Что будет за пересечение двойной сплошной?

В соответствии с требованиями ПДД (Приложение 2) и ГОСТ Р 52289-2004 разметка 1.3 в виде сплошной двойной линии применяется на дорогах с количеством полос от 4-х и более для разделения её на участки с противоположным направлением движения. Выезд на полосу встречного движения считается опасным действием, угрожающим безопасности движения для всех его участников. Поэтому Правила категорически запрещают пересечение двойной сплошной разделительной линии между двумя полосами со встречным направлением движения.


Те участки дороги, где разрешается выполнять повороты и развороты с выездом на встречную полосу, размечаются прерывистой линией, или линия полностью прерывается. Несмотря на строгий запрет практически у каждого водителя встречаются случаи, когда приходится нарушать требования закона и пересекать двойную сплошную разделительную линию. Рассмотрим более подробно, в каких случаях обычно совершаются эти нарушения, и какое наказание может получить нарушитель по закону.

Случаи пересечения двойной сплошной и наказание за это

Лихой обгон

Спешка и нетерпеливость водителей на дорогах, особенно в «часы пик», наиболее часто становятся причиной выполнения обгона с пересечением запретной сплошной линии, когда нет возможности опередить впереди идущий автомобиль справа. Причина такого грубого нарушения правил может быть любая – самонадеянность водителя, спешка на работу, на важную деловую встречу, личные проблемы и т.д.

Обгон через двойную сплошную — это лишение водительского удостоверения на 4 — 6 месяцев. Или штраф в 5000 рублей, если нарушение зафиксировано камерой видеофиксации

Независимо от этого за данное нарушение водителю грозит привлечение к административной ответственности по ст.12.15.4 КоАП РФ, которая предусматривает денежный штраф в 5 тысяч рублей или временное лишение права управления транспортом на срок от 4-х до 6-ти месяцев. Чаще всего за преднамеренный обгон через двойную сплошную применяется мера наказания в виде лишения прав от 4-х до 6-ти месяцев. Рецидив, совершённый в течение года, наказывается более сурово в виде отстранения от вождения машин до года. Если первое или повторное нарушение зафиксировано камерами видеофиксации, то наказание ограничивается денежным штрафом в 5000 рублей (ст.12.15.5 КоАП).

Обгон тихоходного транспорта

Нередко на пригородных и загородных трассах встречаются тихоходные крупногабаритные дорожные машины, комбайны, колесные и гусеничные трактора, гужевые повозки. Хотя по Правилам водители таких средств должны уступать дорогу попутным машинам, принимая вправо по их требованию, однако на практике далеко не все следуют этим предписаниям, да и размеры машин могут быть такими, что обойти их без выезда на встречную полосу невозможно.

Кстати, нерадивый водитель тихоходного транспорта за то, что не уступает дорогу следующим за ними машинам, может быть привлечён к ответственности по ст.12.15.1.1 КоАП, по которой полагается штраф в 1000-1500 рублей.

При наличии двойной или одинарной сплошной разделительной линии автомобилистам придётся тихо плестись за таким транспортом до тех пор, пока линия не прервётся, он не свернёт с дороги, или не остановится. Обгон тихоходного транспорта с пересечением сплошной линии будет нарушением ПДД, которое наказывается также как в предыдущем случае, пятитысячным штрафом или 4-6 месячным лишением прав по ст.12.15.4 КоАП.

Объезд препятствия на полосе

Если на полосе движения транспорта возникает какое-либо препятствие (неподвижный объект), а слева движение ограничено сплошной разделительной полосой и нет временных знаков, предписывающих направление объезда, то по Правилам водитель обязан объезжать его справа не съезжая на обочину, так как так как езда по обочине — это штраф 1500 рублей. Но нередко водители совершают объезд препятствия слева, пересекая при этом двойную сплошную линию и выезжая на полосу встречного движения. Причин таких действий может быть две:

  1. Водитель торопится и не хочет выжидать своей очереди в толчее машин, объезжающих препятствие справа. В этом случае присутствует факт нарушения требований ПДД, квалифицируемых статьёй 12.15.3 КоАП, которая определяет наказание в виде штрафа в 1000-1500 рублей.
  2. Препятствие невозможно объехать с правой стороны. В этом случае по закону необходимо остановиться, при возможности устранить его самостоятельно, при невозможности вызвать полицию или дорожную службу и дождаться устранения ими возникшего препятствия. Однако практически никто так не делает, все пытаются продолжать движение, пересекая сплошную линию и нарушая тем самым ПДД.

Формально это нарушение закона и бдительный инспектор ГИБДД обязан оформить штраф от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей на основании всё той же ст.12.15.3 КоАП. С другой стороны он обязан принять меры по устранению препятствия на дороге, создающего угрозу безопасности движения, или организовать условия его безопасного объезда. Поэтому, если водители вынужденно пересекают сплошную линию при объезде препятствия, не нарушая при этом установленных правил объезда и не создавая угроз для других участников движения, то «понятливые» инспекторы обычно не фиксируют данное нарушение.

Если нарушение всё-таки зафиксировано инспектором и водителю выписано штрафное постановление, то он может оспорить его в суде. Однако для этого нужно иметь объективные материалы, свидетельствующие о том, что данное препятствие невозможно было объехать другим законным способом. Это могут быть записи фото и видеокамеры или свидетельские показания третьих лиц.Нередко такие нарушения фиксируются камерами видеофиксации, и нарушители получают уведомления через некоторое время после его совершения. Здесь оспорить постановление о штрафе практически невозможно, так как время уже упущено и найти материалы для объективного обоснования своих действий водителю очень сложно, чтобы доказать на суде свою правоту.

Поворот или разворот через сплошную линию

На дорогах с двухсторонним движением, когда участки встречного движения разделены сплошной линией, поворот или разворот разрешается выполнять на перекрёстках, где линия прекращается или переходит в прерывистую, а также на специальных участках, где одна или обе линии становятся прерывистыми. Но нередко водители по разным причинам совершают поворот или разворот с нарушением Правил, пересекая запретную разделительную линию.

Данное действие квалифицируется законом по ст.12.16.2 КоАП, как нарушение требований знаков и разметки, влекущее административную ответственность в виде штрафа в 1000-1500 рублей.

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений является выезд со двора или примыкающего переулка на улицу с двухсторонним движением с поворотом налево и пересечением сплошной разделительной линии. Если полосы встречного движения разделены двойной или одинарной сплошной линией, то по Правилам при выезде со двора следует поворачивать направо, а уже затем разворачиваться в противоположном направлении на разрешённом участке дороги. Такое нарушение также подпадает под статью 12.16.2 и наказывается аналогично.

Таким образом, в любом случае пересечение двойной сплошной двойной линии будет нарушением Правил и приводит к денежному штрафу или лишению прав. Единственным исключением может быть случай, когда данное нарушение совершается вынужденно с целью избежать аварии или предотвратить причинение ущерба имуществу или здоровью людей. Однако и это действие будет признано правомерным только при условии, если оно объективно способствовало уменьшению или предотвращению возможного ущерба, что требует доказательств со стороны водителя.
Следует иметь в виду, что пересечение сплошной линии не может быть признано нарушением, если разметка скрыта снегом, водой, стёрта или нанесена на старую противоречащую разметку. При предъявлении претензии со стороны инспектора водитель должен доказать данный факт, проведя фото или видеосъёмку данного участка дороги.

Видео: Часть 1 (наезд на сплошную). Чем отличается сплошная от двойной сплошной.

Видео: Часть 2 (что значит пересечь сплошную)

Курьезный случай произошел в Ленинградской области. Водителя, превысившего скорость, наказали дважды за одно и то же нарушение. Он двигался по магистрали М-11, на участке, где скорость ограничена 110 км/ч, с превышением. И он этого не отрицает. Но вот беда: за это нарушение он получил два штрафа. Первый — за превышение моментальной скорости, а второй — за превышение средней скорости. При этом измерение моментальной скорости производилось прибором, входящим в состав комплекса, определившего среднюю скорость.

Такая ситуация стала возможной после того, как комплексы фотовидеофиксации «Автоураган», которые вычисляют скорость автомобиля не по радару, а по скорости изменения размера картинки номера в кадре, стали использовать в двойном назначении.

Они фиксируют как моментальную скорость, то есть проезд под камерой с определенной скоростью, так и высчитывают среднюю скоростью на определенном участке между двух камер.

Первой эту технологию использовало Подмосковье. Но там эксперимент прошел удачно. И повторных штрафов за одно и то же нарушение не выносилось. А вот в Ленинградской области возникли проблемы.

Как пояснили в Госавтоинспекции, программное обеспечение комплекса должно было отсечь лишнее нарушение. Обе камеры комплекса могут зафиксировать превышение моментальной скорости — в момент проезда под каждой из них. Тогда автовладелец получит два штрафа. Но с разных камер, расположенных на разных участках дороги. Но если камера зафиксировала еще и превышение средней скорости, то есть автомобиль проехал участок дороги за более короткое время, чем рассчитано компьютером, то комплекс должен был отсечь лишние нарушения.

Допустим под одной камерой он проехал с превышением. Под другой — без. В среднем на участке он шел с более высокой скоростью. Какой штраф ему вменять?

Увы, но таких инструкций вообще не существует. Но это не повод наказывать водителя дважды за одно и то же нарушение.

Как считает эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман, поскольку зоны контроля камер пересекаются, это одно и то же нарушение. Если одно и то же нарушение фиксируется двумя способами, тогда нужно выбирать. Технически это решаемо.

Должны сравниваться результаты трех комплексов. Такие случаи должны исключаться программными фильтрами путем выявления фиксации одного и того же автомобиля как за среднюю, так и за моментальную скорость. А если это разные составы нарушения правил, например, в момент моментальной фиксации машина превысила скорость более чем на 40 км/ч, а средняя скорость до 40 км/ч, то штраф должен налагаться за более грубое нарушение. Но ни в коем случае недопустимо двойное наказание за одно нарушение.

Именно поэтому эксперты рабочей группы «Защита прав автомобилистов» Общероссийского народного фронта предлагают прописать в новом КоАП четкие требования к комплексам фотовидеофиксации. Правда, в МВД считают, что такие требования должны быть закреплены не в КоАП, а постановлением правительства. Но они должны быть.

Примечательно, что в проекте процессуального КоАП предусматривается возможность при выявлении подобных ошибок самим подразделениям, которые вынесли ошибочный штраф, отменять его без обращения пострадавшего. Это упрощенный порядок обжалования. Если бы эти положения действовали сейчас, то автовладельцу в данной ситуации даже не пришлось бы ничего обжаловать. Все сделали бы за него. Тем более что история получила широкую огласку. Ну а пока этих положений не принято, то автовладельцу придется действовать по старинке: направить претензию в подразделение, вынесшее это постановление.

Компетентно

Лев Воропаев, адвокат:

— Конституция РФ и Кодекс об административных правонарушениях прямо запрещают привлекать граждан за одно и то же правонарушение дважды. Поэтому в данной конкретной ситуации, очевидно, произошло недопустимое: вынесение двух постановлений за превышение скорости в одном месте и в одно время. Поэтому гражданину необходимо обратиться с отдельной жалобой на каждое постановление на имя вышестоящего должностного лица ГИБДД (обычно это начальник ГИБДД подразделения) или в районный (городской) суд по месту фиксации правонарушения.

В свою очередь Верховный суд РФ указывал, что средства автоматической фотовидеофиксации на одном участке дороги должны устанавливаться с таким интервалом между ними, чтобы предоставить водителю разумный промежуток времени для приведения скорости в установленные ПДД РФ рамки. Если эти требования должностными лицами не соблюдены, гражданину стоит подать заявление в МВД и на устранение допущенных нарушений при монтаже средств автоматической фиксации правонарушений.

Кстати

Двойное наказание становится распространенной формой наказания водителей. Во время подготовки материала, автовладельца в Хабаровском крае оштрафовали трижды за одно и тоже нарушение. Первый штраф он получил за проезд под камерой, которая фиксировала моментальную скорость на участке с ограничением 40 км/ч. Второй — за проезд под камерой на участке с ограничением 60 км/ч. А третий штраф он получил за превышение средней скорости между этими двумя камерами. Парадокс, но средняя скорость там измеряется на участке, где действуют разные скоростные ограничения. Поэтому понять, какое из этих наказаний повторное — довольно сложно. В одном случае его оштрафовали за превышение скорости более чем на 40 км/ч, в двух других за превышение более чем на 20 км/ч. Это разные новеллы КоАП. Но нарушение, по сути, было одним. Так что отменять надо все три постановления.

Пишем заявление в ГИБДД

Государственная инспекция по безопасности дорожного движения – первая инстанция, должностные лица которой имеют право принять решение об аннулировании неправомерно начисленного штрафа.

Контакты специалистов, которые наделены полномочиями разрешить спорные вопросы, указываются в постановлении о наложении штрафов.

Правилами оформления обращений в официальные и государственные структуры предусмотрено указание следующей информации:

  • ФИО должностного лица, выступающего получателем заявления;
  • личные данные заявителя, такие как ФИО, адрес и контактный номер телефона;
  • личную подпись;
  • дату составления документа.

В тексте обращения следует подробно изложить проблему, указав номер и дату выписки постановления о нарушении, а также просьбу отменить вынесенное решение.

Согласно закону, рассмотрение заявления может быть проведено при личном присутствии заявителя, так и без него. О своем решении и желании присутствовать или отсутствовать при решении проблемы нужно обязательно написать в документе.

Заявление о неправомерности претензии можно отправить заказным письмом с отметкой о вручении адресату или же принести в управление лично и оставить в канцелярии.

В первом случае для доказательства обращения достаточно иметь на руках ксерокопию прошения и корешок об отправке заказного письма. Во второй ситуации заявление нужно писать в двух экземплярах, один из которых останется в канцелярии ГИБДД, а второй с записью о принятии – у заявителя.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *