Кто имеет право работать учителем в школе?

Для того, чтобы заниматься педагогической деятельностью, нужно иметь среднее профессиональное или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Либо высшее/среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Например, специалист с высшим образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и специалист, получивший высшее образование по специальности «История», независимо от наличия у них стажа работы, могут на равных основаниях работать учителем истории. Выпускник консерватории имеет право работать учителем музыки.

Те, у кого нет специального педагогического образования или профильного образования по преподаваемому предмету, смогут работать в школе учителем по определенному предмету, если продут программу профессиональной переподготовки, необходимую для преподавания этого предмета в объеме не менее 250 часов.

Перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061, определены следующие направления подготовки «Образования и педагогические науки»:

44.03.01 — Педагогическое образование

44.03.02 — Психолого-педагогическое образование

44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование

44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям)

44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Получение диплома бакалавра по любому из указанных направлений дает право преподавать в школе любой предмет. Специалист без педагогического образования — может работать учителем только по профилю, в том числе по профилю полученного дополнительного профессионального образования.

Законодательство дает работодателю право при разработке должностных инструкций устанавливать дополнительные требования к необходимой специальной подготовке работников. Также работодатель обязан обеспечить регулярное прохождение повышения квалификации работников.

Оплата труда и карьерный рост

Должностей для карьерного роста в школах не очень много. В большой школе может быть максимум три заместителя руководителя: по учебной, воспитательной и хозяйственной работе. Также есть служба сопровождения – это социальный педагог и психолог. Есть иное направление карьерного роста – это получение научных степеней и педагогических званий.

Что касается оплаты труда, то она складывается из нагрузки – это часы или количество уроков в неделю, дополнительная работа – кружки, секции, классное руководство. Кроме того, доплата производится за стаж и категорию.

Кем может работать учитель вне школы

Педагогические работники находят применение своих знаний и опыта:

  • на рынке образовательных услуг,
  • в сфере коучинга,
  • в частных образовательных учреждениях,
  • вцентрах детского творчества,
  • в репетиторстве.

Профессиональные и личностные качества позволяют им успешно трудиться в сфере продаж: страховании, банках и туристическом бизнесе.

Какие ошибки допускают молодые учителя в начале свей преподавательской карьеры и как их избежать, вы узнаете из видео.

Читайте далее:

Какие предметы ЕГЭ сдавать для поступления в педагогический ВУЗ

Выбор предметов ЕГЭ зависит от факультета, на который планируется поступление. Обязательными являются русский язык и математика. Для поступления на учителя биологии необходимо выбрать биологию, химию, математики – геометрию и информатику. При выборе предметов для сдачи ЕГЭ необходимо заранее ознакомится с требованиями институтов и университетов по выбранной специальности.

Из этого общего правила есть исключения

Работодатель имеет право снижать планку требований к образованию и принимать решение о допуске к работе на основании решения аттестационной комиссии на основании оценки фактической профессиональной деятельности. Комиссию администрация школы формирует самостоятельно.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

— лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Заболевания, несовместимые с работой в сфере образования

ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.

На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.

Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.

Кто не имеет права работать в школе?

В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Что такое уголовное преследование

Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.

Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.

Есть разница между «преследованием» и «делом». Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности. Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование. Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.

Учитель — профессия благородная и уважаемая во всем мире. В то же время, она достаточно сложная и трудная. Ежегодно вузы выпускают тысячи юных педагогов, но стать настоящим Учителем сможет далеко не каждый из них. Актуальность вопроса — как стать школьным учителем, строится на том факте, что лишь небольшая часть выпускников училищ и университетов находит себя на этом поприще и остаются верны выбору.

Школьный учитель — особенности и специфика профессии

Современный образовательный стандарт определяет не только программу обучения но и ряд профессиональных личностных качеств, которые должны быть у педагогов. К ним относят выдержку, уравновешенность и педагогическую грамотность. Последняя состоит из профессионально-этических качеств и понимания моральной ответственности за свою работу, как врачу за жизнь пациентов.

Наличие диплома еще не делает его обладателя настоящим, хорошим учителем математики или русского языка. Очень важна эрудированность поедагога. По мнению ребенка, он должен знать ответы на многие вопросы, быть «ходячей энциклопедией», уметь объяснить почему вымерли динозавры и как создать картинку на компьютере. Специфика профессиональной деятельности требует от учителя аккуратности во всем, системности и планомерности.

Частный репетитор

Самый очевидный выбор, помогающей не растерять навыки преподавания и совершенствовать знания – заниматься с учениками в индивидуальном порядке. С развитием современных технологий можно выбрать классический вариант на дому (на своей территории или в доме обучаемого) или дистанционные занятия по Skype. Услуги умеющих донести знания и подтянуть текущие оценки специалистов востребованы на ранке труда. Изначально приходится тратить силы на рекламу, но потом имя начинает работать на вас. Лучший способ «заявить о себе» — сарафанное радио. Если качественно поработать с учеником, его родители расскажут о вас знакомым и родным, ребенок которых нуждается в похожей помощи. Недостатка в клиентах и деньгах не будет. Минус в том. Что дидактические материалы придется закупать самостоятельно. Необходимо повышение квалификации и дополнительные курсы, чтобы подтверждать свой профессионализм. График работы — свободный, но следует быть готовым к тому, что большинству удобно заниматься в выходные, субботу или воскресенье. Работа репетитором не имеет ничего общего со стандартной «пятидневкой» — занятия могут начинаться в обед и заканчиваться поздно вечером не только в будни, но и в праздники. Придется думать о финансовой подушке. Лето – «мертвый» сезон для частных преподавателей, обычно они устраивают себе каникулы, как и дети.

Переводчик

Педагогические ВУЗы готовят преподавателей различных групп языков. Стандартные знания английского, французского и немецкого пригодятся практически в любой фирме, которая имеет выходы на международный рынок. Если удалось получить профессиональный опыт в области преподавания редкого языка – китайского, арабского, в центрах, специализирующихся на коммерческом переводе, вы будете крайне востребованным специалистом. Работать можно на многих позициях – от личного ассистента руководителя, часто бывающего в заграничных командировках, до технического специалиста по деловой переписке. Профессионалы в области перевода требуются даже в нотариальные и юридические конторы. Там заверяется много бумаг на иностранных языках.

Журналист или редактор

Люди, получившие специализацию по направлению литературы или преподавания родного языка, умеют конструктивно выражать мысли и грамотно пишут. На филологическом факультете обучают создавать материалы для СМИ, находить актуальные темы, расшифровывать и систематизировать информацию, полученную из разных источников. Выпускники востребованы в редакциях журналов и газет, на телевидении. Там ценятся сотрудники, умеющие интересно и безошибочно подавать информацию. Еще один вариант – корректор. После написания статьи или книги необходима вычитка на предмет грамматических и стилистических ошибок. Преподаватель русского языка блестяще справится с такой работой.

журналист

Музейный работник или гид

Получив историческое или культурологическое образование многие идут работать в музеи, арт-галереи. За плечами – 5-ти летний багаж знаний, который они могут эффективно использовать в области искусства. На историческо-педагогических факультетах студенты получают массу специфического опыта, участвуют в исследованиях и глубоко изучают явления и персоналий. Дипломные и курсовые работы, всесторонне раскрывающие стороны объекта исследований, станут прекрасным резюме для краеведческого или художественного музея.

На практике, которую студенты проходят, обучаясь на факультете естественной географии, оценивается туристический потенциал регионов и отдельных зон, разрабатываются экскурсионные маршруты. Можно устроиться гидом, чтобы передавать полученные знания экскурсионным группам и развивать туризм в родном крае.

Геолог

Те, кто идет учиться на географический факультет ВУЗа, готовящего преподавателей, редко возвращаются в школу для работы учителем географии. В процессе обучения они участвуют в экологических и археологических экспедициях, проводят экспертизы почв, мониторинги демографических и этнокультурных процессов. Выполняют проекты по охране территорий, разрабатывают мероприятия по снижению экологических рисков. Знания и практика в этих областях помогают выпускникам найти работы в геологических исследовательских институтах, инженерных компаниях. Туда требуются специалисты по проведению экспертиз, исследований природных материалов и их последующего анализа, палеографы.

Психолог

В большинстве педагогических ВУЗов есть факультет социальной педагогики. Там готовят не только преподавателей для специализированных школ, но и учат разбираться в психологических тонкостях процесса. Студентов учат проводить психологические диагностики личности, разрабатывать индивидуальные программы коррекции поведения, работать с «трудными» детьми. После выпуска специалист способен консультировать родителей по вопросам психического развития детей, знает, как создать благоприятные условия для развития гармоничной личности и решать щекотливые вопросы, возникающие в процессе воспитания. Умеет решать конфликты в детской и подростковой среде, в состоянии помочь с профессиональной ориентацией и дать совет по созданию благоприятной среды для самоопределения. С такими знаниями можно попробовать найти себя в области детской психологии, особенно, если дополнительно окончить специализированные курсы.

психолог

Социальный работник

На кафедрах социальных наук обучают оказанию помощи и поддержки нуждающимся группам населения (пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи). Дают знания о разрешении конфликтных ситуаций, проведении профилактику социально-опасных явлений в социуме(наркомания, алкоголизм, безработица). Обучают основам права и юриспруденции, после выпуска вчерашний студент компетентен в области оказания правовой помощи. Во время практики обучающиеся проходят стажировки в государственных и муниципальных институтах власти по работе с жителями, принимают участие в новых проектах по созданию инновационных разработок в областях психосоциальной работы, предлагают к рассмотрению комиссий собственные методики. В университете обучают навыкам ведения конструктивных переговоров в области социального обслуживания народа, учат оказывать первую медицинскую помощь. Такой широкий спектр знаний позволяет выпускникам найти место работы в организациях, оказывающих помощь населению (соцзащита, частные кризисные центры для незащищенных групп населения).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *