Логопед или олигофренопедагог?

Олигофренопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушенным интеллектуальным развитием.

Особенности профессии

Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии.
Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.

Рабочее место

Задача олигофренопедагога – дать ребёнку-инвалиду возможность жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям.
Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д.
Помогая таким детям, общество не может исправить ошибку генов, врачей, судьбы. Но оно может сделать так, чтобы у детей-инвалидов была достойная жизнь.
Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.
Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают.
Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.

Олигофренопедагоги работают в специальных школах, садиках для детей с нарушениями интеллекта, в социальных и реабилитационных центрах. В классах для детей с задержкой психического развития в массовых школах, в медицинских учреждениях.
Олигофренопедагог – помощник детского врача-психоневролога в случаях трудной диагностики заболевания психики ребенка. Такая работа проводится и в стенах школы, и в медицинских учреждения.

Важные качества

Доброта и любовь к детям, ответственность, трудолюбие, настойчивость, умение радоваться успехам подопечных, желание постоянно учиться чему-то новому. Наука не стоит на месте, и педагогу нужно быть готовым осваивать и применять новые методики и технологии.

Знания и умения

Педагогу нужно знать специальную психологию, понимать физиологию нарушений интеллекта, владеть коррекционными методиками (в том числе экспериментальными), уметь оценивать результаты своей работы, а если нужно, разрабатывать собственные методики.

Обучение на Олигофренопедагога

Курсы

Приглашаем педагогов пройти обучение в Высшей школе технологии и управления (ВШТУ). Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на профессиональную переподготовку составит 4 975 рублей, а на повышение квалификации – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене! В Современной научно-технологической академии можно пройти курсы профессиональной переподготовки и получить диплом установленного образца специального педагога. Курсы переподготовки рассчитаны для тех, кто уже имеет какое-либо профессиональное образование. Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Педагогика» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

А также региональные педагогические вузы с дефектологическими факультетами.

Вузы

Российский новый университет Логопедия (Институт психологии и педагогики) Тольяттинский государственный университет Дошкольная дефектология (Гуманитарно-педагогический институт) Челябинский государственный университет Специальное (дефектологическое) образование (Факультет психологии и педагогики) Московский государственный областной университет Специальное (дефектологическое) образование (Факультет специальной педагогики и психологии МГОУ) Московский психолого-социальный университет Логопедия (Факультет логопедии МПСУ)

Рабочее место

Олигофренопедагоги работают в специальных школах, садиках для детей с нарушениями интеллекта, в социальных и реабилитационных центрах. В классах для детей с задержкой психического развития в массовых школах, в медицинских учреждениях.

Над чем работает логопед-олигофренопедагог

Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.

Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:

  • Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
  • Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
  • Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
  • Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.

Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.

Развитие речи у детей с отставанием интеллекта

Как правило, диагноз таким детишкам ставится в довольно раннем возрасте. Они позже средних возрастных норм начинают держать голову, садиться и ходить. Значительно отстает и развитие речи — позднее лепетание, появление подражательных звуков, слов и простых предложений.

Развитие высших функций психики также страдает. Нарушены память, произвольное внимание, моторика и эмоциональная сфера.

Несомненно, это также отражается и на формировании речи:

  • Словарный запас ограничен, охватывая в основном бытовую лексику. Ребенок запоминает лишь те слова, которые чаще всего используются в его окружении.
  • Часто речь отличается штампованностью фраз, такое состояние называется эхолалией. То есть в данном случае это всего лишь механическое повторение без осмысленности.
  • Недоразвитие артикуляционного аппарата вызывает нарушения в произношении звуков.
  • Ребенок не может построить связный рассказ по картинке или пересказать сказку, плохо запоминает стихи.

Таким образом, работа олигофренопедагога по коррекции речи должна включать стимуляцию и всех психических функций.

Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога

Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

  1. Работу по развитию произвольного внимания.
  2. Артикуляционные упражнения.
  3. Стимулирование фонематического слуха.
  4. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
  5. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
  6. Упражнения для мелкой моторики.
  7. Применение мозжечковой стимуляции.
  8. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
  9. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
  10. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
  11. Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
  12. Повышение уровня познавательной активности.
  13. Обучение коммуникативной речи и деятельности.

Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

Деятельность олигофренопедагога

Олигофренопедагог – это специалист, занимающийся воспитанием и обучением детей, имеющих нарушения интеллектуального развития.

Задачи деятельности олигофренопедагога

В обязанности олигофренопедагога входит не только осуществление интеллектуального развития учащихся, но и освоение ими определенных учебных знаний, подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, привитие им необходимых для этого навыков.

Олигофренопедагогика – это самостоятельная отрасль дефектологии, занимающаяся изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих различные степени умственной отсталости, а также путей коррекционной работы по исправлению недостатков их развития и их социальной реабилитации.

Основными задачами деятельности олигофренопедагога являются:

  1. Проведение необходимого психолого-педагогического обследования детей, с целью определение уровня и хода их психического развития, соответствие его возрастным нормам.
  2. Осуществление дифференциальной диагностики детей, с целью определения уровня и типа интеллектуальных нарушений.
  3. Осуществление консультативной работы с родителями и учащимися, по вопросам отклонений в развитии, проблемам воспитания, обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей, имеющих умственную отсталость.
  4. Осуществление психопрофилактической работы, с целью создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, образовательном учреждении и семье.
  5. Воспитание и обучение детей, имеющих нарушения интеллекта, в соответствии с разработанной индивидуальной коррекционной программой образования.
  6. Организация профилактики и коррекции негативных привычек, которые наносят ущерб здоровью ребенка с отклонениями.
  7. Оказание необходимой психологической помощи в различных жизненных ситуациях учащимся и их родителям.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога по теме «Домашние животные» план-конспект занятия по логопедии на тему

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога

с детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальной

недостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с использованием

интерактивных и образовательных технологий деятельностного типа

в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_domashnie_zhivotnye.doc 329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога

с детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальной

недостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с использованием

интерактивных и образовательных технологий деятельностного типа

в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО»

учитель-логопед Анна Владимировна Титова

учитель-олигофенопедагог Ольга Леонидовна Грешникова

Тема : » Друзья спешат на помощь».

Возраст детей : 6-7 лет (дети с нарушениями интеллектуального развития)

Цель: Закрепить и обобщить знания детей по теме: «Домашние животные»

  • Формировать опыт применения знаний детей о домашних животных и их детёнышей;
  • Закрепить знания о домашних животных (внешний вид, где живут, как голос подают, чем питаются).
  • Подвести к пониманию тесной взаимосвязи человека и животного.
  • Стимулирование сопереживания, развитие эмоционального общения
  • Активизировать и расширить словарь (кошка, котенок, собака, щенок, корова, телёнок, лошадь, жеребенок).
  • Воспитывать гуманное отношение к домашним животным, желание ухаживать за ними.
  • Воспитывать умение внимательно слушать.
  • Воспитывать коммуникативные навыки в совместных играх.
  • Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, тактильные ощущения.
  • Формировать умение образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять существительные в дательном и винительном падежах)
  • Развитие диалогической речи, дыхания.
  • Преодоление твёрдой атаки гласных.
  • Дифференциация домашних и диких животных.
  • Формирование первичных представлений о питании домашних животных
  • Развитие мимических мышц лица.
  • Развитие навыков ориентации в пространстве, координации движений и речи: мелкой моторики рук.
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности.
  • Развитие тактильно-двигательного восприятия.
  • Развитие умения ориентироваться на плоскости и, определять направление.
  • Становление целенаправленных действий и саморегуляции в двигательной сфере.
  • Развитие наглядно – образного мышление; самоконтроля.
  • Интерактивная доска.
  • Диск с аудиозаписями, магнитофон.

1. «Мир похож на цветной луг» (минус) вход детей

2. «Колыбельная для малыша. Грусть» (Игра «Эмоции»)

3. «Наша служба и опасна и трудна» (минус) из к/ф «Следствие ведут знатоки» (Игра «Разрезные картинки»)

4. «Паровоз — Букашка» (Игра «Паровоз»)

5. «Баю — баюшки.- баю» (Игра «Колыбельная для малыша»)

6. «Про следы» (А. Кукушкина) (Работа с перфокартой «Чьи следы?»)

7. «Музыкальная заставка» (Игра «Оставь на полянке только домашних животных»)

9. «Песенка мамонтенка» (встреча детенышей и мам)

10. «Гудок паровоза»

11. «Паровозик» (Игра «Паровоз»)

12. «Полька» Штрауса» (Игра «Эмоции»)

13. Песня о дружбе» (Рефлексия «Шарики»)

14. «Музыкальная заставка»

  • Объёмные игрушки домашних животных и их детёнышей, продуктов питания (сено, овёс (натуральные); косточка, сосиски (резиновые игрушки)).
  • Картинки с изображением домашних животных и других объектов окружающего мира.
  • Разрезные картинки из дерева с изображением домашних и диких животных разной конфигурации.
  • Перфокарты
  • Игра «Следы домашних животных».
  • Пиктограммы эмоций, прищепки.
  • Чудо-дерево, ель.

Дидактические пособия фирмы «Альма»:

  • Настенный модуль «Сравнение цветов»
  • Настенный модуль с объемными телами и зеркалами
  • Настенный модуль с 6-ю замочками и задвижками
  • Настенный модуль «Зубчатые колеса»
  • Модули «Кочки»
  • Настольный лабиринт с трубкой, вертикальный
  • Чтение произведений о домашних животных. Русские народные сказки: «Кот – серый лоб, козёл да баран», » Лиса и козёл», » Волк и семеро козлят».

С. Михалков «Как старик корову продавал»,

К. Ушинский «Спор животных», «Слепая лошадь»,

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Л. Толстой «Пожарные собаки», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Пословицы: «Кошке игрушки, а мышке слёзки», «Корова на дворе, еда на столе», «Собака человеку неизменный друг»

  • Слушание аудиозаписи » Звуки животных», «Звуки леса».
  • Сюжетно – ролевые игры: » В деревне», «Ферма».
  • Просмотр обучающих видео презентаций собственного производства «Домашние животные. Первое знакомство», «Голоса на скотном дворе»
  • Просмотр фильма «Лето в деревне»
  • Подвижные игры : » Кот и мыши «, Лазанье в мягкой трубе » Котята «
  • Дидактические игры: «Кто где живёт?», пазлы «Домашние животные», разрезные картинки, «Назови ласково», «Дополни предложение», игра «Следы», игра «Эмоции»
  • Работа с родителями: чтение литературы о домашних животных совместно с родителями; изготовление макета «В деревне», просмотр передач о домашних животных, мультфильма «Простоквашино», рассказы о своих домашних питомцах. Рисование картин «Жилища домашних животных», обновление пиктограмм «Эмоции», видеосъемка детей, подбор фотографий

Под аудиозапись «Мир похож на цветной луг» , дети входят в зал, представляются (игра «Назови ласково»)

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и представимся.

— Здравствуйте, меня зовут Андрей, ласково — Андрюшенька (здороваются дети, затем дефектолог и логопед)

2. Сюрпризный момент

Дефектолог: – Я Вас всех вижу, а где же ваш друг Илья?

Дети: болеет, дома, другие варианты.

— Илья поехал к бабушке в деревню. Бабушка Ильи прислала нам письмо. У них случилась беда, убежали домашние животные. Илья прислал вам обращение (включение видеозаписи с просьбой о помощи).

3. Игра с прищепками «Эмоции»

Дефектолог — Ребята, какое настроение было у Ильи и его бабушки, когда они потеряли животных?

Дети: грустное, печальное.

— Покажите грустное лицо.

На дереве настроений много разных эмоций. Найдите эмоцию «грусть» на дереве настроений и повесьте на ёлку.

(Дети снимают с ёлки соответствующую эмоцию и вешают на чудо-дерево под аудиозапись «Колыбельная для малыша. Грусть» ).

Дефектолог: Поможем Илье найти домашних животных?

(Дети садятся на стульчики)

4. Игры: «Разрезные картинки», «4-й лишний»

Дефектолог: – К сожалению, мы не узнали, какие домашние животные пропали. Если мы составим фотороботы домашних животных, то узнаем, кто живет на ферме у Вашего друга (составление разрезных картинок разной конфигурации под аудиозапись «Наша служба и опасна и трудна» (минус) из к/ф «Следствие ведут знатоки»)

— Посмотрите, на ферме оказались вместе и дикие и домашние животные. Кто лишний?

(Дети называют лишнее, объясняют (картинки остаются на столах)).

5. Артикуляционная гимнастика

Логопед: — Давайте мы изобразим домашних животных язычком. Если вы подружитесь со своим язычком и будете каждый день с ним играть, то очень скоро вы научитесь правильно говорить.

Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта.

Собака грызет косточку – слегка покусываем кончик язык, края языка.

Лошадь цокает копытом – щелкать языком с широко открытым ртом.

Корова бодается – напряженный язык совершает толкательные движения в левую и правую щеку.

Дефектолог: Друзья, мы составили фотороботы, сделали зарядку для язычка, пора собираться в интересное путешествие в деревню, чтобы помочь Вашему другу найти животных.

Логопед: — А на чём можно отправиться путешествовать, как вы думаете? ( на машине, автобусе, самолёте, велосипеде …) А мы с вами поедем,….впрочем, попробуйте угадать, на чём мы поедем.

Дефектолог: — Закройте глазки, слушайте подсказку

Звучит гудок ( аудиозапись «Гудок паровоза» (в презентации ))

Дети: — на паровозе.

Логопед: — Для того чтобы наш паровоз поехал, давайте его заведем.

— Колесо, скорей крутите,

(имя ребенка), медленно крути,

Первым будешь, проходи.

Ну а ты – чуть — чуть быстрее,

Ну а ты, ещё быстрее!

А потом, когда поедем,

Будем воздух выдувать,

Паровозу пар давать.

Настенный модуль «Зубчатые колеса» (дети поочередно крутят колеса, сначала медленно, потом быстрее) (аудиозапись «Паровоз — Букашка»)

Дыхательная гимнастика : во время проигрывания припева выполняем 4 коротких выдоха, затем 1 глубокий вдох и длинный выдох.

Куплет: дети едут на паровозе (имитация)

Припев: «Чух — чух — чух, «ту-ту-ту»

Белые барашки, (хлопают в ладоши)

Выдувает на ходу (дуют отрывисто)

Паровоз – Букашка (дуют долго)

— Стоп. Остановка. Выходит начальник станции.

Нач. станции: — Здравствуйте, вы прибыли в деревню, на ферму. Посмотрите, какой здесь красивый луг, свежий воздух! Я Вам дам подсказку, и Вы узнаете, где спрятались домашние животные. (Начальник станции передаёт конверт с письмом и карточками)

Дефектолог (достает письмо, написанное на бересте)

— А письмо – то непростое, написано на бересте, пахнет лесом (дает детям понюхать). Письмо от старичка-Лесовичка. Он готов помочь нам найти домашних животных и приготовил нам испытания. Если мы их пройдем, то старичок-Лесовичок поможет нам.

7. Игра «Найди детеныша». ( Настенный модуль с 6-ю замочками и задвижкам)

Дефектолог: — Животные спрятались в загадочных домиках. Откройте каждый свой домик. (Дети получают карточки с заданиями, достают животных)

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *