Что такое суброгация по КАСКО в страховании?

Что означает это понятие в добровольном страховании транспортных средств?

Суброгация КАСКО — определенные обстоятельства, которые позволяют СК требовать конкретную сумму ущерба с гражданина, виновного в ДТП. Согласно статье №965 Гражданского кодекса Российской Федерации, таким обстоятельством является нарушение правил страхования держателем страхового полиса КАСКО или нарушение правил дорожного движения вторым участником аварии, который был признан виновным в дорожно-транспортном происшествии.

Законные основания для процедуры

Суброгация является полностью законной процедурой. Законность ее применения лежит в определении этого понятия.

Это значит, что если полис обязательного страхования виновника ДТП не покрыл полностью ущерб, а остаток был возмещен пострадавшему по полису КАСКО, то страховая компания, покрывшая разницу, имеет полное право взыскивать с лица, признанного виновным в аварии полную сумму выплаченной страховой премии.

Во всем сказанном выше, есть небольшая оговорка.

Если виновник дорожно-транспортного происшествия во время, когда произошла авария, исполнял свои должностные обязанности, то к нему не применима суброгация, ответственность ложится на его работодателя.

Суброгация. Как это работает

Суброгация (от латинского — замена) — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного.

Существует два варианта суброгации:

  1. Претензии предъявляются страховой компании по ОСАГО виновника. При ущербе до 400 000 рублей. Полис ОСАГО — это гарантия выплаты пострадавшей стороне денежной компенсации в размере до 400 000 рублей.
  2. Претензии предъявляются самому виновнику, если сумма денежной компенсации превышает 400 000 рублей.

Пример. При ДТП вы оказались виновным в аварии. У пострадавшего невиновного есть КАСКО. Его ущерб составил 650 000 рублей без износа, страховая компания компенсирует все убытки и получит право на суброгацию на сумму 500 000 рублей с учетом износа, заменяемых деталей. 400 000 рублей будет покрыто за счет вашего полиса ОСАГО. Оставшиеся 100 000 рублей компания, где оформлен полис КАСКО, в обязательном порядке потребует от виновника ДТП.

Право на такое взыскание и называется суброгацией в традиционном понимании данного слова.

Досудебный порядок проведения

До того, как дело о суброгации пойдет в суд, у страховщика и виновника аварии есть время, чтобы договориться о мирном решении вопроса. В целом, досудебную практику можно разделить на 2 этапа:

  1. Направление страховой компанией заказного письма виновнику дорожно-транспортного происшествия с уведомлением о наличии долга.
  2. Обсуждения виновником ДТП и представителем страховой компании условий, на которых будет производиться погашение долга.

Тут нужно понимать, что страховые компании готовы идти навстречу виновнику, если тот не скрывается и отозвался на присланное ему уведомление. Практически всегда, можно договориться о погашении долга в рассрочку и очень часто, снизить величину долга по соглашения сторон. Именно по этим причинам не стоит игнорировать присланное уведомление и в самое ближайшее время после его получения связаться со страховой компанией, которая его направила.

Срок исковой давности

Согласно статье №1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности по вопросам суброгации по договорам добровольного страхования ТС составляет 3 года. Отсчет этого периода ведется с даты, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.

Это значит, что даже если полис КАСКО потерпевшего истек, страховая компания все равно имеет полное право предъявить виновнику аварии претензию по выплате ущерба, который понес страховщик.

Если произошла авария в которой гражданин был признан виновным, то лучше всего хранить все документы и акты по этому происшествию не менее трех лет. Это может помочь снизить размер долга перед страховщиком.

Если вы уже являетесь владельцем КАСКО, либо только планируете его приобрести, полезными для вас могут стать следующие статьи наших экспертов:

  • По каким формулам и параметрам производится расчет стоимости полиса, а также, каковы тарифы и нюансы оформления для нового и старого автомобиля?
  • Как правильно написать заявление в СК о наступлении страхового случая?
  • По каким причинам страховая компания может отказать в выплатах и что делать в таких ситуациях?

lipik / .com

28 марта 2016 года в результате наезда на выбоину в покрытии проезжей части дороги принадлежащий С. автомобиль получил механические повреждения переднего и заднего левых колес и заднего левого диска.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа согласно заключению эксперта составила 59 100 руб. При этом эксперт руководствовался методическими рекомендациями для судебных экспертов без использования Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика).

Считая, что причиненный ущерб подлежит возмещению учреждением «У», не исполнившим надлежащим образом обязанность по содержанию автомобильной дороги, С. обратился в суд с иском, в котором требовал взыскать в его пользу 59 100 руб. в счет возмещения причиненного ДТП ущерба, а также расходы на оплату независимой экспертизы в размере 2500 руб. и юридических услуг в размере 10 000 руб.

Суд удовлетворил эти требования лишь частично, взыскав в пользу С. сумму ущерба в размере 35 120 руб., 1485,5 руб. расходов на оплату услуг эксперта и 6000 руб. в счет оплаты услуг представителя (решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 21 июня 2016 г. по делу № 2-3292/2016).

По мнению суда, в ДТП виноваты как водитель, который не учел дорожные и метеорологические условия и допустил наезд на выбоину (ст. 10.1 ПДД), так и учреждение «У», ненадлежащим образом выполнившее обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Вина сторон была установлена в процентном соотношении – 20% и 80% соответственно.

Кроме того, определяя размер ущерба, суд первой инстанции исходил из необходимости применения в данном случае Единой методики и, руководствуясь заключением эксперта, установил размер ущерба равным 43 900 руб.

С. обжаловал это решение, но апелляция оставила его в силе (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2016 г. по делу № 33-8609/2016).

Сочтя позицию судов незаконной, С. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, и тот нашел основания для ее удовлетворения (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23 мая 2017 г. № 50-КГ17-3).

Сославшись на преамбулу Единой методики, Суд подчеркнул, что ее применение является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках ОСАГО. Тогда как правоотношения, возникшие между С. и учреждением «У» законодательством об ОСАГО не регулируются. В данном случае, отметил ВС РФ, применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.

По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 Гражданского кодекса). Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (ст. 15 ГК РФ).

Что касается причинения вреда автомобилю, то, указал ВС РФ, потерпевшему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Таким образом, размер подлежащих возмещению расходов должен соответствовать реальным, то есть необходимым, экономически обоснованным, отвечающим требованиям завода-изготовителя, учитывающим условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденным расходам, в том числе расходам на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

При этом Суд сделал вывод о том, что действующее законодательство не предполагает, что предназначенная исключительно для целей ОСАГО Единая методика безусловно распространяется и на деликтные отношения. Данная позиция была также высказана КС РФ (постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П, постановление КС РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).

Нижестоящие суды, по мнению ВС РФ, не учли, что произведенные на основании Единой методики подсчеты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причиненного фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения.

В связи с этим Суд признал акты нижестоящих судов незаконными и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого посоветовал в полной мере учесть все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.

В один день Конституционный суд рассмотрел сразу три жалобы граждан, требовавших признать неконституционным положение закона об ОСАГО, согласно которому стоимость ремонта автомобиля оценивается в соответствии с Единой методикой оценки ущерба. Во всех трех случаях гражданам было отказано.

По мнению граждан, оценка стоимости ремонта в соответствии с Единой методикой оценки ущерба нарушает их конституционные права, поскольку исключает «возможность оспаривания размера причиненного ущерба в случае его несоответствия рыночным ценам», а также лишает их права «на возмещение причиненного вреда в полном объеме, не позволяя получить его ни со страховой компании, ни с причинителя вреда».

По мнению Конституционного суда, Единая методика оценки ущерба «являются частью механизма определения размера подлежащего возмещению вреда в рамках договора обязательного страхования и не препятствуют возмещению вреда в полном объеме непосредственным причинителем». Поэтому оценка ущерба в соответствии с этой методикой не может нарушать конституционные права граждан. А проверка ведомственных нормативных актов, к которым относится и Единая методика, не относится к компетенции Конституционного суда, говорится в определении.

осталось только до бестолковых судей в регионах (Твери, Кирове, Ярославле и проч.) донести эти умные мысли, а то повадились взыскивать по ценам дилера.

Что Вы! Это были очень толковые «граждане» с оборотом бизнеса около 10 млрд. руб. в год.
Ну, и работают они со столь же продвинутыми судьями в названных Вами (и не только) регионах.

А ВС, видимо, получил установочку этот бизнес похерить уже. А то беспокойно как-то.

Где то густо, где то пусто, в ХМАО по ЕМ можно только б/у з/ч привезти убитого качества, а приравняли к Кемеровской области. Просто нет единой трактовки, я против ЕМ в том виде в котором она сейчас, а точнее против цен РСА, совершено очевидно что СК добились своего.

Только выплаты отнюдь не потерпевшим доставались.
Это же общеизвестный факт.

Тут еще вопрос кто бестолковый и не знает как можно привлечь судебного эксперта за заведомо ложное заключение с использованием заниженных цен из справочников РСА

для честных граждан предусмотрена возможность ремонта по направлению страховщика, и на методику им «с высокой колокольни», а аферюгам которые хотят получить побольше, что бы потом отстучать в гараже краник прикрутили немного.

Дисыч, на методику им не с высокой колокольни, т.к. направление страховщика вещь ОЧЕНЬ редкая + все равно предполагает учет износа.

А вы не хотите доплатить за износ всем гражданам отправившимся ремонтировать по направлению страховщика, с котрых этот износ теперь требует сервис, честный вы наш? Каким пластырем я заклею дырку на моем бампере, это мое личное дело. Какой краник прикрутили? Краник на право получить выплату соразмерной цене детали в ОБЫЧНОМ НЕ ДИЛЕРСКОМ магазине? А как сервисы, прогнувшиеся под бросовые цены страховых, машины ремонтируют видели? Без слез не взглянешь. Плевать на методику как раз хотели аферюги, они и так выход найдут. Я лично знаю несколько способов как по вашей драной методике получить свое. А вот простые люди страдают. Только те, кто сейчас активно защищает страховщиков, когда народ дубины в руки возьмет и пойдет крушить олигархов. тут же бросят своих хозяев и переметнутся на другую сторону. Кость-то хозяйская может и вкусная, но шкура дороже.

Для тех кто не хочет клеить бампер и получить все в полном объеме есть страховка КАСКО, а то за 5 копеек рубль вернуть хочет.
Душа болит за простых людей? Это Вам на ЭХО, там таких любят))))
А про народ с дубиной не надо здесь плеваться праведным гневом, ничего он не возьмет и ни куда не пойдет, терпит ЖКХ, пенсии, чиновников, а вот на ОСАГО прорвет. Не смешите мои тапочки.

КС, судя по всему, не в курсе последних инициатив ВС, в соответствии с которыми виновник также возмещает вред в пределах сумм, рассчитанных в соответствии с Методикой.

Так в том то и фокус. Ребята жалуются на то, что ЕМ ограничивает возможности по увеличению сумму компенсации. К примеру, если по ЕМ страховщик насчитал 50.000 руб. ущерба и все выплатил, то требований к виновнику уже предъявить нельзя, поскольку ущерб считается компенсированным в полном объеме.

Но КС явно говорит — Единая методика оценки ущерба «являются частью механизма определения размера подлежащего возмещению вреда в рамках договора обязательного страхования и НЕ ПРЕПЯТСТВУЮТ возмещению вреда в полном объеме непосредственным причинителем»

Она и не препятствует, она устанавливает полный объем ущерба в рамках, которого возможно получить возмещение. К примеру, в случаях, когда ущерб рассчитанный по Единой методике превышает страховую сумму по ОС АГО, потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба, который не был компенсирован страховой выплатой, с виновника.

А вот подскажите мне, уважаемые специалисты, такую интересную вещь, которая мне не дает покоя.
Вот все говорят про ЕМ, про всякие справочники РСА, износ и справедливый размер выплат…
А я смотрю на старенький минивэн соседки и диву даюсь — она — инвалид-колясочник, и минивэн у нее, судя по всему, сделан по какому-то спецзаказу, потому что у нее и гидравлический лифт какой-то хитрый, чтобы ее легко было в салон завозить прямо в ее кресле, и салон там как-то переделан по-хитрому, чтобы ей удобнее было и т.д., и т.п.
Я не знаю, сколько она / её дети вложили в «доработку» ее машины, но, думаю, существенно больше, чем машина этой модели и этого года выпуска без таких доработок стоит на рынке.

Вот влетит в такую машину Вася с ОСАГО — и что будет происходить дальше?
Как будет возмещаться ущерб хозяйке этого минивэна?
Сама тачка нихрена, видимо, уже не стоит, но ее начинка, скорее всего, стоит ого-го.
Это просто один из примеров — может быть и дорогая аэрография, бронирование, какие-нибудь технические обвесы. Как вопрос с таким ущербом решается в существующей парадигме ЕМ?

«А проверка ведомственных нормативных актов, к которым относится и Единая методика, не относится к компетенции Конституционного суда, говорится в определении.»

А куда тогда следует жаловаться, если с методикой не согласен?

Очевидно, стоит писать в Спортлото.

У РПЦ есть услуга: «Связь с Богом!»=) Попробуйте ей воспользоваться, чем черт не шутит

Ну а серьезно, если, то куда?

Верховный суд же!

Как раз в КС и нужно писать. Только граждане (или их представители) как всегда «не тот метод» избрали. Нужна нам всем ЕМ, только в КС нужно ставить вопрос о справедливости и несоответствии К.РФ таких положений, как доступность результатов исследования методики и их контроль, непонятно какие 10% стат.погрешности (где такая «статистика» еще интересно есть), указание в том числе и того, что ЦБ является независимым от России, что РСА по сути наделили гос.полномочиями, но отсутствует какая-либо ответственность за фальсификацию справочников, поттасовку получаемых результатов и вообще отсутствие возможности достоверно получить действительный результат даже в программном комплексе, так как все действия происходят через неподконтрольный РФ Интернет, а сами программные комплексы по сути сертифицируются исключительно заводами изготовителями и не являются уполномоченными Законом операторами предоставления сведений, влияющих на права потерпевших.
И многое другое.

Никто пока еще не написал о «таких» несоответствиях Конституции, и что установленным порядком прямо нарушается норма о главенстве права человека (ну читай — потерпевшего), а потом уже страховой компании.
Я считаю, что: сделайте нормальные выплаты (без износа, с «нормальными» либо подвергающимися простому сомнению в суде справочниками, и всякой там ответственностью гос.чиновников, а не ее отсутствием «пугалов» из РСА, и поднимайте на здоровье стоимость ОСАГО с повышением МРОТ. Хоть заодно и за МРОТ и прожиточный мининум заодно займутся. Накрайняк — по уровню инфляции, которую ЦБ должен торпедировать, а сам — таргетирует (самоцель то есть ))) А то доллар вверх, а МРОТ сидит себе как ни в чем не бывало.

По всем ступенькам до ВС (((

… прошу прощения, глупости, для честных граждан которые едут на СТОА, СК уже давно подготовили договора с СТОА, ремонт в которых прописан в строгом соответствии с ценами РСА, в том числе и износ, компетентно заявляю что на сегодняшний день единственный способ в ХМАО сделать машину по ценам РСА (80 %), это БУ отвратного качества, как мы понимаем рынок БУ сейчас в связи с увеличившимся спросом возрос в ценах, да и не на все марки ТС можно найти БУ. Да и вообще при таком ремонте столько проблем возникает разного рода что мало не покажется.

Доплатите дилеру за новые детали, и вопрос решен. В конце концов никто не обещал, что по ОС АГО будет произведен полный восстановительный ремонт с новыми деталями, такой сервис возможен только при наличии договора КАСКО.

Тогда я просто не вижу смысла осаго. Осаго- возмещение вреда, которое принимает на себя СК вместо виновника. Я виновника не просил в меня въезжать. Если ты въехал будь ласков востонави то что повредил в соответствии с нормами гражданского оборота.Пример: старый автомобиль, на нем дедушка ездил за хлебом и обратно. состояние ОТС. Влетел в него лихач, повредил. Страховая посмотрела рыночные цены, и решила что это авто летальное, так как ремонт дороже стоимости. А автомобиль на ходу и отъездит еще дай бог сколько. Выплата будет не более 65 % от стоимости, почему я должен доплачивать за новые детали. в этом случае при обращении к виновнику он в суде будет отстаивать свою позицию, моя ответственность застрахована, лимит не превышен.(см. экспертное заключение по ценам РСА). Где мое право на возмещение вреда в полном объеме?

Ваше право на возмещение в полном объеме никто не ущемлял им Вы можете воспользоваться приобретя договор КАСКО, который заключается на условиях отличных от условий договора ОС АГО, но и стоит других денег. Есть конечно вариант подтянуть условия ОС АГО до условий КАСКО, но тогда и тариф подтянется, а Вы будете бурчать: «Какого (вырезано) я должен платить столько денег за ОС АГО, я аккуратно езжу!»=)

а как быть с РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ВОПРОС. Возможно ли взыскание с непосредственного причинителя вреда стоимости необходимых для восстановления автотранспортного средства деталей, узлов и агрегатов без учета износа при выборе потерпевшим способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству, путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства в рамках договора обязательного страхования?

Таким образом, потерпевший вправе требовать со страховой компании, являющейся страховщиком по обязательному страхованию гражданской ответственности причинителя вреда, выплаты страхового возмещения в пределах сумм, предусмотренных ст. 7 Закона об ОСАГО (400 тысяч рублей).

В случае, если стоимость ремонта превышает указанную выше сумму ущерба (400 тысяч рублей), с причинителя вреда подлежит взысканию дополнительная сумма, рассчитываемая в соответствии с Единой методикой с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Брянский юрист Ольга Курзина обратилась в Верховный Суд РФ с требованием проверить законность единой методики определения Расходов на ремонт автомобиля для ОСАГО (далее ЕМ). Ольга Курзина обратила внимание на то, что методика позволяет абсолютно безнаказанно занижать стоимость восстановительных работ (СВР) по ОСАГО на 10%. Разделяет данное мнение и ассоциация автомобильных дилеров.

Корень проблемы

Суть проблемы сводится к следующему. Ранее мы неоднократно писали о том, что стоимость запчастей в справочниках РСА, на которые опирается ЕМ, бывает существенно занижена. Мы даже рассказывали о СДЕ ФАС против РСА и о том, как можно оспорить стоимость ЗЧ по РСА. Однако, ЕМ содержит довольно спорный пункт 3.5, согласно которому если разница между расчетом независимого эксперта и эксперта от страховой компании составляет менее 10%, такая погрешность признается статистической и суд такой иск не будет рассматривать.

Таким образом, у СК появляется дополнительная возможность занижения ущерба еще на 10% и за это абсолютно ничего не будет, суд просто не возьмет такое дело в рассмотрение.

Нарушение права

Если единая методика считает отклонение в 10% незначительным, то для автолюбителя это может быть вполне ощутимая сумма. С учетом действующего лимита ОСАГО в 400 т.р. сумма недоплаты может составлять до 40 тысяч рублей, а это даже выше средней месячной заработной платы в нашей стране.

Действительно, такая ситуация является неприемлемой и мы надеемся, что ВС предпишет изменить данный пункт ЕМ. Между тем, ЦБ уже давно говорит о том, что ЕМ должна быть переработана. Но по данному иску и Минюст и ЦБ комментариев не дают до момента фактического рассмотрения.

Свою оценку иску дал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, который ожидаемо начал рассказывать про плохих автоюристов и честных страховщиков:

«Что касается оспариваемой нормы, конечно, можно предположить, что какие-то компании специально занижают расчеты… Крупные страховщики и независимые эксперты используют для расчетов одни и те же программы, которые дают, как правило, одни и те же суммы. Небольшая разница может возникать, к примеру, если один эксперт выбрал в программе ремонт бампера, а другой — замену. На выходе получаются разные нормо-часы».

«Норма в 10% вводилась для того, чтобы исключить массовые обращения в суды при незначительной разнице расчетов… Как правило, иски подают не страхователи, а нанятые автоюристы, наживающиеся на этой процедуре. Если разница более 10%, то суд назначает свою экспертизу»

Конечно, очень просто все свалить на «автоюристов», а в том, что людям недоплачивают по страховке – не проблема. Пожалуй, редкий автомобилист, столкнувшийся с возмещением по ОСАГО, остался доволен и смог полноценно восстановить свой автомобиль без доплат. Ранее ВС уже выносил справедливые решения, которые шли вразрез интересам страхового бизнеса, надеемся, что не подведет он и в этот раз.

Взыскание ущерба с виновника ДТП

Чтобы взыскать суброгацию, страховая компания должна соблюсти определенный порядок действий.

Справка. Это значит, что просто прислать письмо с уведомлением о наличие долга недостаточно для получения выплаты с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Ниже представлена процедура, которой должна следовать страховая компания, чтобы получить выплату по суброгации.

  1. Подготовка страховщиком пакета документов, подтверждающих наличие основания для выставления требования.

    В этот пакет документов входит следующее:

    • акт осмотра транспортного средства потерпевшего экспертным оценщиком, в котором указаны повреждения, полученные в аварии;
    • расчет стоимости восстановления машины потерпевшего, к которому должны быть приложены фотографии запчастей, которые были повреждены;
    • справка из отделения ГИБДД, сотрудники которого зафиксировали дорожно-транспортное происшествие, о факте аварии и наличии административного правонарушения.
  2. Подготовка пакета документов, подтверждающих наличие права на взыскание по процедуре суброгации.

    В такой пакет документов входит:

    • копия паспорта транспортно средства потерпевшего;
    • копия страхового полиса КАСКО потерпевшего;
    • квитанция о полной выплате страховой премии потерпевшему;
    • копия заявления потерпевшего о наступлении страхового случая в результате дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц.
  3. Направить письмо виновнику аварии с предъявлением претензии.

    Письмо оформляется в свободной форме и направляется заказным письмом виновнику аварии. Прикладывать копии и оригиналы документов к этому письму страховая компания не обязана, поэтому лучше сразу на него реагировать, а уже после уточнять законность и правомерность предъявленных требований.

  4. Досудебное или судебное урегулирование вопроса.

    Страховая компания должна дать достаточный срок виновнику аварии на ответ на выставленную претензию. Согласно Гражданскому кодеку Российской Федерации, достаточным сроком признается период в 30 календарных дней.

    Если ответчик по претензии не вышел на связь со страховой компанией или сторонам не удалось договориться о сумме, форме и срокам погашения задолженности, страховщик имеет право подать иск в суд, с прошением о принудительном взыскание долга с ответчика.

Как защитить себя от суброгации

Получив от страховой компании претензию суброгации по КАСКО, можно обратиться к юристу. Специалист разберется в калькуляции и постарается убедить страховщика уменьшить сумму возмещения, а также договорится о рассрочке платежа.

Не редки случаи, когда СК завышают сумму ущерба, предоставив сомнительную калькуляцию. Поэтому нужно проверить все документы, касающиеся оценки убытка, а также правильность всех расчетов. Часто компании выставляют счет без учета коэффициента износа транспортного средства, это неправомерно.

  1. Соответствие ремонтных работ и полученных повреждений при ДТП.
  2. Соответствие приобретенных и замененных деталей, имеющих отношение к ДТП.
  3. Проверяем цены на соответствие рыночной стоимости.

Недобросовестные страховые компании также могут приписать к счету дополнительные запчасти, не имеющие отношения к ДТП.

Когда вы принимаете решение о добровольном личном возмещении убытков пострадавшему, всегда берите у пострадавшей стороны расписку о получении денег и об отсутствии к вам претензий. Иначе, вы можете оказаться в неприятной ситуации. После аварии потерпевший автовладелец получит с вас деньги, потом обратится за возмещением ущерба в свою страховую по полису КАСКО, а страховая, через пару лет в порядке суброгации по КАСКО выставит вам счет, как виновнику ДТП.

И напоследок, полезный совет. Попав в серьезное ДТП, постарайтесь наладить контакт с потерпевшей стороной. Не лишним будет ваше присутствие при осмотре экспертом поврежденного автомобиля. Попросите копию составленной калькуляции. При возможности, получите дополнительную оценку у стороннего специалиста. По истечении срока исковой давности не выбрасывайте документы. Это поможет избежать лишних недоразумений при общении с сотрудниками страховой компании.

Как не платить или снизить размер?

Существует только 1 способ полностью избежать выплат по суброгации: выигрыш судебного дела. Реализовать его можно только при условиях:

  • Страховщик подал иск по истечении 3-х лет с момента аварии. Для закрытия дела в этом случае, потребуется подать во время заседания ходатайство о закрытии дела по факту истечения срока исковой давности (о том, сколько составляет период исковой давности по различным делам, касающихся полисов КАСКО, мы подробно рассказывали в этом материале).
  • Страховщик не собрал документы или не выплатил страховую премию потерпевшему полностью. В этом случае для закрытия дела потребуется подать ходатайство с указанием нарушений со стороны страховой компании и с просьбой отказать в удовлетворении исковых требований.

Также существует способ снизить размер долга по суброгации. Для этого потребуется внимательно изучить документы, которые представляет страховщик. Конечно, существует множество нюансов, за которые можно зацепиться, но рядовому гражданину они недоступны. Поэтому, лучше либо обратиться к профессиональному юристу, либо самостоятельно попробовать найти одно из 4-х несоответствий:

  1. Наличие повреждений, которые не могли появиться в результате случившегося ДТП.
  2. Наличие ремонтных работ, которые не нужны были согласно акту экспертного оценщика.
  3. Наличие дублирования одной и той же детали в списке оплаченных потерпевшему.
  4. Завышенные цены на детали, которые были оплачены потерпевшему.

Воспользуйтесь нашим онлайн калькулятором для рассчета КАСКО онлайн в 16 страховых компаниях. Скидка до 50% от стоимости полиса для аккуратных водителей. Гарантия точной цены!

Получив уведомление с требованием погасить расходы страховщика, следует проверить, не истек ли срок давности по данному делу. Согласно п.2 ст. 966 ГК РФ срок давности по суброгации составляет 3 года после ДТП. Данный факт может помочь водителю, однако чаще всего компания следит за такими моментами, и суд может принять претензию к рассмотрению.

Основное правило при требовании по суброгации – нельзя замалчивать ситуацию. В случае, если водитель не явится на заседание, вопрос может быть решен в пользу истца даже при нарушении срока давности иска. Суд скорее пойдет навстречу, если водитель лично заявит о факте истечения срока давности в процессе рассмотрения дела. Именно поэтому важно сделать это до того, как суд вынесет решение.

Обоюдность

Согласно статье №1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоюдную виновность в аварии могут установить сотрудники ГИБДД, а если с их решением не согласен хотя бы один из участников дорожно-транспортного происшествия, то только суд. Страховые компании не могут самостоятельно устанавливать факт обоюдной вины, и обязаны использовать данные представленные компетентными органами.

Фактически, в законе нет запрета для страховщиков, чтобы они не могли взыскивать суброгацию при рассматриваемом стечении обстоятельств, но на практике, страховые компании не предъявляют претензий в таких делах.

В целом, суброгация – это законное право страховой компании на возмещение выплаченной страховой премии виновником дорожно-транспортного происшествия. При этом, у ответчика также имеются инструменты, чтобы оспорить такую претензию или же уменьшить размер долга перед страховщиком потерпевшего.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *