смелость Забота

Слайд 5

Честь — это высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости . Чтобы отстоять свою честь в 19 веке люди подвергали свою жизнь смертельной опасности, вызывая друг друга на дуэли. Дуэль представляла собой определенную процедуру по восстановлению чести и достоинства.

Слайд 6

Дуэ́ль » поединок», «борьба двух «— поединок между двумя людьми , цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе); Участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик Средство дуэли — смертоносное оружие а не кулаки.

Слайд 7

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь – никому!» По русскому дуэльному кодексу отказаться от дуэли было нельзя . Такой поступок расценивался как признание в собственной несостоятельности.

Слайд 8

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера . Впервые строгий закон, запрещающий дуэли, издал император Петр I. Намного позже в России был издан Приказ (№ 118 от 20 мая 1894 года ) » Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде «. Ссоры, споры и конфликты начали разбираться в суде.

Слайд 9

На сегодняшний день достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Эта гарантия дается любому человеку — охраняется достоинство не только взрослого, но и ребенка, и душевнобольного, и даже умершего. Действующее законодательство предусматривает различные средства защиты чести и достоинства человека.

Честью в гражданском обществе принято называть социально-этическую оценку со стороны общества, которой определяется мера духовных и социальных качеств человека. Достоинством человека является представление собственной ценности, как личности, и признается государством для всех членов общества, не исключая при этом, признания заслуг одних перед другими в большей или меньшей степени. Деловая репутация – есть объективное мнение общества о конкретном гражданине либо о юридическом лице. Деловая репутация человека определяется уровнем его профессионализма, а юридического лица – уровнем и оценкой его вида деятельности с учетом правового статуса организации.

Честь, достоинство и деловая репутация – социально-правовые ценности, занимающие важное место в жизнедеятельности любого государства и общества. Также, как и доверенность, понятия о чести, достоинстве и деловой репутации имеют прямую связь с правовым институтом, и в случае их утраты либо ограничения уменьшают определенный статус в правоотношениях с иными субъектами. С гражданско-правовой точки зрения понятия чести, достоинства и деловой репутации являются нематериальными социальными благами, защита которых является важной обязанностью государства, которое устанавливает запрет на посягательство на эти блага с предоставлением судебной защиты, если они были нарушены. Физическое или юридическое лицо, наделенное определенными правами, получает от государства систему гарантий, позволяющую реализовывать эти права на условиях законности в РФ, а также предусматривающую ответственность обязанных лиц. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 152 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право требовать опровержения сведений, которыми были опорочены его честь, достоинство или деловая репутация, за исключением случаев, когда распространитель сведений может предоставить доказательную базу на соответствие действительности распространенной им информации.

Важно! Право на опровержение порочащих сведений имеет место быть, независимо от способа распространения информации.

Защита чести и достоинства гражданина по требованию заинтересованных лиц может возникнуть и в случае его смерти, тем самым позволив сохранить репутацию и доброе имя семьи гражданина и иных субъектов правоотношений.

Педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных ее категорий, моральных ценностей.
Моральные ценности – это система представлений о добре и зле, справедливости, чести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.
К этим понятиям относятся, прежде всего, такие, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет и некоторые другие. Их изучение имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
«Личность учителя – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений – все, как в фокусе, сходится в личности педагога. В нем преломляются общественные, политические, нравственные, эстетические идеи, истины, воззрения. Все это, только пройдя через его личный мир, отражается в воспитании, повторяется в нем на высшей основе», — говорил В.А.Сухомлинский.
Профессиональный долг. В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению им профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к выбранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом. Занимаясь обучением и воспитанием детей, учитель осознает и реализует высокие моральные обязанности перед обществом.
Долг – это сосредоточение нравственности. «Чувство долга – это не узы, связывающие человека, а подлинная человеческая свобода», — писал В.А.Сухомлинский. Специфика понятия «педагогический долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Если перечислить все эти требования, то получится своего рода кодекс педагогической морали.
Справедливость – одно из самых общих понятий морального сознания и одна из самых важных категорий этики. По отношению к отдельным людям и коллективам понятие справедливости более конкретно: это соотношение между достоинствами людей и их общественным признанием, между деяниями и воздаяниями, правилами и обязанностями. Несоответствие оценивается моральным сознанием как несправедливость. Кроме того, справедливость – это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы.
В педагогической этике понятие справедливости имеет специфические черты. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. В свою очередь, добро, как условие достижения блага, есть справедливость. Но добро шире справедливости.
Доброта педагога – это, прежде всего, большое чувство ответственности за настоящее и будущее ребенка. Право на доброту, право быть наставником имеет тот, кто чутким сердцем улавливает тончайшие движения души своего воспитанника. «Одним из самых главных, определяющих оттенков доброты является твердость воли воспитателя, непримиримость к малейшему признаку духовной пустоты, фальши, — писал В.А.Сухомлинский. – Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей и порывов. Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка».
Профессиональная честь и достоинство. Честь и достоинство в педагогической этике – понятия, выражающие не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. В педагогической профессии особенно отчетливо выделяется субъективный фактор: высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства.
Честь и достоинство учителя в обществе оберегается не только им самим, но и всеми писаными и неписаными законами, всем укладом школьной жизни, обычаями и традициями, системой нравственных отношений в педагогическом коллективе.
Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей. Уважение учителем личного достоинства ученика – важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспитанников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у учащихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и доверием.
Педагогическая совесть. В педагогической этике рассматривается специфическое содержание педагогической совести. Совесть – это, образно говоря, общественный представитель в сознании учителя, строго контролирующий соблюдение им нравственных предписаний, вытекающих из профессионального педагогического долга.
Совесть – это внутренний регулятор поведения человека. Ее основой является веление глубоко осознанного общественного долга.
Педагогическая совесть побуждает учителя учить, воспитывать и просвещать людей, используя свои знания, опыт и способности. Учитель делает все от него зависящее, предписанное и не предписанное педагогическими инструкциями, чтобы результат образования и воспитания был максимально высоким. Совесть – это саморегулятор педагогической ориентации учителя. По ней сверяется соответствие поступков учителя педагогическому идеалу.
Педагогическая совесть велит учителю забывать о мелких обидах, причиненных воспитанниками, и самым строгим судом судить себя за те изъяны в обучении и воспитании, которые обнаруживаются в знаниях и поведении учеников.
Педагогическая совесть стимулирует развитие особой педагогической интуиции. Педагогу чрезвычайно важно не только разумом, но и сердцем понимать свои промахи и ошибки.
Стыд – это нравственный барометр совести. У воспитанного человека он всегда реагирует на отступление от моральных норм.
Специфика педагогического труда побуждает учителя быть под постоянным личным контролем, смотреть на себя со стороны глазами учащихся, их родителей. Обостренное чувство ответственности учителя за свои поступки порождено тем, что он проектирует личность, которой принадлежит будущее.
Педагогическая совесть – это осознание учителем ответственности не только за свои поступки, но и за поведение и будущую деятельность тех, кого он призван подготовить к честному жизненному пути.
Педагогический авторитет. Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется заслуженным авторитетом среди учащихся, своих коллег и родителей.
Авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждение. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.
Педагогический авторитет – одно из слагаемых успеха учебно-воспитательной работы в школе. В нравственном воспитании ему отводится первостепенная роль. Учитель для детей является воплощением знаний и опыта. Однако ему недостаточно только изложить школьникам моральные истины, которые он хочет укоренить в их сознании. Эффективность усвоения учащимися нравственных понятий зависит от того, из чьих уст они исходят. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, — писал К.Д.Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д.
Следовательно, первое слагаемое высокого авторитета учителя – эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.
Наряду с глубиной знаний, важным условием педагогического авторитета является методическое мастерство учителя, его умение интересно, глубоко и доступно излагать материал на уроках, эффективно и целенаправленно проводить воспитательные мероприятия.
Учитель должен:
— быть носителем глубоких и всесторонних знаний. «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого всесторонних знаний, поступает безнравственно» (Гельвеций);
— систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» (К.Д.Ушинский);
— любить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем» (Я.-А.Коменский);
— знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (К.Д.Ушинский);
— быть великим гуманистом, любить детей, помнить высказывание В.А.Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце»;
— быть «принципиальным, требовательным, но справедливым и великодушным» (А.С.Макаренко);
— быть непререкаемым авторитетом для воспитуемых, постоянно помнить, что «действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, не вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитании» (А.С.Макаренко);
— быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний, «сеять разумное, доброе, вечное» (Н.А.Некрасов);

Кочина Ольга Николаевна

Нравственная культура педагога – это сложная интегральная система личностных и профессиональных качеств педагога, характеризующих степень развития и саморазвития его нравственных качеств (мотивов, ценностей, убеждений, знаний, умений, чувств и способностей), которые проявляются в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с теми гуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и профессиональной деятельности принято считать нормативными и/или идеальными

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы — воспитания.

4. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

Авторитет, честь, репутация

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

3. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

4. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен.

5. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

6. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

7. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

8. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:

— регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

— защищающие их человеческую ценность и достоинство;

— поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

— создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию. Профессиональная честь в педагогике — это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя — общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет педагога — это его моральный статус в коллективе обучающихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.

Современные этические принципы делового поведения сформулированы в работе американского социолога Л. Хосмера, опирающиеся на мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях – честности, открытости, умеренности и т. п.).

3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллем).

6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо и Т. Джеферсона на права личности).

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона в соответствии с требованиями рынка и с полным учетом затрат. Ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Паретто об оптимальной сделке).

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *