Имеет ли право сотрудник ВАИ остановить вас

Военная автомобильная инспекция обеспечивает безопасность на дорогах при движении колонн, сопровождающих армейский транспорт и выявляет причины возникновения дорожных аварий с участием армейской техники. Законодатель планирует внести изменения в устав военной автоинспекции, которые коснутся и обычных, гражданских автомобилистов.

Что такое ВАИ

Военная автомобильная инспекция (ВАИ) – это структурное подразделение Главного управления военной полиции Министерства обороны России. Она включает: ВАИ Министерства обороны РФ, территориальные и региональные ВАИ.

В обязанности служащего автоинспекции входит:

  • следить за безопасностью движения военной техники;
  • проверять документы у водителей армейского транспорта;
  • выяснять причины аварий с участием транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны.

Могут ли ВАИ останавливать и проверять гражданские автомобили

В настоящее время служащие военной автоинспекции вправе останавливать только авто Вооружённых сил России. Сотрудники уполномочены сами задерживать, досматривать и отстранять от управления военнослужащих внутренних войск, МЧС, инженерных и строительных структур МО РФ. Инспекторы не вправе останавливать и проверять гражданские авто, личный транспорт военнослужащих и пешеходов.

Планируемые изменения

Законодатель готовит изменения в уставе военной полиции, которые значительно расширят полномочия ВАИ. Сотрудники смогут фиксировать дорожные нарушения обычных автомобилистов и пешеходов. Выписывать штраф сами служащие не будут, но смогут направить информацию в госинспекцию. А уже ГИБДД оформит штрафы и вышлет их.

Для обнаружения нарушений ВАИ будет применять различные технические средства: радары, видео- и фотоаппаратуру. Специальная техника будет использоваться в местах скопления армейских машин и при движении автоколонн по дорогам общего пользования. Изменения в уставе позволят фиксировать не только превышение скорости, но и такие нарушения дорожных правил как выезд на встречную полосу, пересечение сплошных линий и проезд под запрещающий знак.

Такие изменения закрепят уже сложившуюся практику. На данный момент редакция ПДД разрешает останавливать транспорт и пешеходов регулировщикам. Сейчас при движении армейских колонн перекрёстки перегораживаются комендантскими автомобилями и транспортом военной полиции. Они обеспечивают безопасное движение и проверяют, нет ли посторонних в колонне, контролируют потенциально опасные машины: ракетные пусковые установки, танки, цистерны с горючими веществами или грузовые машины с боеприпасами.

Согласно новым поправкам будет усилен и контроль за армейскими водителями. Сейчас сержант или солдат, управляющий личным авто, не является объектом полномочий служащих ВАИ. С изменённым уставом такие нарушители будут оштрафованы автоинспекцией по информации из военной полиции. Передавать информацию ВАИ будут в Центр автоматизированной фиксации ГИБДД региона.

Приобретение спецтехники уже началось. В конце прошлого года Министерство обороны провело электронные торги по закупке ста видеорегистраторов для авто ВАИ. Бюджет на их покупку составил 2,28 миллиона рублей.

Служащие военной автомобильной инспекции в будущем могут быть наделены полномочиями останавливать и гражданские автомобили. Пока правки не внесены, сотрудники ВАИ имеют право проверять только водителей армейского транспорта. По новому уставу инспекторы также смогут останавливать и гражданский автотранспорт и пешеходов. Штрафовать нарушителей они не будут, но смогут передать информацию работникам ГИБДД, которые уже сами выпишут штраф.

Журналы РОД «За права военнослужащих» > > 2006 г. > № 8

А.С. Ковалев. Кто такой инспектор ВАИ и какие у него права?

Кто такой инспектор ВАИ и какие у него права?
А.С. Ковалев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции
С постоянно увеличивающимся количеством автомобилей становится все труднее регулировать потоки их движения на дорогах России.
В Вооруженных Силах Российской Федерации согласно ст. 85 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
· Устав) для контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями транспортных средств воинских частей в гарнизоне, на прилегающих к нему дорогах и в населенных пунктах, а также для поддержания порядка в использовании автомобильной техники приказом начальника гарнизона назначается военная автомобильная инспекция гарнизона в составе:
— начальника ВАИ;
— его заместителя;
— инспекторов ВАИ (старших инспекторов);
— начальника гарнизонного сборного пункта задержанных машин.
Абзац 2 указанной статьи определяет, что инспекторами ВАИ назначаются офицеры и прапорщики (мичманы) автомобильной службы, а также офицеры и прапорщики (мичманы) других родов войск и служб воинских частей гарнизона, знающие правила дорожного движения и материальную часть автомобильной техники.
Из содержания приведенной нормы представляется возможным выделить обязательные требования, предъявляемые к инспекторам ВАИ. К ним относятся:
— наличие воинского звания офицера или прапорщика;
— знание правил дорожного движения и материальной части автомобильной техники;
— наличие приказа начальника гарнизона о создании ВАИ гарнизона.
Однако приказ Министра обороны Российской Федерации «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации» от 31 октября 2005 г.
· 453 утверждает Перечень должностных лиц из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на штатных воинских должностях в военных автомобильных инспекциях, уполномоченных применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, из которого следует, что инспектор ВАИ
· штатная должность, порядок и основания назначения на которую определены Положением о порядке прохождения военной службы.
Следовательно, несение службы в наряде согласно гл. 3 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве инспектора ВАИ возлагается на военнослужащих, занимающих должности инспекторов ВАИ, и относится к их должностным обязанностям.

В силу содержания ст. 91 Устава инспекторы ВАИ (штатные) гарнизона имеют право применения следующих мер дисциплинарного пресечения, под которыми понимаются меры, предусмотренные военным законодательством, применяемые в отношении военнослужащих, нарушающих воинскую дисциплину либо общественный порядок, направленные на принудительное прекращение совершаемого дисциплинарного правонарушения:

Истории комбата И. Харетонова
ВАИ – военная автомобильная инспекция.
Выпало однажды Игорёхе счастье великое. Начштаба наряды, как обычно, озвучивал, а все внимали – кому что достанется. Дежурный по автопарку – нервотрепка сплошная: если какая-либо машина вовремя из рейса не возвратилась, а если утром командирский «уазик» не завёлся – вообще чепэ! Начальник патруля – полегче, но тоже геморрой, особенно если установлен план по нарушителям. Дежурный по части – даже говорить нечего! А тут такая экзотика – дежурный инспектор ВАИ. Начштаба так и сказал: «А тебе, Харетонов, выпало счастье великое…». Вроде как турпоездку в Сочи по лотерейному билету выиграл.
С утречка, как положено, выбритый начищенный отутюженный и благоухающий, прибыл к коменданту гарнизона. Обязанности еще накануне выучил. Комендант и инструктировать-то не особо хотел. Старлей, как-никак, зам командира батареи — уже не зелень, чего там! Хотя, когда выяснил, что Игорёха впервые дежурным инспектором заступает, дал-таки инструкцию полистать. В общем выходило так. План – минимум четыре машины. Что проверять? Документы, путевые листы, техническое состояние. Ну, и по своему усмотрению. Легковушки лучше не тормозить. К чему с дураками… то есть с начальством связываться.
И пошла служба. Игорь белый ремень с портупеей и катафотами нацепил, занял свой пост в тенёчке. Палка полосатая в руке болтается. Хорошо, что сапоги ещё белые не полагаются. И так с непривычки – попугай какаду какой-то. Четыре машины записал очень быстро. Делов-то — черные номера увидел, тормознул. Капитаны, майоры выскакивают, воинское приветствие отдают. А он так вальяжно, похлопывая жезлом по голенищу, представляется: «Дежурный инспектор Харетонов. Попрошу документики!» У кого-то в путёвке неточности, у кого-то огнетушитель просрочен, знак аварийной остановки сломан… Ну и так далее, по мелочам. Вот уже и план вдвое перевыполнен, а времени ещё вагон. Начальник ВАИ гарнизона, между тем, остановился, похвалил: «Молодец, старлей, на посту. Работаешь, значит».
Время к обеду, самое пекло, а напротив – пивнушка! Бывают в жизни удачные дни. Перекусил, жажду утолил, съездил домой, вздремнул пару часиков. Стал снова собираться на пост. А стоит ли? Опять ряженым чучелом на обочине торчать, и жарковато в мундире. После долгих раздумий решил-таки съездить. Долг есть долг!
А денёк удачный уже к закату. Военных машин почти нет, все по автопаркам разъехались. Игорь, было, уходить собрался, как откуда ни возьмись, тарахтит чудо некое. Окутанный выхлопными газами и несравненными ароматами, катит мусоровоз. Остановил. Водитель гражданский. Путёвка замусоленная третьего дня просрочена. А запах!!! Ну, помойкой за версту воняет, это понятно. И чего-то капает обильно. Из кузова – опять же, понятно что. А вот из-под движка? И бензином прёт! Сразу вспомнилась инструкция и указание – в таких случаях транспортное средство арестовать, приостановить эксплуатацию до полного устранения!
— Слышь, дружище, у тебя протечка топливной системы! – говорит Харетонов.
— Я знаю, начальник, — невозмутимо отвечает бомжеподобный водила, — бензопровод течёт маленько.
В общем, слово за слово, отправил Игорь машину на штрафную площадку. Пришлось и самому прокатиться на ароматной колеснице. Пошел коменданту докладывать, а того уже след простыл. Лето – дачный сезон, а может и другие дела. Мало ли? Начальник караула своей службой занят. Вернулся на площадку, а шоферюга свой мусороуборочный комбайн завёл и уже из ворот выезжает. Стой, приятель! Игорь ключи отобрал, документы тоже… А может отпустить ко всем чертям? Ну, нет! Что, если полыхнёт по дороге?! Водителя отправил в часть, велел доложить ихнему начальству. И сам – скорее домой. Мыться!.. Однако, запах! Амбре это ему ещё дня три мерещилось – обонятельные галлюцинации преследовали.
Утром дежурство сдал, ключи, документы. Удостоился похвалы от коменданта. Тот даже не взглянул, что за машина на штрафплощадке. Ну, арестовал и арестовал…
К полудню Игорёха к своему месту службы вернулся. Хотел доложиться, получить благодарность… А его уже ждут. У командира весь портрет перекосило от злости:
— Вы чего творите, Харетонов, мать твою!!! Лето! Жарища, блин! Третий день помойку из военного городка не вывозят. Только вчера мусоровоз починили, а он, умник, его под арест. Мне бабы эти…, женсовет хренов, третий день названивают! И зам по тылу! Антисанитария – дизентерия!!!… Ну, чего молчишь, чудило!? Задолбали уже дураки с инициативой…
— Да, я… Пусть едет, если надо…
— Дая! Дая! – передразнил командир, — Давно бы уехал, только теперь у них мусорщик этот в запой ушёл с горя. Наверное, на тебя, идиота, обиделся, епический ты герой!
Ах, как редко выпадают удачные дни! А заканчиваются почему-то чаще всего внезапно и буднично.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *