Куда, за что и как можно пожаловаться на детский сад

Жалоба на детский сад

Оформление малыша в дошкольное образовательное учреждение сопровождается подписанием договора с администрацией детского сада. С этого момента детское учреждение и каждый его сотрудник принимают на себя не только обязанности по воспитанию ребенка, но и несут полную ответственность за него в период образовательного процесса.

У каждого ребенка с момента его появления на свет возникает множество законных прав и обязанностей. Их нарушение будет являться основанием для подачи жалобы на заведующую детским садом, либо на конкретного сотрудника указанного учреждения. Выделим наиболее распространенные случаи, когда права ребенка могут быть нарушены:

  • неправомерный отказ в оформлении места в детсад или нарушение порядка очередности;
  • любое применение насильственных мер к подопечным, даже не причинившее вреда здоровью;
  • неуважительное или грубое отношение к детям, оскорбление или унижение достоинства ребенка;
  • причинение вреда жизни или здоровья малыша в результате умышленных действий или по неосторожности;
  • иные нарушения правил воспитания и образования, зафиксированные в законодательных актах и условиях договора.

Детские учреждения дошкольного уровня непосредственно подчиняются местным отделам образования. Жалобы на воспитательный процесс в детском саду целесообразно направлять именно в этом уполномоченный орган.

Рассмотрим, куда писать жалобу на детский сад в зависимости от выявленных нарушений.

Нормативная база

Основные правовые документы о праве на бесплатное дошкольное образование:

  • Конституция;
  • Семейный кодекс;
  • ФЗ № 273 от 29.12.2012 – о дошкольном образовании.

Материал в тему: Сколько зарабатывает воспитатель детского сада.

Как челябинцы пытаются получить место в ДОУ поближе к дому:

Как успешно пожаловаться, если не дают место в детском саду: три способа подачи жалобы

Анна Николаевна, Юрист. Юрист. Гражданско-правовая специализация. Опыт с 2004 год. Дата: 29 мая 2019. Время чтения 5 мин.

Пожаловаться, если не дают место в детском саду, можно тремя способами: устно, письменно и с помощью сети Интернет. Претензию адресуем в отдел образования, в министерство образования региона, Роспотребнадзор, Рособрнадзор. Можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка. Если ответ не получен или за оформление просят взятку, то пишем жалобу в прокуратуру. Последний вариант добиться места в ДОУ – обращение в суд.

Не каждая мама в настоящее время может полностью посвятить себя воспитанию ребенка вплоть до достижения им трехлетнего возраста, а тем более до школы. И зачастую это не ее желание – быстрей пойти работать. Причин может быть несколько: работодатель торопит и грозит санкциями, финансовое состояние семьи неважное, супруг лишился работы, а тут еще ипотека не выплачена… И тут возникает проблема в устройстве ребенка в дошкольное учреждение. Тогда необходимо жаловаться, если не дают детский сад.

Кто имеет право на получение места в детском саду в России – с какого возраста детей принимают в садик?

Независимо от места проживания несовершеннолетнего гражданина РФ или его прописки, представители дошкольных учреждений обязаны предоставлять бесплатное образование малышам.

Согласно Закону федерального уровня «Об образовании в РФ», номер которого 273, рассчитывать на обучение в дошкольном учреждении в 2019 году могут дети возрастом от 3 до 7 лет!

Закон есть закон, а вот на практике получается так, что не все дети попадают в детский сад. Только 40% малышей, возраст которых 3 годика, обучаются в ДОУ.

Разрабатывают новый законопроект о таком обучении. Пока его не приняли, а лишь рассматривали несколько лет. Если его примут, ситуация не изменится, и может вообще усугубиться.

В документе прописан:

  1. Новый возраст, с которого обязаны брать в детские сады, в ясельную группу – с 1,5 лет.
  2. Возраст, с которого можно будет записать ребенка в особенную группу, на коммерческой основе, то есть — платно, с нескольких месяцев. Заметьте, ясли будут ликвидировать. Они будут только платными!

Если данный законопроект подпишут, то нарушат права деток возрастом от 3 до 7 лет. Так как группы будут уже набраны, а на них просто не хватит мест.

Обратиться для получения места могут:

  1. Родители ребенка, возраст которого от 2 месяцев до 7 лет, имеющие постоянную прописку.
  2. Родители ребенка того же возраста, имеющие временную регистрацию.
  3. Опекуны или законные представители ребенка, и неважно — есть у них постоянная или временная прописка.

Прийти стоит в местную, городскую администрацию. При органе работает специальная комиссия, действующая на основе электронной системе очередей.

Вам нужно будет написать заявление, подать документы и дождаться ответа о наличии свободного места в садике, а также о порядковом номере в определенной очереди.

Жалоба на воспитателя детского сада — образец

Непосредственный контакт с детьми осуществляют специалисты детсадов и, прежде всего, воспитатели. В их обязанности входит соблюдение режима воспитания и отдыха, забота о физическом и моральном состоянии ребенка в течение занятий, прогулок или сна. Нарушения могут обнаружить как родители ребенка, так и контролирующие органы.

Жалоба на воспитателя детского сада может быть подана с учетом следующих нюансов:

  • при возникновении конфликтом в рамках воспитательного или образовательного процесса, при нарушении распорядка дня ребенка целесообразно обратиться с жалобой на имя руководства учреждения или в муниципальный департамент образования;
  • при выявлении нарушений законодательных актов лучше подать жалобу в прокуратуру;
  • в случае причинения вреда жизни и здоровью ребенка необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы или прокуратуру для проведения проверки и возбуждения уголовного дела.

Документ составляется в произвольной форме, в нем необходимо указать подробные данные о ребенке и образовательном учреждении, а также о выявленных фактах нарушений. Типичным примером основания для жалобы на воспитателя детского сада может являться грубость по отношению к ребенку.

Пожаловаться на детский сад можно при любом нарушении права ребенка, чаще всего это:

  1. Неудовлетворительное состояние помещений: антисанитарные условия, обветшалый ремонт, ветхая мебель.
  2. Сомнительные методы воспитания и ухода за детьми, систематическое нарушение режима.
  3. Халатность персонала.
  4. Плохое питание. Со всеми нормами на этот счет можно ознакомиться в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №26 от 15.05.2013 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  5. Недовольство медицинским персоналом учреждения: медпомощь не оказывается или не оказывается верно, отсутствуют профилактические меры.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Следует помнить, что подать жалобу может только законный представитель ребенка, то есть родитель или опекун.

Обязанности воспитателя

Обязанности воспитателя установлены статьёй 48 Закона об образовании, СанПином 2.4.1.2660, должностной инструкцией и трудовым договором и прописываются в договоре, заключаемом между дошкольным учреждением и родителями.

В обязанности воспитателя входит:

  • приём детей в группу (принимает ребенка у родителей и опрашивает о состоянии здоровья);
  • организация питания;
  • обеспечение строгого выполнения группой режима дня и графика занятий;
  • осуществление наблюдения за детьми;
  • осуществление помощи в социально-образовательной деятельности;
  • осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей развития малышей;
  • организация жизнедеятельности группы (должна отвечать возрастным потребностям детей);
  • организация досуга детей;
  • организация сна;
  • организация прогулки (помощь при одевании, проведение игр и физических упражнений на улице);
  • обеспечение культурного развития (посещение библиотек, музеев);
  • передача детей родителям и законным представителям в конце дня.

Жалобы на заведующих детских садов

За соблюдения прав ребенка и надлежащее поведение сотрудников детского сада ответственность несет руководитель учреждения – заведующая. Именно это должностное лицо будет отвечать, если выявляются какие-либо факты нарушений (исключение составляют случаи, когда в личных действиях воспитателя выявлены случаи уголовного или административного правонарушения).

Жалобы на заведующих детских садов могут подаваться в адрес вышестоящего органа образования или в прокуратуру. Практически в любом случае, прежде чем обратиться в суд за защитой интересов ребенка, должна быть подана жалоба в управление образования на детский сад. При оформлении этой бумаги учтите следующие нюансы:

  • поскольку заведующая отвечает в целом за работу своего учреждения, жалоба может содержать факты неправомерные действий любого сотрудника детского сада;
  • управление образования обязано провести проверку по каждому факту, изложенному в жалобе, а также дать письменный ответ родителям;
  • если по итогам проверки приняты меры воздействия на заведующую или сотрудников дошкольного учреждения, родители должны быть уведомлены об этом в письменной форме.

Несмотря на то, что образец жалобы доступен в интернете, каждый случай индивидуален. Для составления документа целесообразно обратиться к профессиональному юристу, который разъяснит порядок действий в интересах ребенка, а также все права родителей.

Как правильно составить жалобу

Конкретной формы жалобы на детский сад законом не предусмотрено. Однако, в соответствии с Законом №59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в документе нужно отразить такую информацию, как:

  1. Наименование организации, в которую подается жалоба.
  2. Информацию об ответственном должностном лице: ФИО, должность.
  3. Информацию об обращающемся: ФИО, адрес, телефон.
  4. Детальное и понятное описание проблемы.
  5. Требования к принимающей организации. Например, провести проверку, наказать виновных, устранить недостатки и т. д.
  6. Подпись и дату.

К жалобе лучше всего приложить доказательства, если они есть, например, фото- и видеосъемку, медицинские справки, а также копии обращений в нижестоящие инстанции, если таковые имели место.

Порядок подачи жалобы

Документ составляется в двух экземплярах и доставляется в организацию любым удобным способом.

При личном обращении необходимо поставить входящую отметку на своем экземпляре, при отправке по почте следует выбрать вариант с уведомлением.

Большинство организаций на данный момент принимают жалобы и в сети Интернет. Документ можно составить как лично, так и коллективно.

Ответ на жалобу

Ответить на обращение все вышеперечисленные инстанции обязаны не позднее, чем через месяц. Если по прошествии этого времени не произошло никаких действий — это повод обратиться в вышестоящую инстанцию или подать иск в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Жалоба в прокуратуру

Органы прокуратуры наделены полномочиями по надзору за соблюдением закона во всех сферах деятельности, в том числе они могут проверять работу дошкольных учреждений. Помимо плановых и внеочередных проверок должностные лица ведомства обязаны реагировать на любые обращения граждан, связанные с возможным нарушением законодательных актов.

Обратиться в прокуратуру можно по следующим вопросам, связанным с ненадлежащим исполнением обязанностей сотрудниками детского сада:

  • установление признаков уголовного преступления (например, причинение вреда здоровью и жизни ребенка);
  • факты грубого нарушения санитарно-эпидемиологических норм и бытовых условий;
  • нарушение порядка выделения мест в детских садах, в том числе вымогательство взятки за внеочередное устройство ребенка;
  • взимание поборов и платежей, не предусмотренных уставом дошкольного учреждения или договором;
  • ненадлежащее исполнение должностных обязанностей сотрудниками сада, нарушающее законные интересы ребенка и родителей;
  • некачественное оказание медицинской помощи штатными сотрудниками детского учреждения.

В ряде случаев целесообразно направлять жалобы одновременно в несколько инстанций. Например, жалобу на очередь в детский сад лучше направить в адрес прокуратуры и департамента образования.

Органы прокуратуры обязаны в срок, не превышающий 30 дней, провести проверку по всем фактам и дать аргументированный письменный ответ. Если выявляются факты уголовных или административных преступлений, документы будут направлены в правоохранительные органы или в судебное учреждение.

Образец жалобы на детский сад содержит типовой перечень пунктов, которые необходимо раскрыть с учетом конкретных нарушений. Делать это лучше после консультации с профессиональным юристом. На нашем сайте вы можете воспользоваться формой онлайн-чата, чтобы оставить свои вопросы, или позвонить по бесплатной телефонной линии.

В поисках справедливости мы сбиваемся с ног, к кому только не обращаясь за помощью… Но лучше точно знать, куда идти (и что, кстати, просить, но это в другой заметке), вместо того чтобы терять драгоценное время.
Сразу говорю: подразумевается, что данный журнал читают те родители, кто не хочет давать взятку. Я ее тоже никогда не дам, и не только потому что у меня нет лишних денег. Даже если бы они у меня были, все равно бы не дал: я не собираюсь отдавать за что-то горбом заработанное тому, кто должен это сделать для меня бесплатно. Взятка — уголовное преступление. (У меня, в общем-то, есть и иные причины, но о них не буду, так как это отдельная тема и к нашему общему делу отношения не имеет.)
Сначала о том, куда писать не надо.
Написание жалоб Путину, Медведеву и прочим товарищам из Москвы по результатам будет таким же, как если бы вы написали эти жалобы папе Римскому, Обаме, Кофи Аннану (или кто там щас генсек ООН), пожарникам или кинологам с собаками. То есть никаким.
Все ваши обращения спустят сюда. В департамент образования. Ну худой конец Балановский ответит (то же самое).
По Закону РФ «Об образовании» (который в том числе регламентирует, какие полномочия и какой уровень власти имеет при обеспечении граждан дошкольным образованием), вопросами предоставления мест в детсадах занимается мэрия. Поэтому если позвонят в томский департамент образования из управления делами администрации Президента РФ — не Медведев же звонить будет, в самом-то деле! — и спросят: «а вы чо тут Ивановой место не даете?!», то Васильева имеет полное право послать таких интересующихся подальше. И она это сделает, уверяю вас. Не имеет права ни президент, ни председатель правительства вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, если эта деятельность относится исключительно к компетенции местной власти. Предоставление мест в детских садах — как раз такой случай. По закону!
Теперь о том, куда надо писать.
Как мы уже с вами поняли, вопросами предоставления мест в детских садах, а равно их строительством занимается орган местного самоуправления, причем не законодательный, а исполнительный, поскольку предоставление места в садике — это исполнение закона. Законодательный орган власти, по большому счету, утверждает или требует скорректировать годовой бюджет на дошкольное образование, представляемый исполнительным органом городской власти — на этом его участие, грубо говоря, в нашем деле заканчивается. Таковым в Томске является Администрация Томска (мэрия). В мэрии специально для осуществления ее обязанностей и полномочий в том числе по предоставлению мест в детских садах гражданам (или, говоря официальным языком, по обеспечению граждан общедоступным и бесплатным дошкольным образованием в различных формах) существует особое подразделение — Департамент образования мэрии г. Томска, которым руководит его начальник — О.В. Васильева. Это подразделение делегировало часть своих функций, как-то учет будущих воспитанников детских садов (надо же, к примеру, планировать мэрии сколько садиков нужно будет построить!), выдача путевок в садики, связь с родителями, Комитету дошкольного образования (КДО) Департамента образования администрации города Томска. Все-таки детские сады — хозяйство большое, поэтому и управлять им нужно особой команде. Но все серьезные распоряжения утверждаются Васильевой.
Вот поэтому-то и надо писать заявление о предоставлении места на имя начальника департамента образования.
Кстати, аналогично и в Северске.
А теперь — о прокуратуре. Прокуратура занимается надзором над исполнением закона и сигнализирует нарушителям, судам, правоохранительным органам о том, что «ай-яй-яй, только посмотрите чо творица!!! ну-ка немедленно соблюдать закон!!!». Она единственная уполномочена подавать иски в суд в интересах неопределенного круга лиц — то есть всех нас с вами. Например, прокуратура подмосковных Люберец в феврале этого года добилась в суде обязания люберецкой администрации к решению проблемы очередей в садики за три года. Томская пока покуривает в сторонке.
В Томске аж 13 человек в 2010 году добились, судя по опросу, путевки в сад через прокуратуру.
Если кто-то желает попробовать — Бог в помощь. Но, насколько мне известно, прокуратура динамит родителей, ссылаясь на мнимую «очередь», и предлагает решать вопрос самим в суде.
Тем не менее выкладываю (спасибо Мадам Ларе с МТР — ее текст взят за основу) текст заявления в прокуратуру, после которого ребенку дали сад. Можете попробовать, но при этом совсем не обязательно тормозить с подачей иска в суд. Наоборот: в случае отказа прокуратуры заниматься своими прямыми обязанностями вы сможете предъявить ее ответ в суде (из прокуратуры ответят через месяц). А в случае наступления счастья 🙂 вы просто заберете свой иск, и все. И платить ни за что не надо будет. В общем, хотите — попробуйте:
Прокурору г. Томска
634029, г. Томск, ул. Белинского, 14
От ______________________
Проживающей_______________________
З А Я В Л Е Н И Е
о нарушении конституционных прав и о привлечении к административной ответственности
Я, (ФИО) являюсь матерью (отцом) малолетнего (ФИО) ________ года рождения.
«_____»__________20___ г. я поставила своего ребенка в очередь на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Томска (далее – МДОУ). Мой ребенок был зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Томска за №____.
«_____»__________20___ г. я обратилась в Комиссию по комплектованию муниципальных образовательных учреждений при Администрации г. Томска с ходатайством о предоставлении места в МДОУ моему ребенку.
«_____»__________20___ г. мною получен ответ Администрации г. Томска о том, что принять положительное решение по моему ходатайству не представляется возможным в связи с тем, что МДОУ ТОмска укомплектованы, то есть в связи с отсутствием мест. Фактически моему ребенку было отказано в посещении муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Считаю отказ в предоставлении места в МДОУ г. Томска незаконным.
Частью 2 ст. 43 Конституции РФ гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Аналогичная норма закреплена в п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Согласно п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Аналогичная норма закреплена в п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании».
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. А согласно ч. 2 ст. 18 названного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Полномочия органов местного самоуправления городскох округов по решению указанных вопросов местного значения применительно к организации предоставления дошкольного образования конкретизируются в п. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», где указано, что органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как указано в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов — право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования — исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства — обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и могут быть ограничены только федеральным законом (ст. 55 п. 3 Конституции РФ).
Ни один федеральный закон не содержит указания на то, что предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ограничено датой постановки на учет в качестве нуждающегося в таком образовании и количеством мест в сети дошкольных учреждений. Также ни один федеральный закон не связывает реализацию права на дошкольное образование с трудной жизненной ситуацией или неблагополучным семейным положением.
Как указывает в своем Постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П Конституционный суд РФ (п.2.1), применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с п. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 (далее – Типовое положение), к дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады различного вида, которые могут быть государственными или муниципальными, и для которых названное Типовое положение является обязательным.
Согласно пункту 27 указанного Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. А пунктами 3 и 28 Типового положения установлено, что в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством, иных ограничений, кроме, собственно, дошкольного возраста, для поступления в дошкольное образовательное учреждение не предусмотрено.
В полномочия органов местного самоуправления не входит ни определение оснований отказа в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования, ни определение круга лиц, которым дошкольное образование предоставляется, при этом иметь в достаточном количестве дошкольные образовательные учреждения – прямая обязанность органов местного самоуправления.
Считаю, что Администрацией г. Томска незаконно было отказано в реализации конституционного права моего ребенка на дошкольное образование.
На основании изложенного П Р О Ш У:
1. Принять предусмотренные законом меры прокурорского реагирования.
2. Привлечь лиц, виновных в нарушении права моего ребенка, ______________________(фио, дата рождения), на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.57 КоАП РФ.
Приложение:
1. Копия свидетельства о рождении ребенка.
2. Копия ответа Администрации г. Томска (Комиссии по комплектованию дошкольных учреждений).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *