Место жительства и пребывания граждан РФ

Содержание

  1. Что такое место жительства?

  2. Место жительства детей и недееспособных граждан

  3. Регистрация по месту жительства

  4. Перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства

  5. Практическое значение места жительства

  6. Место пребывания

  7. Перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания

  8. На какой срок можно зарегистрировать гражданина по месту пребывания?

  9. Снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Что такое место жительства

Каждый дееспособный гражданин РФ выбирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и статьей 27 Конституцией РФ. Статьей 150 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК) установлено, что право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом.

В российских правовых актах под местом жительства понимается:

  • место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ);

  • жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (статья 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1);

  • является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац 2 пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, далее – Правила регистрации).

Таким образом, при характеристике понятия «место жительства» законодатель выделяет три элемента, в соответствии с которыми место нахождения гражданина может быть признано местом жительства:

  • статус помещения (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов), а также иное жилое помещение);

  • период проживания: постоянно или преимущественно (временно);

  • основания проживания (например, в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды и т.д.).

При этом постоянное проживание не означает длительное проживание в качестве одного из обязательных условий. Важно, чтобы в силу сложившихся условий гражданин обосновался в данном месте.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т. е. определенное самим законом, место жительства:

  1. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК).

    В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают.

  2. Местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Регистрация по месту жительства

Сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства. В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак — регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации. Документами, подтверждающими адрес места жительства гражданина РФ, являются документы, удостоверяющие личность физического лица (паспорт или иной документ).

Обычно правоприменители исходят из предложения, что гражданин имеет регистрацию по месту его фактического проживания. Регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, основным доказательством места жительства гражданина является его регистрация. Однако отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрации.

Правилами регистрации предусмотрена обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

Регистрация граждан РФ по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах (пункт 18 Правил регистрации). Гражданам РФ, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. К числу таких документов согласно п. 5 Правил регистрации относятся свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) и паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ).

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства

Согласно пункту 18 Правил регистрации для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

  • документ, удостоверяющий личность;

  • заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме;

  • документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

В случае отсутствия (утраты) адресного листка убытия гражданин в письменной форме сообщает о причинах, по которым не может его представить. Отсутствие адресного листка убытия у гражданина, снявшегося с регистрационного учета по последнему месту жительства, не является основанием для отказа в приеме и рассмотрении его заявления о регистрации по месту жительства.

Сроки регистрации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны зарегистрироваться по такому месту пребывания по истечении указанного срока (пункт 9 Правил регистрации).

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Практическое значение места жительства

Точное определение места жительства имеет существенное значение для охраны прав и интересов граждан и обеспечения государственных интересов.

Необходимость знать точное место жительства гражданина возникает при решении ряда вопросов правового характера, исполнении гражданами своих прав и обязанностей, включая гражданское, семейное, административное и процессуальное. Отсутствие регистрации по месту жительства препятствует реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией Российской Федерации, в частности права:

  • на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

  • свободно и в полном объеме пользоваться и распоряжаться имуществом, свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства;

  • на социальное обеспечение, получение медицинской помощи, дошкольного и школьного образования;

  • определения места жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, и граждан, находящихся под опекой;

  • регистрации актов гражданского состояния;

  • принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

  • состоять на учете налогоплательщика — физического лица;

  • обращения в судебные органы и участия в гражданском процессе, а также в исполнительном производстве;

  • на получение официальных вызовов, извещений, уведомлений, в том числе судебных повесток;

  • на принятие наследства, т.к. местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя.

Место пребывания

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина

Место пребывания – это то место, где вы живете временно, регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия (п. 9 Правил регистрации).

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

При этом гражданин, вправе зарегистрироваться по месту пребывания и до истечения 90-дневного срока.

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания

Согласно пункту 9 Правил регистрации для регистрации граждан по месту пребывания гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

  • документ, удостоверяющий личность;

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о таких документах и производит регистрацию гражданина по месту пребывания.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания.

На какой срок можно зарегистрировать гражданина по месту пребывания?

Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного, муниципального и специализированного жилищных фондов;

  • с собственниками жилых помещений;

  • с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Подпись в реквизите «подпись лица, предоставившего жилое помещение» заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 либо заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание.

Проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи свое согласие на вселение и временное (постоянное) проживание гражданина выражают в письменной форме.

Снятие граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания (пункт 30 Правил регистрации), а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:

  • изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

  • призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;

  • осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;

  • признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

  • смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

  • выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

  • обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.

Какой порядок установлен законодательством для снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства?

Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии (пункт 30 Правил регистрации).

При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства или о снятии его с регистрационного учета по месту жительства;

б) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

в) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

г) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

д) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

е) выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения территориального органа Федеральной миграционной службы;

ж) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания);

При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «в», «г» и «д» соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

О порядке подачи заявления о регистрации по месту пребывания по почте

При направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1ПР, подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин одновременно направляет копию документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо должностным лицом, ответственным за регистрацию.

Одновременно с указанными документами направляется адресный листок прибытия по форме № 2 и статистический листок прибытия по форме № 12П (заполняется при регистрации на срок от 9 месяцев и выше).

В случае волеизъявления гражданина оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания выдается ему на руки в приемные дни непосредственно в подразделении, либо направляется органом регистрационного учета почтовым отправлением по адресу жилого помещения, указанному гражданином в заявлении о регистрации по месту пребывания.

Собственнику (нанимателю) направляется письменное уведомление об оформленной регистрации по месту пребывания в его жилом помещении гражданина.

Куда и в какой срок необходимо обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания или по месту жительства?

Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства в определенном жилом помещении необходимо обратиться с соответствующим заявлением и необходимыми документами к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов.

Лицами, ответственными за передачу в территориальные органы Федеральной миграционной службы документов, в зависимости от формы собственности жилого помещения являются:

  • собственники жилого помещения, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями (т.е. соглашение на ведение данной работы между ними с одной стороны и управляющей жилищным фондом организацией с другой стороны отсутствует),
  • уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (если имеется соглашение на ведение ими данной работы);
  • уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами (если жилое помещение находится в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов);
  • уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг;
  • должностные лица органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, осуществляющие контроль за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного (т.е. жилое помещение находится в государственной собственности) и муниципального (т.е. жилое помещение находится в муниципальной собственности) жилищного фонда.

Для регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение необходимо обратиться к уполномоченным лицам товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации. При их отсутствии (т.е. при отсутствии соглашения на ведение данной работы между собственником жилого помещения с одной стороны и управляющей жилищным фондом организацией с другой стороны), по вопросу регистрации по месту жительства необходимо обращаться непосредственно в подразделение Федеральной миграционной службы, обслуживающее территорию, на которой расположено соответствующее жилое помещение.

Также граждане вправе направить заявления о регистрации по месту пребывания или по месту жительства в территориальный орган ФМС России, обслуживающий территорию, на которой расположено соответствующее жилое помещение, в форме электронного документа через Единый портал предоставления государственных и муниципальных услуг или по почте (только для регистрации по месту пребывания).

Заявление о регистрации по месту жительства должно быть подано гражданином не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Заявление о регистрации по месту пребывания подается гражданами, прибывшими для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, до истечения указанного срока.

Статья написана и размещена 7 ноября 2012 года. Дополнена — 29.08.2014, 24.05.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Место жительства и место пребывания»

  1. Правила регистрации по месту жительства и пребывания

  2. Паспортные столы Москвы (адреса, телефоны, время работы)

  3. Паспортные столы Санкт-Петербурга (адреса, телефоны, время работы)

  4. Государственные услуги через интернет

  5. Юридическая консультация по недвижимости

  6. Наследование по закону

  7. Детские пособия

  8. Материнский капитал

  9. Полис ОМС

  10. Что такое СНИЛС и зачем он нужен

  11. Документы, удостоверяющие личность

  12. ИНН

  13. Права ребенка

  14. Социальное обеспечение

  15. Справочно-правовая информация по:

    • Российской Федерации

    • Москве и Московской области

    • Санкт-Петербургу и Ленинградской области

    • Нижегородской области

Tags: место жительства, регистрация, место пребывания

Нынешняя федеральная программа претерпела изменения по сравнению с той, которая была принята еще в 1998 году. О том, что дадут эти новшества, — в сегодняшнем выпуске «НЭПа». Шесть наивных вопросов о новом жилищном сертификате 1. Кто имеет право? Любой бесквартирный офицер или прапорщик, если он отслужил не меньше 10 лет и увольняется или уже уволен в запас по возрасту, состоянию здоровья или сокращению. Кроме военных, обзавестись жильем с помощью сертификата могут сотрудники МВД и уголовно-исполнительной системы Минюста России (если их подразделения финансировались из федерального бюджета), а также переселенцы из закрытых военных городков. Нужно иметь в виду, что для участия в программе «Государственные жилищные сертификаты» военнослужащий должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке. 2. Где получить? В городской или районной администрации, где вы числитесь в очереди на жилье. Быстрее их получат те, кто раньше записался в общую очередь. 3. Сколько денег причитается? Все зависит от средней рыночной цены 1 кв. метра жилья в регионе и от того, сколько человек в вашей семье. Одиноким оплатят покупку квартиры общей площадью 33 кв. метра, семье из двух человек — 42 кв. метра. И по 18 «квадратов» на каждого, если в семье вас трое и больше. Тем, кому по закону положена дополнительная площадь, государство оплачивает еще 15 кв. метров. А если вы присмотрели квартиру побольше и подороже, недостающую сумму придется выложить из собственного кармана. К тому же, пока вы будете искать подходящий вариант, цены на жилье могут подрасти. А вот размер субсидии, указанный в сертификате, остается неизменным на весь срок его действия. Средние рыночные цены жилья ежеквартально определяет Госстрой России. 4. Какую квартиру и где можно купить? Покупать новую квартиру или подержанную, дом или его часть, у строительной фирмы или у частника — вы вольны решать сами. Главное требование — чтобы по социальным нормам жилплощади было в достатке на каждого члена семьи. Уже уволенные в запас военнослужащие выбирают себе жилье в том регионе, где они стоят на учете как нуждающиеся в нем. А те, кто получает сертификат непосредственно при увольнении из армии, вправе назвать любую область или республику России. В этом случае нелишне проследить, чтобы при выписке сертификата чиновники учли цены на жилье в том регионе, где вы собираетесь его покупать. 5. Как оформить сделку? Денег на руки вам не дадут. Полученный сертификат нужно отнести в Сбербанк, где будет открыт специальный счет на ваше имя. Там же можно попросить кредит, если причитающейся от государства суммы не хватает. Подыскав жилье, нужно отнести в банк договор купли-продажи. А если вы вкладываете деньги в жилищное строительство — в банк сдается договор уступки требования на жилое помещение. Спустя десять дней деньги перечислят продавцу квартиры. 6. Если не уложишься в срок? Жилищный сертификат действителен в течение девяти месяцев. Если за это время вы не сумеете им воспользоваться — сдайте туда, где получали. В таком случае вы остаетесь в числе очередников — дожидаться жилья от государства или местных властей. Подготовил Валерий БУТАЕВ. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Анатолий МИШАНОВ, начальник Дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя России: Программе дали второе дыхание В отличие от прошлых лет, когда финансирование было неритмичным, в бюджете страны этого года на покупку жилья для увольняемых и уже уволенных военных предусмотрено более 12 миллиардов рублей. Недавно принятые изменения и дополнения к программе дадут ей второе дыхание. Во-первых, теперь субсидии на покупку жилья будут предоставляться всем, кто отслужил не менее 10 лет, — на 100 процентов его стоимости (разумеется, с учетом социальных норм). Раньше тем, кто имел выслугу менее 25 лет, государство оплачивало около 80 процентов стоимости жилья, остальные деньги обладателям сертификатов приходилось платить самим. Во-вторых, раньше суммы субсидий рассчитывались исходя из средних рыночных цен на жилье в целом по так называемому экономическому району. А например, на Кубани, на Дону или в Подмосковье оно стоит дороже, чем в соседних областях. Теперь будут учитываться цены, сложившиеся непосредственно в каждом конкретном регионе. Срок действия сертификатов продлен с 6 до 9 месяцев. Это позволит участникам программы внимательно изучить рынок жилья и подобрать для себя квартиру. ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА «Жирный кусок» для аферистов? Первая программа Государственных жилищных сертификатов (ГЖС) появилась в 1998 году. Каждый год 42 тысячи военных должны были бесплатно получать квартиры. Однако после дефолта широко разрекламированная задумка затрещала по всем швам. Во многих регионах России стоимость ГЖС была такой, что на него офицер, претендующий, скажем, на трехкомнатную квартиру, в лучшем случае мог купить однокомнатную халупу, и ему приходилось много доплачивать из собственного кармана. Курс доллара резко вырос, а столичные чиновники не сумели вовремя провести индексацию ГЖС. К тому же за минувшие 4 года программа ГЖС ни разу не финансировалась в полном объеме, в лучшем случае — на 57%. Все это серьезно подорвало доверие военных к затее, которую высокопарно обозвали «государственной заботой об армии». В редакцию «КП» до сих пор продолжают поступать жалобы военных на то, что в некоторых регионах местные власти предоставляют обладателям ГЖС недоделанные квартиры, или дают угол в аварийных домах. Ну и, конечно, как и любое благое дело в России, программа ГЖС быстро стала «жирным куском» в руках разнокалиберных аферистов, окопавшихся в подрядных стройорганизациях. Деньги во многих местах десятками миллионов стали уводить «налево». Как будет теперь, когда правительство внесло в программу ГЖС существенные изменения, — покажет жизнь. Обнадеживает лишь одно: правительство берет под жесткий контроль финансовое обеспечение ГЖС и своевременную индексацию их стоимости с учетом конъюнктуры рынка жилья в каждом отдельном регионе. Виктор БАРАНЕЦ. ЧТО ДУМАЮТ ВОЕННЫЕ Калининград: Помогла сделка с тещей В Калининградской области 3404 бесквартирных военных. 663 из них подлежат увольнению в этом году, а значит, имеют право на жилищные сертификаты. Но перспектива вместо крыши над головой обрести бумажку многих из них не радует: те, кто получали сертификаты раньше, с ними намыкались. — Ценную бумагу мне вручили аккурат 19 августа 1998 года, когда грянул дефолт, — вспоминает Андрей Попов, бывший штурман ВВС Балтийского флота. — Чуть раньше их получили еще 250 офицеров. Суммы, значившиеся в документах, обесценивались с каждым днем, а власти в ответ на наши требования об индексации только разводили руками. В знак протеста раздосадованные военные хотели даже остановить движение трамваев в центре города. Однако решение — как не потерять причитавшиеся деньги — подсказала… теща одного из военных: «Давай, зятек, я тебе свою квартиру продам». Родственная сделка нужна была лишь для того, чтобы поскорее получить деньги и вложить их в долевое строительство. Так квартира обходится дешевле, чем уже готовая. За 3,5 года «тещиной» схемой воспользовались около 80 семей, оформив договоры покупки жилья у родных и знакомых. — К государственным деньгам пришлось добавить все сбережения родни — 3,5 тысячи долларов, — рассказывает Попов. — Теперь у нас новая квартира. А до этого семь лет прожили в семейной казарме. Там одно благо было: высокие потолки — не доплюнешь от злости. Андрей ВЫПОЛЗОВ. («КП» — Калининград»). Краснодар: Бумажка вместо квартиры Николай Камшекин, отслужив в армии 26 лет, уволился в запас в июле 2000 года. — Бумагу я брать не хотел: суммы, указанной в ней, едва хватало на покупку однокомнатной «хрущобы». А мне полагается «трешка». Но в части сказали, что денег на строительство не выделяется, поэтому сертификат – единственная возможность обзавестись квартирой, — рассказывает подполковник Камшекин. — В общем, уговорили. В риэлторских фирмах, куда стучался военный пенсионер, с сертификатами работать не брались — с ними одна морока. После месяцев мытарств подполковник хотел обменять свой сертификат, но ему сказали, что корешок бумаги уже в Минфине и по нему уже отчитались. — Они уже отчитались, а жилья у меня как не было, так и нет! – возмущается владелец государственной бумаги и проклинает тот день, когда согласился ее взять. Светлана ТУРЬЯЛАЙ. (Наш спец. корр.).

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 мая 2017 года N 28-4/10/2-29

Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях информирования медицинских организаций и страховых организаций, работающих в сфере обязательного медицинского страхования, по вопросам обеспечения лиц без определенного места жительства полисами обязательного медицинского страхования и оказания им медицинской помощи сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что регистрация по месту жительства (пребывания) или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от имущественного и должностного положения, места жительства.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованными в системе обязательного медицинского страхования лицами (далее — застрахованные лица) являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах».
Выбор страховой медицинской организации может быть осуществлен как по месту регистрации застрахованного лица, так и по месту фактического проживания. В соответствии с пунктом 9 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н (далее — Правила), определяется перечень документов или их заверенных копий, необходимых для регистрации в качестве застрахованного лица и прилагаемых к заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации. В числе таких документов для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше указаны документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта), а также СНИЛС. На основании предъявленных документов страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и выбранная гражданином, осуществляет учет застрахованного лица по обязательному медицинскому страхованию.
Методическими указаниями по предоставлению информации в сфере обязательного медицинского страхования (утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 30.12.2011) утверждены образцы заявлений: о выборе (замене) страховой медицинской организации; о выдаче дубликата полиса обязательного медицинского страхования или переоформлении полиса обязательного медицинского страхования. При этом пояснения к заполнению заявлений указывают на возможность подачи указанных заявлений лицами без определенного места жительства (то есть при отсутствии регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания).
Таким образом, отсутствие регистрации по месту пребывания и/или по месту жительства не может выступать основанием для отказа в оформлении и выдаче полиса обязательного медицинского страхования. Соответственно, лица без определенного места жительства пользуются и другими правами, в частности, по осуществлению выбора (замены) страховой медицинской организации и получению полиса обязательного медицинского страхования при предъявлении документов, указанных в пункте 9 Правил, или их заверенных копий.
Одновременно сообщаем, что срок пребывания лиц без определенного места жительства в стационарных лечебных учреждениях определяется стандартами медицинской помощи. При этом согласно пункту 11 Правил, при оказании медицинской помощи для лиц, не идентифицированных в период лечения, медицинской организацией представляется ходатайство об идентификации застрахованного лица, содержащее:
предполагаемые сведения о застрахованном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, дата рождения, место рождения, гражданство, место пребывания).
сведения о ходатайствующей организации (наименование, контактная информация, фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя, печать);
наименование территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В случае подачи медицинской организацией ходатайства об идентификации застрахованного лица территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет в течение пяти рабочих дней со дня получения ходатайства проверку на наличие у застрахованного лица действующего полиса в едином регистре застрахованных лиц. Результаты проверки территориальный фонд обязательного медицинского страхования в течение трех рабочих дней представляет в медицинскую организацию.

И.Н.Каграманян

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *