Конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО

Полная конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО (или «тотал») наступает вследствие получения транспортным средством такого объема механических повреждений, при котором ремонт нецелесообразен по экономическим соображениям. В ОСАГО понятие полная гибель ввели еще на заре развития страхования в нашей стране. И это не случайно, поскольку, в противном случае, все страховые компании несли бы значительные убытки и потери, а потерпевшие получали неосновательное обогащение.

Например, «тотал» для ТС наступил, но при этом по рынку ТС стоит не больше полумиллиона рублей, а его ремонта составляет на сто тысяч больше. И это при том, что годные остатки ТС (далее годники) остаются у собственника, и которые он может реализовать. Допустим, это железо продано за 50 тыс. руб., потерпевший в плюсе на 150 тыс. руб., ну а страховая компания естественно в минусе.

Условия признания конструктивной гибели автомобиля по ОСАГО

В настоящий момент по Закону Ваш автомобиль следует признавать тотальным, если стоимость ущерба (ремонта БЕЗ УЧЕТА износа ТС и его элементов) равна или превышает рыночную стоимость ТС на момент ДТП. Формула ремонт БЕЗ учета износа ≥ реальная стоимость ТС на момент ДТП.

Порядок и методология признания полной конструктивной гибели автомобиля по ОСАГО определены в Единой Методике, утв. Банком России. (Далее ЕМ). Обращаем внимание, что ЕМ не имеет никакого отношения к правоотношениям, вытекающим из договоров добровольного страхования (КАСКО, ДАГО, ДГО, увеличение лимита ответственности по ОСАГО), кроме суброгации. Поэтому там совершенно другой порядок и методология расчетов, вот отдельная статья по «тоталам» КАСКО.

Конечно, такой вывод может сделать только специалист, являющийся экспертом-техником и подписавший экспертное заключение о величине причиненного ущерба. Однако, на практике мы часто сталкиваемся с некорректными расчетами экспертов страховых компаний при составлении подобных заключений. Собственно, поэтому к нам клиенты и обращаются, поскольку из-за сознательно «сляпанных на коленке» расчетов, они не дополучают от страховых компаний существенный размер возмещения.

На самом деле страховые компании играют на этом поле очень виртуозно, поскольку они сами решают, и с выгодой, в первую очередь, для себя, когда признавать «тотал», а когда нет.

Есть, конечно, определенные разумные рамки, при выходе за которые такая игра будет бессмысленной, поскольку машина действительно в «кашу» разбита и любой мало-мальски думающий человек, поймет, что там «тотал» без вариантов.

выплата по осаго при полной гибели тс

Как сказано выше, годниками ТС собственник может распоряжаться по своему усмотрению, например, продать или купить аналогичный автомобиль, а из битого ТС сделать донора, тем более, если у Вас есть место для хранения второго автомобиля. Мы, кстати, покупаем «битыши», если интересует, вот форма связи.

А сама выплата по ОСАГО при полной гибели ТС рассчитывается, как разница между рыночной стоимостью ТС на момент ДТП и годников ТС.

Когда страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля по ОСАГО

Здесь все просто, и игра с расчетами базируется на утверждении о том, что чем моложе автомобиль, тем выше стоимость его годных остатков. Поэтому в большинстве случаев СК с радостью признают машину тотальной, чтобы заплатить поменьше, ведь платят они по формуле (рынок – годники).

Кроме этого, при каждом конкретном страховом случае СК будет смотреть на сам размер ущерба с учетом износа, который ей по закону надо заплатить потерпевшему, если гибель ТС не наступила Приведем пример:

Страховая компания сделала первичный расчет ущерба и получила следующие данные:

1) Машина возраст- 6 лет

  • средняя рыночная стоимость (рынок) 500 000 р.
  • стоимость ремонта с износом 300 000 р. без износа 520 000 р.
  • годные остатки — 150000 р.

То есть у СК два варианта выплаты, и вы сейчас сами поймете, какой из них она выберет:

А) 350000 руб. — признать «тотал» и заплатить по формуле рынок — годники= 500 000-150 000

Б) 300000 руб. — не признавать «тотал» и заплатить с учетом износа 300 000,

Страховая выберет 2 вариант, ведь для этого всего-то надо сделать дополнительные расчеты (подшаманить отчет об оценке), а прежние отправить в мусорную корзину, и в обоих случаях «тотала» не будет:

  • сделать стоимость ремонта без учета износа меньше, чем 500000 р. (рынок)
  • либо сам рынок сделать больше стоимости ремонта без учета износа (520 000 руб.)

Вот такая простая арифметика, по которой СК сэкономит, а потерпевший не дополучит свои законные 50 000 рублей.

Ну конечно, стоит сказать о том, что по новым автомобилям, чья цена заранее известна, и подтверждена документально (договор, чеки), такого рода махинаций с рыночной стоимостью ТС быть не должно.

Полная гибель по ОСАГО, если автомобиль старый

А вот со старыми автомобилями утверждение противоположное, чем старше автомобиль, тем ниже стоимость его годных остатков, да и сама вероятность «тотала» очень велика. Это связано с тем, что рынок для такой машины, и если рассчитывать величину стоимости ремонта без учета износа по деталям и элементам, то согласитесь, вероятность превышения стоимости ремонта над реальной стоимостью самого ТС высокая, формулу признания гибели по ОСАГО мы приводили в начале статьи.

Рыночная стоимость годников старого автомобиля, рассчитанная по ЕМ, будет очень незначительной, соответственно размер возмещения, выплачиваемый по формуле = рынок – годники, будет приятным для потерпевшего.

И чтобы заплатить поменьше страховщик будет занижать рынок-стоимость вашей машины. Поэтому мы советуем Вам проверять страховщиков на порядочность путем организации собственной экспертизы, если для вас это актуально, у нас вы можете заказать любую независимую автоэкспертизу.

Из жизни, не признали гибель ТС и недоплатили

Меня подрезали на светофоре, был сильный удар в переднее правое колесо и крыло, в результате чего машинка вылетела на газон, перескочив бордюр.

На фото видно, что машина не такая уж старая (хотя она 1992 г.), внешние повреждения диск колесный и правая бочина ТС, снизу замят о бордюр поддон АКПП. На СТО выяснилось, что поворотный кулак разбит, рулевая рейка потекла и меняется она только в сборе. То есть уже на этом этапе стало понятно, что машинка уйдет в «тотал», поскольку одна рейка в сборе без учета износа стоила 90 тыс. руб.

Страховая компания выплатила 85400 рублей, потом приезжала на допосмотр, я тоэе своих экспертов организовал, но больше СК ничего не доплатила. Думаю, что при первой выплате они «тотал» не признали, почему по 2 осмотру доплаты не было, одному Богу известно.

По рынку такая машина, и естественно не в таком ОТС, стоила не больше 130-140 тыс. р. Но наши эксперты нашли на Дроме объявления о продаже аналогичных машин примерно в таком же состоянии (тюнинг+ОТС).

Итог, я обратился в СК с претензией, приложил к ней отчеты об оценке и просил доплатить 70802,21 рублей из расчета: 168928,89 (рыночная стоимость ТС на момент ДТП)- 12726,68 (стоимость годных остатков) — 85400 (частичная выплата).

Претензию проигнорировали, суд естественно в мою пользу. В моем случае недоплата составила 70 800 тыс. р., у многих клиентов может быть еще хуже, поэтому всегда проверяйте на порядочность страховщиков, обращайтесь к нам, мы бесплатно проконсультируем и поможем получить ваши деньги.

Когда страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля?

В связи со значительным количеством на наших дорогах иномарок возросли цены на запчасти к ним, а, соответственно, и убытки в аварийной ситуации. В зависимости от своих интересов фирмы-страховщики повышают или занижают стоимость запчастей и ремонта, чтобы создавать подобие гибели авто. Например, страховщику выгодно признать погибшим почти новый автомобиль с небольшими повреждениями, ведь в таком случае клиент может отказаться от машины в пользу СК, благодаря чему они существенно занижают страховые выплаты. Отсутствие утвержденных методов расчета стоимости авто в доаварийном состоянии и возможности точнейшего расчёта ценности оставшихся годных запчастей оказывается на руку страховым компаниям.

Если вы уверены в том, что страховая компания сознательно принижает величину выплачиваемых денег, то следует обратиться к опытным юристам, которые подскажут, как быть в этой ситуации. Обязательным условием будет привлечение к разрешению этого спорного вопроса независимых экспертов.

Особенно выгодно фирмам-страховщикам признавать конструктивную гибель почти новых автомобилей. Запчасти к ним очень дорогие, а выплаты производятся по схеме: рыночная стоимость минус стоимость пригодных запасных частей. Исключением могут оказаться лишь совершенно новые авто, на покупку которых есть чеки и договора.

Все действия страховой компании имеют определенный регламент. Страховщик может значительно оттягивать момент окончательного решения, ссылаясь на проведение дополнительных экспертиз или затягивание работ автосервиса по уточнению диагностики повреждений. СК может предлагать заключить дополнительные соглашения о продаже аварийного авто третьим лицам, но соглашаться на это нельзя, так как в суде вам нечего будет предъявить — вы ведь сами согласились!

○ Полная тотальная гибель автомобиля.

Согласно п. «а» ст. 18 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО», полная гибель – это ситуация, при которой отремонтировать транспортное средство либо нельзя, либо можно, но сумма затрат при этом будет равна стоимости самого автомобиля или превысит ее. Признать машину таковой сразу невозможно, поскольку определение требуемых затрат на восстановление навскидку крайне сложно: нужны подробные расчеты. Однако тотальная гибель автомобиля вовсе не означает уничтожение всех запчастей. При этом наличие уцелевших деталей не покрывается данный понятием: важна конструктивная целостность авто.

○ Как рассчитывается сумма выплат?

Страховая компания, с который заключен договор КАСКО или ОСАГО, должна самостоятельно рассчитать сумму выплаты при полной гибели транспортного средства. Производятся математические действия по определению размера выплат в соответствии с Положением о правилах ОСАГО, принятым Приказом Банка России от 19.09.2014 № 431-П. Согласно п. 4.12 указанного акта, взыскивается действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая (естественно, до аварии) за вычетом стоимости годных остатков, то есть деталей, которые могут продолжать эксплуатироваться при прочих работающих механизмах. Данная формула кажется легкой только на первый взгляд, поскольку в ней много подводных камней.

Одна из важнейших деталей в расчете полагающихся выплат по страховке – стоимость годных остатков. Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденное Приказом Банка России от 19.09.2014 № 432-П, в п. 5.1 предъявляет к таким деталям рад требований, которым они должны соответствовать:

  1. Отсутствие повреждений, нарушающих целостность и товарный вид, и работоспособное состояние.
  2. Отсутствие изменений конструкции и иных параметров, не предусмотренных производителем.
  3. Отсутствие следов предыдущего ремонта (в частности, шпатлевания, рихтовки).
  • «Пункт 5.5 Положения о единой методике расчетов:
  • Сго = Ц * КЗ * КВ * КОП * ∑ i = 1 N C i 100
  • где:
  • Ц — стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;
  • КЗ — коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;
  • КВ — коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;
  • КОП — коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;
  • Сi — процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;
  • n — количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).»

Кроме того, важно учитывать затраты на демонтаж, устранение незначительных дефектов, хранение и продажу деталей. Уточнения для расчета содержатся и подробно разъясняются в п.п. 5.6 – 5.9 Положения. Для расчета выплат по страховке КАСКО существенных особенностей нет. Единственным отличием могут быть дополнительные условия, применяемые в страховой компании, которые в обязательном порядке должны не ухудшать правила, предусмотренные для ОСАГО.

○ Занижение суммы выплат страховой компанией.

Страховые компании, к сожалению, нередко прибегают к не самым честным расчетам, благодаря которым сумма, подлежащая выплате, заметно уменьшается. Делается по одной простой причине: если автомобиль не будет признан полностью погибшим, выплаты на ремонт станут значительно выше. Кроме того, согласно п. 1.13 Положения о правилах ОСАГО, договор страхования прекращает свое действие при гибели авто, что также выгодно компании, так как восстановленная после тяжелого повреждения машина с высокой долей вероятности снова испытает технические проблемы.

Занижение суммы выплат напрямую зависит от стоимости ремонта машины: чем выше последний показатель, тем ниже первый. Увеличение предполагаемых расходов на восстановление достигается различными способами. Самый распространенный способ – годные остатки автомобиля признаются не подлежащими ремонту. Еще один вариант — изменения в формуле расчета их стоимости. Также стразовые компании могут манипулировать с рыночной стоимостью транспортного средства в состоянии, предшествующему аварии. Страховщики стараются сделать упор на высокий износ автомобиля, который, в частности, касается шин, рулевых механизмов, а также иных узлов, влияющих на эксплуатацию машины.

Чаще всего действия страховых компаний направлены на обман страхователей. Избежать таких ситуаций позволят собственные расчеты стоимости годных остатков и рыночной стоимости автомобиля. Это можно осуществить как лично, так и посредством экспертизы, которую осуществляют различные фирмы и специалисты. Кроме того, нужно обязательно спрашивать все подробности, касающихся расчетов страховщика, документы и пояснения к ним. Если ошибка найдена, но страховая компания настаивает на правоте, придется решать спор в судебном порядке.

○ Полная тотальная гибель автомобиля по ОСАГО.

Страховые выплаты по ОСАГО имеют установленный законом предел. Согласно пп. «б» ст. 7 ФЗ «Об ОСАГО», максимальный размер выплачиваемой суммы не может превышать 400 тысяч рублей. Рассчитывается он в зависимости от уплаченной страхователем премии при заключении договора. Ее размер, согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У, зависит от следующих факторов:

  1. Тип транспортного средства. В зависимости от его категории, а также назначения минимальные и максимальные суммы могут заметно различаться.
  2. Коэффициент страхового тарифа. Он зависит от региона и населенного пункта, в котором зарегистрирован автомобиль.

В случаях, когда ущерб превысил сумму, выплаченную страховщиком, необходимо обратиться к виновнику ДТП за взысканием оставшейся части. Годные остатки транспортного средства остаются у собственника, который может их продать. Судьба автомобиля (кузова и остальных частей, не подлежащих восстановлению) решается владельцем: он может как передать его страховой компании, так и оставить себе.

Подпункт «а» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»:

  • «Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае полной гибели транспортного средства».

О несогласии с так называемым признанием «тотала» или с суммой, которая подлежит выплате по ОСАГО, нужно обратиться, в первую очередь, к самому страховщику и постараться урегулировать споры по ситуации. Если страховая компания не идет на мировую, решается конфликт только в судебном порядке.

○ Судебная тяжба со страховой.

Подача искового заявления в суд в отношении страховой компании происходит в следующих случаях:

  1. Отказ от признания полной гибели транспортного средства.
  2. Занижение страховых выплат при признании полной гибели.
  3. Неправомерное приобретение или продажа автомобиля (его годных остатков) при признании полной гибели.
  4. Признание полной гибели при отсутствии на то оснований.

Каждый из случаев, как правило, возникает, когда страховая компания стремится снизить размер страховых выплат. Чтобы начать разбирательство, в районный суд нужно подать следующий пакет документов:

  1. Исковое заявление. Если истец обладает юридическими знаниями, то может составить его самостоятельно, соблюдая требования, предусмотренные ст. 131 ГПК РФ. В противном случае стоит обязательно обратиться к профессиональным юристам. Обязательно нужно привести все расчеты (можно либо в самом заявлении, либо в приложении к нему), а также указать сумму иска.
  2. Копия квитанции об оплате госпошлины. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в данном случае размер пошлины будет зависеть от суммы, которую истец требует от ответчика. Важно, что размер иска – это не стоимость автомобиля, а именно причитающаяся его владельцу страховая выплата.
  • Пункт 1 часть 1 статьи 333.19 НК РФ определяет размеры пошлины следующим образом:
  • «до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей».
  1. Копии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Главным образом, это свидетельство о регистрации, однако настоятельно рекомендуется приложить также технический паспорт, справку-счет и договор купли-продажи.
  2. Копия паспорта с 2 по 5 страницы.
  3. Копия договора страхования. В зависимости от содержания иска и ответчика, это могут быть КАСКО и ОСАГО как вместе, так и один из них.
  4. Копии актов обследования автомобиля страховыми экспертами. Перед тем, как осуществить выплату, страховщик должен представить страхователю все расчеты, а также иные документы, касающиеся оценки повреждений.
  5. Копии документов, подтверждающих наступление страхового случая. К ним можно отнести судебные решения, протоколы ДТП, а также любые другие официальные документы, которые дают понятие об аварии.
  6. Заключение компании или специалиста, проводивших экспертизу. Данный документ прилагается только в случае, если страхователь провел собственными силами экспертизу, прибегнув к помощи специалистов.

Страхователь должен по сути доказать два факта: правоту своих расчетов и неправоту расчетов или позиции страховщика. Основываться доводы сторон могут на математических или фактических ошибках, поэтому требуется до судебного разбирательства подробно изучить расчеты страховой компании и еще раз проанализировать собственные. Если возникают сомнения в достоверности расчетов обеих сторон, суд может назначить независимую экспертизу. Компанию, которая будет ее проводить, выбирается по согласованию со сторонами, но если их мнения различаются, то судья сам выбирает фирму. Если страхователь выигрывает дело, ему причитаются выплаты по его расчетам, а также все затраты на судебное разбирательство, если страховщик – сумма остается неизменной (естественно, затраты также возмещаются, но уже истцом).

○ Советы юриста:

✔ Проведена независимая экспертиза.

После проведения независимой компанией собственной экспертизы по запросу страхователя, в первую очередь стоит передать все сведения страховщику. Если последний откажется выплачивать предложенную сумму, вариант урегулирования конфликта остается только один – судебное разбирательство.

✔ Выгодно ли получать выплату по «тоталу»?

Получать страховое возмещение по транспортному средству в случае его полной гибели выгодно, если машина стоила не слишком дорого, а уцелевших деталей, годных для дальнейшей эксплуатации, не так много. К примеру, если автомобиль на день наступления страхового случая имел цену в 600 тысяч рублей, а запчастей, сохранивших конструктивную целостность, осталось на 100 тысяч, ОСАГО предложит порядка 200 тысяч рублей. По КАСКО в этом плане выгода есть практически всегда, поскольку добровольное страхование предлагает более выгодные условия. В случае, когда получать выплату по страховке в виду полной гибели не выгодно, можно попытаться доказать, что авто подлежит восстановлению. Сделать это лучше всего, основываясь на годных остатках, а точнее их стоимости. В расчетах нужно указать как можно больше деталей, которые способны эксплуатироваться, а также возможность использования автомобиля безопасно и по назначению в случае полного восстановления.

Задайте свой вопрос юристу прямо сейчас

Требование истца

Б. обратилась в *** районный суд г. N с названным иском, указав, что в сентябре 2009 г. на ФАД М5 «Урал» произошло дорожно-транспортное происшествие с участием а/м «ВАЗ» под управлением водителя К., совершившего столкновение с а/м «Т» под управлением водителя Д. В результате указанного ДТП а/м «Т» получила значительные механические повреждения и, не имея возможности самостоятельно передвигаться, была эвакуирована с места ДТП. Вышеуказанное происшествие произошло при следующих обстоятельствах: водитель К., управляя а/м «ВАЗ», совершил выезд на полосу встречного движения, связанный с поворотом налево, в результате чего произвел столкновение с а/м «Т» под управлением водителя Д. Для выяснения обстоятельств произошедшего ДТП на место происшествия выезжал инспектор ОГИБДД ОВД по *** р-ну л-т милиции, который установил, что данное столкновение транспортных средств произошло по причине нарушения требований ПДД РФ водителем К. С вмененными нарушениями ПДД РФ водитель К. был согласен. Административный материал им обжалован не был и вступил в законную силу. Следует отметить, что ею как собственником ТС «Т», в октябре 2008 года был заключен договор добровольного страхования транспортных средств в страховой компании ООО «Р», что подтверждается полисом страхования, без учета износа. Страховая сумма по данному договору составила 650.500 рублей, что является действительной стоимостью автомобиля. Выгодоприобретателем по договору является ООО «Б», согласно п. 2 полиса страхования. Страховая премия была уплачена в полном объеме единовременно. Водитель Б. является водителем, допущенным к управлению транспортным средством, о чем свидетельствует п. 5 договора страхования. После ДТП она обратилась в ООО «Р» с заявлением о выплате страхового возмещения. Событие от сентября 2009 г. было признано страховым случаем. Ответчиком был произведен осмотр транспортного средства, а затем выплачена сумма страхового возмещения в размере 311.003,15 руб. Указанная сумма страхового возмещения была перечислена на ее лицевой счёт, открытый на её имя в ООО «Б». Не согласившись с размером выплаченного страхового возмещения, она обратилась в ООО «Э» для проведения независимой экспертизы по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства «Т». В октябре 2009 г. было подготовлено экспертное заключение, согласно которому стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства «Т», без учета амортизационного износа, составила 420.082,92 руб.

Полис удостоверяет факт заключения договора страхования на основании и в соответствии с Правилами добровольного страхования транспортных средств № *** от 28.06.2006 г. При определении стоимости восстановительного ремонта экспертом ООО «Э» были учтены затраты, необходимые для оплаты ремонтных работ. Количество нормо-часов использовалось на основании нормативов завода изготовителя. Стоимость запасных частей принималась по данным торгующих организаций и является среднерыночной по *** области. Таким образом, в данном заключении учтены все расходы на ремонт автомобиля, которые страховщик обязан возместить согласно правилам и договору страхования. Поскольку страховщик произвел только часть страховой выплаты, она считает, что ее право на полное возмещение ущерба, определенное гражданским законодательством, договором страхования и Правилами страхования, было нарушено. Следовательно, страховщик обязан доплатить сумму страхового возмещения в размере: 420.082,92-311.003,15 = 109.079.77 руб. Кроме того, ей были понесены необходимые расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, выразившиеся в сборе документов, составлении иска, представления интересов доверителя в судебном процессе. Данную сумму она требует к возмещению. На основании вышеизложенного просит суд, взыскать с ответчика ООО «Р» на л/счёт, открытый на ее имя в ООО «Б», следующие денежные суммы: недоплаченное страховое возмещение – 109.079,77 рублей, расходы за проведения независимой экспертизы – 3.000 рублей, расходы по оплате госпошлины – 2.691 рублей, расходы по оформлению доверенности — 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя – 10.000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Б. –Е., действующий на основании доверенности, уточнил и уменьшил исковые требования, просив взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 65.000 руб., расходы на проведение независимой экспертизы в размере 3.000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 3.000 руб., расходы по оформлению доверенности в размере 500 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1.900 руб.

Выводы суда по делу

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахован риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930).

Согласно п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что в октябре 2008 г. между Б. и ООО «Р» заключен договор добровольного страхования транспортного средства – «Т», на страховую сумму 650.500 рублей, на период с октября 2008 г. по октябрь 2009 г., в подтверждение чего страхователю Б. был выдан страховой полис. Согласно данному договору выгодоприобретателем по страхованию транспортного средства является ООО «Б». Страхователю Б. автомобиль «Т», принадлежит на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о регистрации. Водитель Д. указан в полисе как лицо, допущенное к управлению транспортным средством.

Также установлено, что в сентябре 2009 г. на ФАД М5 «Урал» произошло дорожно-транспортное происшествие с участием а/м «ВАЗ», под управлением водителя К., совершившего столкновение с а/м «Т» под управлением водителя Д. В результате указанного ДТП а/м «Т» получила значительные механические повреждения, что подтверждается копией справки об участии в дорожно-транспортном происшествии от *сентября 2009 г. Вышеуказанное происшествие произошло при следующих обстоятельствах: водитель К., управляя а/м «ВАЗ», совершил выезд на полосу встречного движения, связанный с поворотом налево, в результате чего произвел столкновение с а/м «Т», под управлением водителя Д. Для выяснения обстоятельств произошедшего дорожно-транспортного происшествия на место происшествия выезжал инспектор ОГИБДД ОВД по *** р-ну л-т милиции, который установил, что данное столкновение транспортных средств произошло по причине нарушения требований ПДД РФ водителем К. С вмененными нарушениями ПДД РФ водитель К. был согласен.

В сентябре 2009 г. Б. обратилась в ООО «Р» с заявлением о факте наступления страхового события. В сентябре 2009 г. экспертом ООО «А» был произведен осмотр транспортного средства, о чем был составлен акт осмотра транспортного средства от *сентября 2009 г.

Событие от *сентября 2009 г. было признано страховым случаем. Экспертом ООО «А» произведен расчет стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, которая составила 311.003,15 руб. Указанная сумма была выплачена Б., что подтверждается актом о страховом случае.

Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле, и подтверждаются имеющимися в материалах гражданского дела документами.

Согласно отчету ООО «Э» от *октября 2009 г., проведенному по заявлению Б., стоимость объекта оценки с учетом износа составляет 393.472,70 руб., без учета износа составляет 420.082,92 руб.

Учитывая, что ответчик ООО «Р» доказательств, опровергающих правильность произведенного ООО «Э» отчета от *октября 2009 г. не представил, от проведении экспертизы отказался, суд полагает возможным при определении стоимости восстановительного ремонта автомобиля «Т», принять расчет стоимости восстановительного ремонта, выполненные ООО «Э». При этом, суд принимает во внимание, что при определении стоимости восстановительного ремонта экспертом ООО «Э» были учтены затраты, необходимые для оплаты ремонтных работ. Количество нормо-часов использовалось на основании нормативов завода изготовителя. Стоимость запасных частей принималась по данным торгующих организаций и является среднерыночной по *** области. Таким образом, в данном заключении учтены все расходы на ремонт автомобиля, которые страховщик обязан возместить согласно правилам и договору страхования.

В соответствии с п. 77 Правил добровольного страхования транспортных средств и спецтехники № *** по риску «Ущерб», в случае полной фактической гибели или конструктивной гибели застрахованного транспортного средства, размер страховой выплаты определяется исходя из страховой суммы, установленной в договоре страхования, за вычетом в указанной последовательности:

а) амортизационного износа застрахованного ТС за период действия договора страхования, в соответствии с п. 75 «а» настоящих правил;

б) безусловной франшизы, установленной договором страхования;

в) ранее произведенных выплат по риску «Ущерб» (при агрегатном страховании);

г) стоимости годных остатков ТС, если договором страхования не установлено иное.

Конструктивная гибель – причинение ТС таких повреждений, при которых его ремонт оказывается экономически нецелесообразным (стоимость восстановительного ремонта равна или превышает 75 % действительности стоимости застрахованного ТС на момент заключения договора страхования, если иное не предусмотрено договором).

Таким образом, с учетом выплаченной страховщиком стоимости восстановительного ремонта в размере 311.003,15 руб., и отказа истца от части исковых требований в размере 44.079,77 руб., с ООО «Р» в пользу Б. в возмещение ущерба, связанного со стоимостью восстановительного ремонта автомобиля «Т», поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия, подлежит взысканию сумма в размере 65.000 руб.

Учитывая, что транспортное средство Б. — «Т», в настоящий момент находится в залоге у ООО «Б», что подтверждается договором о залоге имущества от *октября 2008 г., считаю возможным взыскиваемую сумму страхового возмещения перечислить на лицевой счет, открытый на имя Б. в ООО «Б»

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *