Хозяйственное законодательство

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Н. Г. ВИЛКОВА,
профессор кафедры международного частного права ВАВТ,
доктор юридических наук
В. В. ВИТРЯНСКИЙ,
доктор юридических наук, профессор
Г. А. ВОЛКОВ,
профессор кафедры экологического и земельного права
юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор юридических наук, доцент
Э. П. ГАВРИЛОВ,
профессор-исследователь факультета права НИУ ВШЭ,
доктор юридических наук
А. А. МАКОВСКАЯ,
начальник отдела законодательства о юридических лицах Исследовательского центра частного права им. С. С. Алексеева при Президенте РФ,
кандидат юридических наук
Н. Н. МЕЛЬНИКОВ,
главный научный сотрудник Института государства и права РАН,
доктор юридических наук, доцент
С. Д. МОГИЛЕВСКИЙ,
декан юридического факультета РАНХиГС при Президенте РФ, доктор юридических наук, профессор
А. Ф. НУРТДИНОВА,
главный научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
доктор юридических наук
И. А. ПРИХОДЬКО,
доктор юридических наук
М. А. РОЖКОВА,
профессор Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА),
президент IP CLUB, доктор юридических наук
В. В. УСТЮКОВА,
главный научный сотрудник сектора экологического,
земельного и аграрного права Института государства и права РАН,
доктор юридических наук, профессор
Г. В. ХНЫКИН,
доцент, профессор кафедры трудового права
юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова,
доктор юридических наук
Л. А. ЧИКАНОВА,
заведующая отделом законодательства
о труде и социальном обеспечении Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
доктор юридических наук
Т. Н. ПЕТРОВА /главный редактор/,
Т. М. БРАГИНСКАЯ, зав.отделом, М. Ю. ПИЛИЧЕВСКАЯ, зав.отделом

Наука хозяйственного права

Наука хозяйственного права включает в себя правовой институт, регулирующий товарно-денежные отношения на производстве и в предпринимательстве.

Наука хозяйственного права прошла в своем развитии три этапа, которые именовались как:

  1. Двухсекторная теория. Совпала с этапом НЭПа (1921-1930 гг.), для нее характерно, что наряду с социалистическим сектором хозяйствования, в экономике продолжал существовать частный сектор.
  2. Школа единого хозяйственного права (1930-1960 гг.). Для этой школы характерна, возможность регулировать все хозяйственные отношения, включая частные отношения между гражданами, единой правовой отраслью – хозяйственным правом.
  3. Третья школа хозяйственного права (1960-1990гг.) В основу этой школы был положен принцип целенаправленного воздействия на экономический комплекс, путем создания хозяйственно-правовой базы, введения системы планирования, хозяйственного расчета, широкого внедрения между предприятиями договорных отношений.

Современный этап в развития хозяйственного права носит название школы предпринимательского права (1991- по настоящее время). Важнейшими особенностями этой школы является внедрение в хозяйственный комплекс основ рыночной экономики: возрождение частной собственности и возможность ее использования в предпринимательстве, участие государственной собственности в рыночных сферах и др..

Наука хозяйственного права делится на две части: общую и особенную .

Общая частьвключает в себя общие положения: понятие хозяйственного права, хозяйственное законодательство, хозяйственные правоотношения, понятие о предпринимательстве, субъекты хозяйственной деятельности, право на имущество субъектов хозяйственной деятельности и др.

Особенная часть рассматривает вопросы, связанные с правовым обеспечением отдельных видов хозяйственной деятельности: инвестиционной, биржевой, монополистической, внешнеэкономической, деятельности обеспечивающей качество товаров, работ, услуг и др.

Под источниками права понимаются юридические акты различных государственных органов, в которых закреплены правовые нормы.

Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, в которых

содержаться нормы хозяйственного права, которые принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.

Источники можно разделить на: общие и специальные. В общих, содержаться нормативные предписания применимые к различным отраслям регулирования. Специальные же регламентируют определенные (конкретные) правоотношения.

Все источники хозяйственного законодательства можно подразделить на следующие группы:

международные акты;

акты государственных органов;

акты органов бывшего СССР;

акты субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь являются:

Конституция Республики Беларусь;

Кодексы Республики Беларусь;

законы Республики Беларусь;

указы и декреты Президента Республики Беларусь;

распоряжения Президента Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь;

акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, национального банка Республики Беларусь;

акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами;

и другие.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь 1994 года, гарантирует всем равные возможности свободного использования государственной и частной форм собственности в осуществлении хозяйственной деятельности .

Наиболее важными источниками хозяйственного законодательства являются кодифицированные акты законодательства, т.е. кодексы: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) , Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь) ; Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК Республики Беларусь) ; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК Республики Беларусь) и другие.

В хозяйственной деятельности на первое место выступают нормы гражданского законодательства, т.е. нормы ГК Республики Беларусь в которых дано: закрепление предпринимательской деятельности; определены организационно-правовые формы коммерческих организаций в Республике Беларусь, а также особенности их создания и ликвидации; определено понятие права собственности, классификация хозяйственно-правовых договоров и др.

Нормы уголовного законодательства определяют, какие общественные деяния в предпринимательской деятельности являются преступлениями и закрепляются основания наступления уголовной ответственности за их совершение – незаконная предпринимательская деятельность, лжепредпринимательство, ложное банкротство, нарушение антимонопольного законодательства и др.

ХПК Республики Беларусь разрешает споры связанные с осуществлением хозяйственной деятельности между субъектами предпринимательства.

Помимо общих вопросов решаемых в кодифицированных актах, особенно следует отметить кодексы, в которых регулируются отдельные специализированные сферы хозяйственной деятельности, такие как: банковская, инвестиционная, таможенная и другие.

Ведущую роль в правовом регулировании хозяйственного законодательства играют законы Республики Беларусь. Классификация законов, регулирующих предпринимательство довольно обширная, мы остановимся лишь на основных из них.

Исходным законом, который в 90-х годах явился родоначальником предпринимательства, стал Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г. (далее – Закон о предпринимательстве) . Отдельные сферы, связанные с организацией и обеспечением предпринимательства являются следующие Законы Республики Беларусь: «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992г. (в ред. от 10 января 2006 г.) ; «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. ; «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. ;»Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г. ; «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь» от 19 января 1993г. ; «О ценообразовании» от 10 мая 1999г. ; «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992г. и другие.

Подзаконные акты также играют основополагающую роль в регулировании предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы и декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, которые не должны противоречить Конституции Республики Беларусь. Они призваны восполнять пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решили, например, Декрет Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. № 17 и Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства) от 12 ноября 2003г. №508 , Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом» от 25 марта 2003г. №118 .

Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников хозяйственного законодательства. Акты Правительства издаются в развитие и во исполнение законов. Среди них, можно назвать постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республике Беларусь» от 29 сентября 2003г. №1226 или постановление Совета Министров Республики Беларусь «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций» от 22 июля 1997г. №929 .

Далее следуют акты министерств и ведомств, принятие в соответствии с компетенцией министерств и ведомств их принявших. Среди них необходимо выделить акты, принятые Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь и др.. Например, «Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов» утвержденное постановлением Министерством экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999г. №43 или «Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» от 17 октября 2002г. №229 .

Огромное значение отводится судебной практике, которая относится к актам законодательства. Это акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, например, в случае разрешения вопросов о незаконной предпринимательской деятельности: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2001г. №6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности» или постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» от 2 декабря 2005г. №30 .

Составной частью правовой системы регулирующей хозяйственную деятельность являются нормы международного права.

Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предпринимателей, так и предприятий, регулировать внутрихозяйственную деятельность. Например, режим коммерческой тайны предприятия регулируется локальным нормативным актом.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *