Допустимая высота бордюра и кто за нее отвечает?

СП 59.13330.2016 — 5.1.5 в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.

Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.

Перепадами высоты считаются препятствия на пешеходных путях высотой более 2.5 см:

Преодоление бордюрного камня высотой до 1,5 см, как правило, не представляет трудности для инвалида на кресле — коляске.

Перепады высоты от 1,5 до 2.5 см допустимы, но могут вызвать затруднения у части инвалидов. Так как для преодоления на кресле-коляске перепада более 2.5 см может потребоваться посторонняя помощь.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 5 см.

Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.

СП 59.13330.2016 — 5.1.8 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.

Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 90 см. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко — желтой (или белой) краской.

Съезд — это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса. Ширина – не менее 90 см.

СП 35-101. Съезды не должны выступать на проезжую часть.

Съезд должен полностью располагаться на тротуаре.

При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания — не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, — не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.

Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.

Если съезд расположен перпендикулярно тротуару, то на нём должен оставаться ровный проход без бокового уклона для прохода людей и безопасного проезда на кресле-коляске. На этой ровной части тротуара инвалид на кресле коляске сможет безопасно развернуться, чтобы съехать на проезжую часть.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства – когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре.

Ограждение, бордюр с направляющей функцией вдоль тротуара

СП 35-101. Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.

4.15. Рекомендуется, если не требуется иная окраска, выделять: желтым цветом – ограничительные бортики, пересечение пути, первую и последнюю ступени лестницы.

Перепад высоты, бордюр или ограждение вдоль тротуара определяется тростью и предохраняет слепого от выхода на проезжую часть.

Для территории здания, где нет интенсивного транспортного движения, допускается объединять проезжую и пешеходную часть.

В этом случае наилучшим вариантом является тактильная полоса с направляющими рифами до главного входа.

Отсутствие направляющих элементов не может быть причиной недоступности территории для слепого. Инвалид по зрению для передвижения может использовать другие ориентиры, в том числе звуковой маяк, воспользоваться помощью сопровождающего.

При определении степени доступности территории направляющие элементы на данном этапе не учитывается.

При отсутствии бордюров вдоль газонов необходимо рекомендовать установку бордюра или декоративного ограждения, тактильной полосы.

Высота бордюра по госту

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

Высота бордюра по ГОСТу

«Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом :
«…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

«Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора … с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…»

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь­ных проездов от тротуаров и газо­нов ГОСТ 6665-91

Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до­рожек и тротуа­ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ
Описание по ГОСТ 6665-91
Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело­сипедных доро­жек и тротуаров с интенсивным движением детс­ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое­зжих частей улиц и дорог на пере­сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Все о бордюрах. Виды, характеристики

Главная Все о бордюрах

В дорожном строительстве с каждым годом появляются новые технологии и материалы. Достижением последних лет стало полусухое вибропрессование. Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками. Марка бетона, прочность на сжатие, морозостойкость — основные качественные показатели бордюрных камней.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень. Все они имеют разные размеры, характеристики и места применений. Основные их функции:

  • отделить пешеходную зону от не пешеходной;
  • отделить проезжую часть дороги от остальной территории;
  • укрепить консрукцию тротуарной плитки;
  • защитить дорожное полотно и тротуарную плитку от размывания проточной водой;
  • придать законченый архетектурный вид клумбам и садовым зонам.

Магистральный Бордюр

Бордюрный камень магистральный, ГОСТ 6665-91 – самый большой по размерам бордюрный камень из всей линейки. Бордюр магистральный бывает нескольких размеров и соответственно разного веса :

БР 100.30.18 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 180 мм вес 120 кг
БР 100.45.15 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 150 мм вес 140 кг
БР 100.45.18 размер ДхВхШ 1000 х 450 х 180 мм вес 190 кг

Магистральный бордюр устанавливают на трассах между городами, на магистралях, на мостах и развязках дорог. Из за повышенных характеристик прочности, магистральный бордюр более устойчив к внешним факторам и имеет свойство оказывать сопротивление изнашиванию в определённых условиях. Цены на магистральный бордюр варьируются от 250 руб за штуку до 700 рублей за штуку.

Характеристики

Марка прочности М400
Морозостойкость 300 циклов
Класс бетона В30

Дорожный Бордюр

Дорожный бордюр вибропрессованный, ГОСТ 6665-91. 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Срок эксплуатации такого бордюра примерно 15-20 лет, в зависимости от местонахождения. На сегодняшний день – незаменимый материал дорожного строительства в соотношениицена – качество. Размеры дорожного бордюра:

БР 100.30.15 размер ДхВхШ 1000 х 300 х 150 мм вес 96 кг

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах.

Есть ли ГОСТ на высоту дорожных бордюров?

Срок эксплуатации дорожного бордюра примерно 15-20 лет. Хотя по технологии высчитывается другая цифра, примерно 40 лет. При морозостойкости бордюрного камня в 200 циклов срок должен быть именно таковым, но это без учета внещних факторов, например таких как наезды на бордюр. Купить дорожный бордюр в Москве и Московской области можно по ценам от 190 рублей до 300 рублей за штуку.

Характеристики

Марка прочности М400
Морозостойкость 200 циклов
Класс бетона В30

Садовый бордюр

Бордюрный камень садовый ГОСТ 6665-91. В отличие от других бордюров имеет спрос в частном строительстве. Визуально вибропрессованный садовый бордюр легко отличить от вибролитого, первый на 3 см толще и шершавее по струрктуре. Вибропрессованный бордюр в разы прочнее и устойчивее , так же срок эксплуатации примерно 15-20 лет, в отличие от того же наименования вибролитого метода 3-5 лет.

БР 100.20.8 размер ДхВхШ 1000 х 200 х 80 мм вес 36 кг
БР 500.20.8 размер ДхВхШ 500 х 200 х 80 мм вес 18 кг

Садовый бордюр благодоря своему размеру, идеально подходит для частного благоустройства. Полметровый поребрик удобно использовать в тех случаях, когда нужно установить бордюр не по прямым линиям, например, клумбы которые идут по кругу или извилистые алеи, тротуарные дорожки. Садовыйпоребрик, так же несет декоративную функцию, с помощью разновидности цветов. Цены на садовый бордюр 0.5 м в строительный сезон варьируются в диапазоне 50-75 рублей за штуку, на садовый бордюр метровый в диапазоне 100-130 рублей за штуку.

Характеристики

Марка прочности М300
Морозостойкость 200 циклов
Класс бетона В30

Цены на бордюр с доставкой узнавайте по телефону

+7 (495) 970-4323

или оставляйте заявку онлайн.

ГОСТ 32961-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования

Зачем класть бордюр для тротуарной плитки на участке

Но такая функция оградительной окантовки далеко не единственная. Бордюр, в том числе и садовый, надежно укрепляет дорожное покрытие и защищает его от разрушения. Особенно важна его установка на узких вымощенных участках. Такую функцию не может обеспечить ни одна друга конструкция.

Многие хозяева сегодня пытаются обойтись без бордюра, укладывают плитку вертикально или устанавливая полоску шифера. Но со временем им все равно приходится установить окантовку, тем самым делая одну работу 2 раза. Ведь в этом случае переделка будет включать еще и ремонт края плитки.

Установка на склоне

Установка бордюра для тротуарной плитки на склоне имеет некоторые нюансы. Перед работами обязательно изучается рельеф местности, учитываются все неровности.

Правильно установить бордюр для тротуарной плитки на склоне, можно с учетом следующей классификации уклонов:

  • ровные участки (с уклонами до 3 градусов);
  • с малыми уклонами (интервал от 3 до 8 градусов);
  • средние уклоны (от 8 до 20 градусов);
  • крутые склоны (уклон идет от 20 градусов).

Равнинные участки, а так же имеющие малые уклоны окантовываются бордюрами по стандартному способу. А чтобы правильно ставить бордюры под тротуарную плитку на средних и крутых уклонах, понадобится сделать хороший сток для воды. Поребрик в этом случае должен находиться ниже замощенного уровня. Окантовка устанавливается на основу из песка с цементом. Боковые элементы бордюров устанавливаются по отношению к центральным под небольшим уклоном.

Правильно укладывать бордюры под тротуарную плитку на крутых склонах, нужно таким образом, чтобы окантовка служила опорой или же выступала в качестве облицовки для ступенек на лестнице.

При умеренной крутизне склонов, ставить бордюры при установке тротуарной плитки можно обычным способом. Сначала выполняется разметка, затем укладывается подушка, плитка, и проводится засыпка смесью из цемента с песком.

Технология укладки бордюров

Переходим непосредственно к теме нашей статьи – сооружению дорожки из тротуарной плитки с бордюром. Начинается строительство с разметки самой дорожки, где фиксируется ее ширина. Для формирования границ можно использовать клинья, которые вбивают в грунт и обвязывают шпагатом. А можно воспользоваться обычным меловым порошком, который насыпают полосой. После чего выкапывают грунт на глубину до 50 см. Дно траншеи выравнивают и утрамбовывают, если на загородном участке почва с большими примесями песка. Если грунт глинистый, то трамбовку проводить не надо.

Далее проводят подсыпку из щебня или гравия. Толщина насыпаемого слоя – 15-25 см. Его также выравнивают и утрамбовывают. Для подсыпки лучше использовать щебень средней фракции с размерами гранул от 5 до 20 мм.

Подготовка траншеи под формирование садовой дорожки Источник telebrands.ru

Как только основание будет готово, можно переходить к установке бордюров. Если последний – изделие готовое, о которых было сказано выше, кроме пластиковых моделей, то монтаж проводят на бетонный раствор с мелкими наполнителями. То есть по границе выкопанной траншеи укладывают бетон толщиною до 10 см, шириною боле ширины бордюра на 5 см с каждой стороны, на который тут же укладывают бордюры. Главное – выставить устанавливаемый элемент садовой дорожки по горизонтали или параллельно склону, по которому аллейка проводится. Обязательно все элементы выравниваются друг с другом, чтобы создать единую поверхность границы.

Обратите внимание, что бордюры, расположенные по разные стороны садовой тропинки, укладываются параллельно. И их между собой надо обязательно выравнивать по верхним плоскостям.

Как только бордюры будут установлены, между ними делают засыпку песком слоем 10-15 см. Его выравнивают и утрамбовывают. После чего можно переходить к монтажу самой тротуарной плитки. Здесь два варианта:

  1. На скрепляющий раствор, для чего можно использовать бетонную смесь марки М200.

  2. На сухую цементно-песчаную смесь, в которой соотношение компонентов составляет 1:5 соответственно.

Установка бордюра на бетонный раствор Источник arstroydor.ru

Каждый элемент тротуарной облицовки выставляется в одной плоскости со всеми остальными, для чего используют уровень и резиновую киянку. Как только вся дорожка будет покрыта тротуарной плиткой, поверх засыпают или чистый песок, или цементно-песчаную смесь. Ее выметают щеткой, чтобы заполнить зазоры между плитками. Затем дорожку поливают леечно водой, чтобы попавший в зазоры песок дал усадку. Как только все просохнет, садовую дорожку можно эксплуатировать.

Сегодня внедрение в строительные операции различного типа оборудование сделало их более эффективными с увеличением скорости производства работ. Не обошел научно-технический процесс стороной и укладку тротуарной плитки. Многие компании предлагают механизированную укладку с использованием специального передвижного станка.

Видео описание

В видео показана бордюрная технология укладки тротуарной плитки механизированным способом:

На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными проектами домов и других построек (бани, беседки, гаражи) для загородных домов – от производителей, представленных на выставке домов «Малоэтажная Страна». В фильтрах задаются необходимые параметры и производится расчет стоимости, в зависимости от технологии, материалов, общей площади и других показателей.

Монолитный бетонный бордюр

В век дефицита ЖБИ изделий, а тем более других разновидностей бордюрных камней, использовали монолитные конструкции, которые заливали в опалубку. Делали это так:

  • выкапывали по разметке траншею;

  • засыпали ее щебнем;

  • устанавливали опалубку на высоту бордюра, обычно из фанерных или металлических листов, которые подпирали штырями с внешней стороны;

  • выставляли опалубку точно не только по границам, но и по высоте, чтобы потом не заниматься выравниваем верхней плоскости;

  • при необходимости укладывали внутрь армирующий каркас из катанки диаметром 6 мм;

  • заливали бетонный раствор, который обязательно штыковали, чтобы удалить воздух, попавший внутрь бетона в процессе его замеса;

  • через несколько дней опалубку демонтировали;

  • укладку тротуарной плитки начинали после полного высыхания бетонного камня;

  • нередко бетонные бордюры красили или белили известкой.

Заливка бордюра бетонным раствором в опалубку Источник manesu.com

Хотелось бы отметить, что бетонные монолитные бордюры очень популярны в Европе и Америке. Здесь разработаны уникальные технологии для формирования этих дорожных элементов.

В видео показана уникальная технология формирования монолитного бетонного бордюра:

3ЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО И ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ТРОТУАРОВ.

2.1. Работы по устройству земляного полотна производят после окончания работ по вертикальной планировке, устройству дренажей и водостоков, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытии с послойным уплотнением.

2.2. Отсыпку, разравнивание и уплотнение насыпи земляного полотна следует производить преимущественно в летнее время в соответствии со СНиП П-60-90.

2.3. На участках, подверженных пучинообразованию, при неблагоприятных гидрологических условиях следует предусматривать специальные меры для предупреждения пучинообразования.

2.5. Насыпи, как правило, должны возводиться из талого песчаного и супесчаного грунта. С целью более полного использования местного грунта допускается отсыпка насыпи из смеси талого песчаного и мерзлого грунтов с обязательным уплотнением до наступления смерзания грунта. Отсыпка верхних слоев насыпей высотой 0,8 — 1,5 м производится только из талого грунта при влажности, близкой к оптимальной.

2.6. Глинистые (водонепроницаемые) грунты могут применяться только в непереувлажненном состоянии. Пылеватые грунты допускается применять только в нижней части насыпи. Верхняя часть насыпи в этом случае (не менее 0,5 м) отсыпается из песчаных и супесчаных грунтов.

2.7. При устройстве насыпи следует соблюдать следующие правила производства работ:

— грунт отсыпают слоями равной толщины в зависимости от вида средств уплотнения;

— каждому слою грунта после планировки и разравнивания придается поперечный уклон 10 — 20 % от оси дороги;

— уплотнение следует производить при влажности, близкой к оптимальной;

— особое внимание следует обращать на равномерность уплотнения грунта.

2.8. Особенно тщательно следует уплотнять грунт около дождеприемных колодцев, колодцев подземной сети, в местах примыкания к инженерным сооружениям.

2.9. Уплотнение грунта в стесненных условиях следует производить малогабаритными механизмами (приложение 1).

2.10. При устройстве дорожного корыта его глубина должна соответствовать проекту с допусками ± 3 см. Ширина корыта с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.

2.11. Послойное уплотнение рекомендуется производить:

— при связных грунтах — укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, комбинированным способом;

— при малосвязных грунтах — укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, вибрированием, комбинированным способом;

— при несвязных грунтах — вибротрамбованием и вибрированием.

2.12. При отрицательных температурах уплотнение грунта производят трамбующими, вибротрамбующими, вибрационными машинами и виброплитами тяжелого типа.

2.13. Поверхность земляного полотна планируют так, чтобы величина просвета при прикладывании 3-метровой рейки не превышала 1 см.

2.14. Плотность грунта земляного полотна, а также грунта засыпанных траншей, разрытий, котлованов должна быть не менее 0,98. В процессе уплотнения систематически контролируют влажность и плотность грунта.

2.15. Степень уплотнения грунта устанавливают путем взятия проб грунта с ненарушенной структурой и определения объемной массы скелета грунта в лаборатории по методу стандартного уплотнения; используют также плотномер-влагомер Ковалева; для песчаных и супесчаных грунтов применяют ударник СоюздорНИИ.

2.16. Возведение насыпей в зимнее время допускается при наличии необходимого количества уплотняющих средств, обеспечивающих быстрое уплотнение отсыпанного грунта до требуемого значения плотности. В табл. 2.1.1 указаны условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время.

Таблица 2.1.1.

Условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время

Вид грунта

Условия применения

Допускаемая высота насыпи, м

Скальный, крупноблочный, крупный и средней крупности песок

Без ограничений

Без ограничений

Глинистый

Допускается с влажностью не более 1,1 от оптимальной

В зависимости от климата района:

суровый — 2,5;

холодный — 3,5;

умеренный — 4,5;

теплый — не ограничивают

Мелкий и пылеватый, неводонасыщенные пески

Допускается при влажности не более 1,2 — 1,3 от оптимальной

То же

Жирные глины, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также грунты с высокой влажностью

Применять запрещается

2.17. Насыпи, как правило, должны возводиться только из талого грунта с обязательным уплотнением до наступления смерзания насыпного грунта. Ввиду трудностей выдержать это требование в течение всего зимнего периода, допускается отсыпка высоких (более 1,5 м) насыпей из смеси талого и мерзлого грунтов (табл. 2.1.2).

Таблица 2.1.2.

Рекомендуемая высота насыпи при производстве работ в зимнее время

Средняя температура воздуха за период производства работ по отсыпке насыпей, град

— 5

— 10

— 15

— 20

Рекомендуемая высота насыпи, м

не ограничена

4,5

3,5

2,5

Насыпи высотой менее 1,5 м должны возводиться из талых грунтов при влажности, близкой к оптимальной.

2.18. Содержание мерзлого грунта в насыпи допускается до 20 % с размером комьев не более 15 см при уплотнении катками весом 25 — 40 т на пневматических шинах и с размером комьев до 20 см при уплотнении трамбующими машинами, катками с падающими грузами.

2.19. Отсыпку насыпи следует производить слоями с уклоном 2 — 3 % на всю ширину с обеспечением стока воды с поверхности земляного полотна (в случае, если строительство основания дороги будет осуществляться весной) и возможности механизированной очистки от снега.

2.20. Отсыпанный грунт сразу же разравнивается бульдозерами толщиной слоя, не превышающей возможности уплотняющих машин.

2.21. Длина участков отсыпаемых насыпей и уплотняющие средства должны быть выбраны так, чтобы окончательное уплотнение грунта в насыпи заканчивалось не позднее 3 часов при температуре воздуха до — 10 °С и не позднее 2 часов до — 20 °С после выемки грунта в резерве или грунтовом карьере (табл. 2.1.3).

Таблица 2.1.3.

Время уплотнения грунта в насыпи

Температура наружного воздуха, град

— 5

— 10

— 20

— 30

Время начала смерзания грунта, мин

90 — 120

60 — 90

40 — 60

20 — 30

2.22. Уплотнение грунтов в насыпях должно осуществляться до достижения коэффициента уплотнения не менее 0,98, для чего верхние слои насыпи толщиной 1,5 м должны отсыпаться из талых грунтов.

2.23. Катки для уплотнения грунта выбирают в зависимости от вида грунта и толщины слоя в соответствии с табл. 2.1.4.

2.24. Уплотнение грунта прицепными катками выполняется круговыми проходами по рабочей захватке. Укатка производится от краев насыпи к ее середине с перекрытием смежных полос уплотнения по 0,15 — 0,25 м. Для предотвращения обрушения откосов кромка вальца не должна быть ближе 0,3 м от бровки отсыпаемого слоя. Укатку самоходными катками следует производить по челночной схеме.

2.25. Работы по возведению земляного полотна должны непрерывно контролироваться лабораторией, для чего непосредственно на месте работ организуются специальные контрольные посты.

Таблица 2.1.4.

Катки для уплотнения грунта

2.26. В задачу контрольных постов входит следующее:

а) непрерывный контроль за влажностью и плотностью грунтов, укладываемых в насыпь;

б) определение режима работ уплотняющих машин (толщина уплотняемого слоя и число проходов);

в) осуществление контроля за качеством уплотнения грунтов путем наблюдения за точным выполнением определенного режима работы машин и испытания плотности не менее трех образцов грунта на каждые 200 м насыпи;

г) количество мерзлого грунта не должно превышать пределов, указанных в п. 2.18, контрольные пробы отбирают до уплотнения грунта на каждые 200 — 300 м3.

2.27. Взятие проб для определения объемного веса мерзлого грунта следует производить путем вырубки монолитов объемом не менее 300 см3, а в случае грунтовой смеси или талого грунта целесообразно применять стальные цилиндры объемом около 2 — 3 л.

2.28. В конце зимы, когда уже намечаются оттепели, земляное полотно следует тщательно очистить от снега и льда. Во время таяния снега необходимо обеспечить непрерывный и беспрепятственный сток воды.

2.29. Отвод воды, поступающей к подстилающему слою, производится продольными и поперечными дренами, выполненными из трубофильтров.

Работы по устройству трубчатого дренажа выполняются непосредственно перед распределением подстилающего песчаного слоя.

2.30. Траншеи под трубчатый дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или при помощи экскаватора ЭО-2621В-3 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов.

2.31. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами; сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками; заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтры обращают против уклона раструбами и пазами.

Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика.

2.32. В процессе устройства дренажей мелкого заложения проверяют: уклон подушки; качество фильтров отсыпок; плотность соединения звеньев труб в стыках, в том числе трубофильтров с полимерными муфтами; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщину слоя песка; влажность и степень увлажнения песка.

2.33. Для устройства дренажей эффективно применение геотекстиля. Геотекстиль-дорнит поставляют, как правило, в рулонах массой до 80 кг с длиной полотна в рулоне не менее 40 м и шириной не менее 1,5 м. Дорнит может применяться как противозаплывающий материал в дренаже мелкого заложения, так и в совмещенной конструкции дренирующего слоя и дренажа мелкого заложения.

2.34. Устройство подстилающего слоя производят после приемки земляного полотна и оформления соответствующего акта. Подлежат обязательной проверке соответствие отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.

2.35. Толщина подстилающего слоя назначается в зависимости от вида грунта и должна соответствовать проекту (отклонения по толщине слоя допускаются не более 1 см).

2.36. Пески или песчано-гравийные смеси, применяемые для подстилающего слоя, должны иметь коэффициент фильтрации не менее 3 м/сут, содержание мелкозема не выше 7 %, а пылевидных и глинистых частиц не более 5 % по массе.

2.37. Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98, а наибольший просвет под 3-метровой рейкой — 1 см.

2.38. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2-процентным раствором хлористого кальция (CaCl2).

Необходимо количество CaCl2 на 1 м2 поверхности слоя приведено в табл. 2.1.5.

Таблица 2.1.5.

CaCl2 в 1 л раствора, %

Глубина пропитки, см

Количество CaCl2, кг/м2

2

15

5

2

30

10

2.39. Песок или песчано-гравийная смесь доставляются в подготовленное корыто автосамосвалами. Разравнивание производят автогрейдером или бульдозером слоями не более 20 см (при оптимальной влажности), уплотнение — моторными катками типа ДУ-58А. При больших объемах работ подстилающий слой устраивают с помощью профилировщика типа ДС-178.

2.40. В зимнее время работы по устройству основания следует производить без перерыва во времени после устройства подстилающего слоя.

2.41. Сборные покрытия городских дорог и тротуаров устраивают на основаниях из:

— щебня (гравия, шлака);

— цементно-песчаной смеси;

— песка;

— тощего бетона.

2.42. Основания из щебня крупностью до 70 мм устраивают распределителем щебня и гравия СД-406.

2.43. Уплотнение щебеночного основания производят моторными катками статического и вибрационного действия.

Проверку плотности основания производят тяжелым катком, проход которого не должен оставлять на уплотненной поверхности щебня следов от вальцов.

2.44. В зимнее время доставку материала основания производят автомобилями-самосвалами с утепленными кузовами.

2.45. Устройство покрытия по щебеночному или песчаному основанию в зимних условиях производится сразу же после его уплотнения или весной после его оттаивания и доуплотнения.

2.46. Устройство оснований внутриквартальных проездов из цементно-песчаной смеси и тощего бетона производят только в период с апреля по ноябрь с помощью бетоноукладчика ДС-169 с профилировщиком ДС-178.

При небольшой ширине тротуаров основания под тротуары допускается устраивать вручную и уплотнять их виброрейками и виброплощадками.

2.47. Основание из цементно-песчаной смеси устраивают:

а) однослойным из сухой смеси, толщиной 10 — 12 см, из которых верхний слой толщиной 3 — 5 см не уплотняют. Смешивание песка с цементом производится в заводских условиях при естественной влажности песка 5 — 6 %, расход цемента марки 400 должен быть не менее 150 кг/м3. Плиты укладывают сразу после планировки смеси;

б) двухслойным, нижний слой толщиной 7 см из увлажненной цементно-песчаной смеси, а верхний — технологический слой толщиной 3 — 5 см из неуплотненной сухой смеси.

Покрытия из плит устраивают спустя 7 дней после укладки увлажненной цементно-песчаной смеси по свежеуложенной неуплотненной сухой смеси толщиной 3 — 5 см.

2.48. Укладку цементно-песчаной смеси для постоянных дорог в зимних условиях рекомендуется производить при температуре наружного воздуха не ниже — 15 °С.

2.49. Устройство основания из тощего бетона производится бетоноукладочными машинами, укладчиками щебня и профилировщиками типа «Супер» 200 и 204 фирмы «Фёгеле». При устройстве оснований под тротуары укладку бетона производят экскаватором ЭО-2621 В-3 с навесным оборудованием.

2.50. Толщина распределяемого слоя должна быть на 15 — 20 % больше толщины проектного слоя и уточняться по ходу работ.

2.51. Уплотнение смеси производится моторными катками. Укатка производится сначала легкими катками статического действия весом 5 — 6 т или виброкатком весом 3,5 т, а затем тяжелыми весом 10 — 15 т и до полного уплотнения с перекрытием следа на 15 — 25 см. Уплотнение бетонной смеси в один слой разрешается при толщине готового основания до 20 см. При использовании укладчика типа «Супер» 200 и 204 фирмы «Фёгеле» уплотнение тощего бетона катками не производится.

СБОРНЫЕ ПОКРЫТИЯ ПОСТОЯННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ И ПРОЕЗДОВ.

3.1.1. Железобетонные плиты для сборных покрытий следует изготовлять из тяжелого бетона средней плотности более 2200 до 2500 кг/м3 включительно, классов по прочности на сжатие и марок по прочности на растяжение при изгибе, указанных в ГОСТ 21924.1-84 и ГОСТ 21924.2-84. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости принимают для плит, предназначенных для постоянных дорог — Мрз 150 и W4, а для плит временных дорог — Мрз 75 и W2.

3.1.2. Плиты должны иметь правильную геометрическую форму, ровную, чистую, шероховатую рабочую поверхность, обеспечивающую величину коэффициента сцепления не менее 0,5.

3.1.3. Отклонения от проектных размеров не должны превышать:

— по длине и ширине ± 5 мм,

— по толщине ± 5 мм.

3.1.4. Плиты должны иметь монтажные устройства.

3.1.5. На плитах не допускаются:

поверхностные трещины, расслоение бетона, обнажение арматуры, местные разрушения бетона, вмятины и раковины глубиной более 3 мм.

Сооружение конструкции

Можно приобрести форму в строительном магазине. Но порой возникают сложности с извлечением бетонной секции из подобных конструкций, поэтому чаще изготавливают формы самостоятельно, в особенности, если необходимо создать оригинальную форму. Для изготовления формы нужно подготовить такие материалы:

  • бруски, имеющие большую длину;
  • металлические листы или толстую фанеру;
  • шурупы;
  • отвертку.

Сначала важно проверить ровность поверхности у листов из железа или фанеры. От небольших шероховатостей можно избавиться путем оборачивания листа пленкой из полиэтилена. Таким же образом исправляются и погрешности на поверхности брусков.

Бруски следует прикрепить при помощи шурупов к листам для образования опалубки. Можно делать разные формы и размеры секций, основным условием является то, что каждая из них не должна иметь длину более пары метров. Ширина же должна быть намного меньше. Благодаря этому удастся произвести извлечение подготовленных элементов из опалубки, не повредив их.

Подготовленную форму необходимо разместить на горизонтальном участке, смазать ее солидолом, допустимо применение машинного масла. Внутренняя часть заполняется арматурным каркасом, габариты которого должны оказаться несколько меньшими, чем формы. Далее можно переходить к аккуратной заливке бетона. Продолжать следует до тех пор, пока состав полностью не покроет каркас, при этом форма будет заполнена наполовину. Верхнюю часть раствора нужно выровнять, для этого потребуется мастерок.

Внимание! Если бордюр из бетона будет иметь украшения в виде ракушек, камушек или мозаики, то такие элементы необходимо уложить в форму до того, как начинать заливку раствора. Заполненную форму рекомендуется переместить в место, куда не проникают солнечные лучи и оставить на 3-4 суток. После застывания бетона секции можно извлечь из форм и досушить в таких же условиях еще в течение недели. Только после этого можно переходить к установке бордюра.

Вывод

Когда вся плитка уложена, проверена ее ровность и выполнена корректировка, можно переходить к следующему этапу – засыпка швов при помощи сухой цементно-песчаной смеси. Используя веник, удалить с поверхности лишнее и полить ее водой. Когда усадка швов произошла, то всю процедуру повторяют. В результат поверхность становится ровной и прочной. Но использовать тротуар из плитки без бордюров можно в случае, когда на поверхность будет осуществляться небольшая нагрузка. Если у вас имеется автотранспорт, то без боковой окантовки здесь не обойтись.

Бордюр при укладке тротуарной плитки — это необходимый элемент. Ведь он не только придает поверхности законченного внешнего вида, но и защищает плитку от негативного влияния воды, придавая тротуару прочность и надежность. Соблюдая в точности весь процесс укладки, вы сможете получить качественную и долговечную поверхность.

Возможно

Изготовление монолитного бордюра

Сначала потребуется выкопать траншею там, где предположительно будет располагаться бордюр. Оптимальной считается глубина в 30 процентов от высоты ограждения. Дно углубления необходимо разровнять и засыпать, используя гальку, щебень или песок. Далее следует поставить опалубку из такого материала как фанера, металл или шифер. С наружной стороны обязательно потребуется вкапывание стальных или деревянных штырей. Это позволит не допустить деформирования и вытекания состава до тех пор, пока он полностью не высохнет. Смесь для такой конструкции делают такой же, что и для предыдущего варианта. После заполнения траншеи производят выравнивание и уплотнение состава. Уплотнение делается при помощи штыря из металла или трубы, которую нужно вводить в раствор и осторожно раскачивать. Бетон застынет спустя 7 дней. Регулярно в течение данного периода требуется смачивание его обычной водой. Также следует позаботиться о защите от проникновения лучей солнца и дождя.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу.
    Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки.
    Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Бордюр дорожный

Бордю́р (фр. bordure «кромка», «кайма», «обрамление») в дорожном строительстве — способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром.

Бордюр — общеизвестное название края дороги, стыка ее с тротуаром. Данное наименование распространено повсеместно в России, за исключением Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга, Новосибирска и Кургана. Жители этих городов называют его поребриком. Это одно из наиболее известных отличий речи петербуржцев.

Есть мнения о том, что называть бордюром любой стык дороги с тротуаром неправильно. Например, писатель-фантаст Святослав Логинов, петербуржец, в своем эссе «Пышка, пончик и «аладья»» указывает на то, что оба эти термина имеются в ГОСТах, и значения их немного различны. Однако, несмотря на возможную формальную неправильность такого именования, оно, как сказано выше, распространено в России.

Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки — очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несет в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

Питерский писатель-фантаст Святослав Логинов утверждает, что «поребрик» — правильное наименование профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

В инструкции по строительству полносборных покрытий городских дорог ВСН 1-94 (выпущен в 1996, действующий документ), ни бордюр, ни поребрик не упоминаются, оба этих слова заменены универсальным «бортовой камень». Слово «поребрик» вообще не упоминается ни в одном ГОСТе о дорожном строительстве. Упоминается же он в коммерческих предложениях об оказании услуг с названием «устройство поребриков», с указанием ГОСТа 52289-2004 (действующий документ), в котором, опять-таки, встречается только бордюр.

Таким образом, можно сделать вывод, что поребрик — это народное название неопределенно выглядящего ограждения дорожного полотна от других пространств. Бардюр же имеет место и имеет определенную форму, установленную по ГОСТу. Так, в вышеуказанном ГОСТе есть упоминание о боковой поверхности бордюра и о его верхе (нанесение разметки), что указывает на его приподнятость над дорожным полотном и видимость верхней части, там же упоминаются «Островки безопасности», должные быть обозначеными разметкой или бордюрным камнем и быть высотой 10 см. А уже в ГОСТ Р 52767-2007 (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки.

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности

Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

Таким образом, согласно данному ГОСТу, верх бордюра находится на одной высоте с самим островком (10 см), то есть выглядит он точь-в-точь как край любого тротуара.

Вы также можете посмотреть следующие разделы

  1. Исходные компоненты
  2. Технология
  3. О нашей марке «Вибромастер»
  4. ГОСТы

Дороги автомобильные общего пользования

Automobile roads of general use. Kerb units. Technical requirements

Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Смоленск-ДорНИИ-Проект»

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.

Примечания

1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.

2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.

Примечание — В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 32018-2012 Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия

ГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Примечание — В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.

Примечание — Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.

3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.

3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.

Примечание — Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

4 Классификация

4.1 Бортовые камни подразделяют на следующие типы в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

— искусственные — из бетона на цементном вяжущем;

— натуральные — из природного камня (горных пород).

4.2 Бортовые камни подразделяют на следующие виды в зависимости от конструктивных параметров:

— рядовые;

— доборные.

4.3 Обозначение бортовых камней включает в себя буквенные обозначения типа и вида бортового камня, а также цифровое обозначение основных номинальных размеров (длины, высоты и ширины), выраженных в сантиметрах и оформленных через точку.

Для указания типа и вида бортовых камней применяют следующие условные обозначения:

— Р — рядовой бортовой камень;

— Д — доборный бортовой камень;

— Б — бортовой камень из бетона (искусственный);

— Г — бортовой камень из горных пород (натуральный).

Примеры

1 БР 100.60.18 — бортовой камень искусственный рядовой длиной 1000 мм, высотой 600 мм и шириной 180 мм.

2 ГД 50.30.15 — бортовой камень натуральный доборный длиной 500 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм.

В необходимых случаях допускается дополнять маркировку бортовых камней соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. При этом дополнительные обозначения следует включать в отдельную группу, отделенную от основных обозначений знаком тире.

Пример — БР 300.30.18-A-IV — бортовой камень искусственный рядовой длиной 3000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса A-IV.

5 Технические требования

5.1 Основные параметры и размеры

5.1.1 Форму и номинальные размеры бортовых камней устанавливает изготовитель по согласованию с потребителем.

Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.

Примечание — Бортовые камни можно изготовлять с функциональными и/или декоративными рельефами, не учитываемыми в номинальных размерах.

5.1.2 На автомобильных дорогах общего пользования целесообразно применять бортовые камни прямолинейной формы со скосом фронтальной грани лицевой поверхности и плоскими торцами.

Если потребителем не установлены другие требования, грани бортового камня должны быть плоскими и прямолинейными. При этом верхняя и тыльная грани, основание и торцы бортового камня должны быть взаимно перпендикулярными.

Примечание — Допускается изготовление бортовых камней с профилированными торцевыми поверхностями, облегчающими их соединение и укладку.

5.1.3 К основным размерам бортовых камней относят их длину, ширину и высоту.

Примечания

1 Изготовитель указывает основные номинальные размеры при маркировке бортовых камней, выполняемой согласно 4.1-4.3 и разделу 8.

2 К основным размерам криволинейных бортовых камней относят также радиус кривизны; однако, поскольку применение криволинейных бортовых камней на автомобильных дорогах общего пользования вне населенных пунктов не рекомендовано, требования к ним в настоящем стандарте не рассматриваются.

К дополнительным размерам бортовых камней относят (при наличии соответствующих элементов):

— ширину фаски или радиус закругленного сопряжения граней;

— угол скоса;

— геометрические размеры элементов торцевых соединений;

— геометрические размеры искусственных неровностей на поверхности бортового камня.

5.1.4 Рекомендуемые основные размеры бортовых камней:

— длина: рядовых камней — 1000 мм; доборных камней — 500 мм;

— высота — 300 мм;

— ширина — 180 мм.

Допускается изготовление и применение на автомобильных дорогах бортовых камней номинальными размерами, отличными от рекомендуемых.

В национальных стандартах государств — участников Соглашения могут быть установлены другие требования к размерам и форме бортовых камней.

5.1.5 Соответствие бортовых камней требованиям к их форме и размерам оценивают по величине отклонений фактических значений соответствующих показателей от их номинальных значений.

5.1.5.1 Отклонения фактических значений показателей формы бортовых камней, определенных в соответствии с ГОСТ 32962, от номинальных требований должны находиться в пределах допусков, которые устанавливает изготовитель.

Значения допусков по показателям плоскостности и прямолинейности граней устанавливают, исходя из относительного предельно допустимого значения, равного ±0,5% от измеряемой длины. При этом абсолютные значения допусков по указанным показателям не должны превышать 5 мм.

Изготовитель указывает допуски к показателям плоскостности и прямолинейности в миллиметрах с округлением до 1 мм.

5.1.5.2 Допуск к отклонению от перпендикулярности торцевых и смежных граней изготовитель указывает в миллиметрах на 1 м измеряемой длины с округлением до 1 мм. При этом значение допуска не должно превышать 8 мм/м.

5.1.5.3 Отклонения фактических размеров бортовых камней, определенных в соответствии с ГОСТ 32962, от номинальных размеров должны находиться в пределах допусков, которые устанавливает изготовитель. Изготовитель указывает допуски к размерам в миллиметрах с округлением до 1 мм. При этом значения допусков не должны превышать предельных значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1 — Допустимые отклонения от номинальных размеров

Допуск (±), % от измеряемого значения показателя

Здравствуйте, Анастасия!

Начнем с того, что данное происшествие является ДТП — дорожно-транспортным происшествием. Обычно, сотрудниками ГИБДД классифицируется, как наезд на препятствие.

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090(ред. от 24.10.2014)»О Правилах дорожного движения»:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, Вам надо было вызвать ГИБДД для того, чтобы сотрудники зафиксировали обстоятельства этого происшествия, включая высоту бордюра и повреждения автомобиля.

При этом, сотрудники ГИБДД обязаны выявлять условия, сопутствующие ДТП. Например, неудовлетворительные дорожные условия, так называемые НДУ (ямы, отсутствие освещения и т.п.). В случае выявления, ГИБДД обязано установить ответственное лицо, то есть того, кто отвечает за безопасность дорожного движения на данном участке, выдать предписание по устранению и, в случае не устранения, привлечь виновное лицо к ответственности.

Таким образом, если бы Вы вызвали ГИБДД, то большую часть работы,по фиксации и сбору необходимой информации, в частности по установлению лиц, отвечающего за данную территорию, за Вас установили бы специально обученные люди, обладающие необходимыми полномочиями — сотрудники ГИБДД.

Если у Вас сейчас автомобиль находится на месте происшествия и Вы написали нам на сайт непосредственно после происшествия, можете позвонить в ГИБДД и сообщить о происшествии, если нет, то хуже, но тоже возможно. Нужно заявить о ДТП, по приезду сотрудников ГИБДД показать бордюр, пригласить свидетелей, и представить автомобиль.

Затем, необходимо обратиться за независимой оценкой стоимости восстановительного ремонта.

Далее, после того, как сотрудники примут решение по Вашему заявлению (любое), ознакомиться с ним. Вам интересен ответчик, то есть виновник. Составить и направить в адрес виновника претензию, а в случае не удовлетворения её — иск в суд.

Следует учесть, что в суде будет сложно доказать то, что именно действия виновника, а не Ваши, являются причиной ДТП. Ответчик будет защищаться, ссылаясь на п. 10.1 ПДД:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения,которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Мной особо выделено то, что надлежит доказывать Вам. А именно, что Вы не могли обнаружить это препятствие. То есть Вы знали, что бордюр соответствующий ГОСТУ не помеха Вашему Авто, но в зеркало или с места водителя определить высоту бордюра нельзя, поэтому Вы рассчитывали, что он соответствует необходимым требованиям, но это оказалось не так, в результате чего Вы повредили свое транспортное средство.

Доказать будет сложно, но можно.

Желаю удачи.
С уважением, С.Сергеев

Установка бордюрной ленты – полезные советы

Это не совсем привычный нам бортовой камень, а полимерная эластичная полоска, которая обозначит край грядки или клумбы, не допустит уноса почвы или утечки воды из обнесенной зоны. Она может быть до 30 см высотой и 2 мм толщиной. Естественно, ее гибкость и долговечность будут зависеть от толщины, но играет не последнюю роль и качество пластика, из которого она сделана. Также приятным обстоятельством является цветовое разнообразие лент на рынке, так что вам позволено подобрать для ландшафтного дизайна подходящую окантовку для клумбы.

Не стоит думать, что лента заменит вам настоящий бордюр и на сантиметров 15 будет гордо выглядывать из почвы. Это больше функциональная вещь, чем декоративная. Хотя и в последнем ее тяжело упрекнуть. Все ж на несколько сантиметров выглядывать из земли она будет и может тонко подчеркнуть основную концепцию дизайна.

Установка бордюрной ленты вас не затруднит, но помощник все же потребуется, потому что важно создать натяжение. Но она не капризна, легко гнется, режется и даже сваривается, если одной длины рулона вам не хватило. Первым делом нужно определиться, для чего используется клумба или грядка, от этого зависит глубина канавки. Если вы сажаете что-то долгоиграющее, что не будет требовать перекопки и должно быть обеспечено замкнутым пространством, чтобы не разрастались корни, то глубина должна быть до 20 см. Это могут быть многолетние цветы, клубника и т.д. В ином случае глубины достаточно и в 10 см.

Теперь дело за малым, выкапывайте узкую канавку, вставляйте туда ленту и хорошо натяните, прикапывая ее землей и утрамбовывая. Если нужна какая-то фигурная окантовка, то для создания изгибов вкопайте колышки и вокруг них обогните ленту. Возвышаться край над землей не должен высоко, а то обвиснет. Оптимальным считается значение около 2 см. Чаще всего лента как нельзя кстати подходит для обустройства альпийских горок, так как надежно удерживает пласты земли. А для обычных грядок подходит в качестве декораций, но если вам нужно существенное визуальное обрамление, то можно вкопать бордюр садовый, своими руками это также несложно сделать, тем более что ниже мы разберем, как обращаться с бетонными бортовыми камнями различной сложности.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *