Об администрации

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Что и кто является органами власти

Структурно Конституция РФ состоит из нескольких частей. Так, следует выделить Преамбулу, первый раздел и второй раздел. При этом именно первый раздел и содержит в себе подавляющее большинство конституционных норм. Он состоит из 9 глав.

Среди них следует выделить главы 4-7 Конституции. Именно они содержат нормы, регулирующие порядок образования и осуществления деятельности органами власти в РФ.

Так, согласно действующему законодательству выделяются три их вида: законодательная, исполнительная и судебная. Все они имеют свои функции и полномочия, а также формально осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.

Кроме этого, отдельно следует выделить Президента РФ. Согласно Конституции РФ он не относится к какому-либо органу государственной власти, при этом его полномочия имеют признаки каждой из них. Особый правовой статус Президента не является уникальным только для нашей страны, однако нельзя не отметить, что полномочия этого должностного лица весьма обширные.

Важно! Довольно распространенным является утверждение о наличии «четвертой ветви власти». Так иногда называют СМИ. Однако это не более, чем расхожее выражение, поскольку никаких властных полномочий за средствами массовой информации не закреплено.

Кроме этого, Конституция РФ отдельно выделяет прокуратуру, а ее полномочия устанавливаются нормами той же главы, где и прописаны полномочия судебной власти. Однако прокуратура это особый орган, на который возлагается обязанность по контролю исполнения законодательства.

Также Конституция вводит понятие местного самоуправления. Однако воспринимать местное самоуправление в качестве отдельной ветви власти не стоит.

Под ним следует понимать процедуры самостоятельного решения тех или иных вопросов локального характера населением. Как правило, это выражается в виде формирования и осуществления деятельности специально созданных органов местного самоуправления

В контексте данной статьи прокуратура и местное самоуправление рассматриваться не будут.

Президент РФ

Институту президентства посвящена 4 глава Основного Закона (ст. ст. 80-93).

Так, Президент является главой государства. Именно он задает вектор и является ключевой фигурой при осуществлении как внутренней, так и внешней политики страны. Следует отметить, что Президент имеет представительские функции, то есть он как внутри государства, так и на международной арене представляет всю Российскую Федерацию в целом.

Справка! Официально на Главу государства возлагается и функция Верховного Главнокомандующего. На практике это означает, что ему в полной мере подчинены Вооруженные Силы.

Президент во многом влияет на формирование органов исполнительной власти. Так, именно он назначает Главу Правительства, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. При этом он вправе принять решение и о полном прекращении полномочий уже действующего кабинета. В отдельных случаях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, Президент вправе распустить Парламент страны.

Кроме этого, Глава государства напрямую или опосредованно влияет на назначение практически всех высших должностных лиц страны.

Также в нашей стране Президент имеет право инициативы законодательного характера. Так, у него имеются полномочия вносить законопроекты. Также именно за Президентом остается последнее слово при принятии тех или иных законов. Нормативный акт не может возыметь действия, если он не одобрен руководителем страны.

Также Президент страны издает распоряжения и указы. Они имеют обязательный характер и должны исполняться на всей территории всех субъектов страны.

Отдельно следует выделить право Президента осуществлять помилование лиц, которые осуждены судом за совершение уголовных преступлений. В этих целях в каждом субъекте Федерации существуют специальные комиссии по помилованию, которые рассматривают соответствующие прошения. Помилование не является реабилитирующим основанием при освобождении от отбывания наказания, при этом являясь актом гуманизма со стороны государства по отношению к помилованному лицу.

Конституция РФ предъявляет определенные требования к лицу, которое может занимать высший пост в стране. Так, им может быть гражданин нашей страны, который достиг возраста 35 лет. Президент выбирается в ходе всеобщего голосования граждан. Срок его полномочий не может превышать 6 лет. При этом установлено, что гражданин не может занимать данный пост более, чем 2 раза подряд.

Законодательная власть

Законодательная власть в нашей стране представлена Парламентом. Российский Парламент называется Федеральное Собрание. Он имеет представительный характер. Членами Парламента являются депутаты и сенаторы. Депутаты выбираются населением на выборах. Сенаторы представляют интересы конкретных регионов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Первая:Государственная Дума. В ее составе 450 депутатов. Каждый депутат наделен правом законодательной инициативы. Именно в Думе формируются и проходят первые чтения новые законопроекты.

Важно! Депутаты Госдумы принадлежат к той или иной фракции – политической партии, представители которой прошли на выборах.

Кроме прочего, к полномочиям Государственной Думы относят:

  • дачу разрешения на назначение руководителя кабинета министров, а также решение о доверии аппарату Правительства в целом;
  • назначение главы Центробанка, Счетной палаты, а также части ее аудиторов;
  • объявление вотума недоверия Главе государства;
  • объявление амнистии.

Конституция устанавливает, что депутатом Госдумы может быть лицо, имеющее гражданство РФ, в возрасте не менее 21 года. Депутаты выбираются гражданами в ходе голосования на срок не менее 5 лет.

В случаях, определенных законодательно, у Думы имеется право самороспуска.

Вторая палата: Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой.

Кроме этого, Конституция устанавливает следующие полномочия данного органа:

  • назначение выборов Главы государства;
  • утверждение решений Президента о введении экстренных мер, а также определение возможности об использовании армии за пределами страны;
  • прекращение деятельности Президента РФ;
  • назначение на должность отдельных судей, а также Генерального прокурора.

В состав Совфеда входят по два представителя от каждого региона страны, представляющих разные ветви власти (кроме судебной). Срок полномочий сенатора зависит от срока его полномочий на региональном уровне.

Исполнительная власть

Полнота исполнительной власти закрепляется за Правительством РФ. Его председателя назначает Президент (при согласии Госдумы). Премьер-министр формирует собственный кабинет министров, утверждаемый Главой государства.

К основным полномочиям Правительства следует отнести:

  • обеспечение и исполнение федерального бюджета;
  • осуществление мер по осуществлению политики единообразия в области финансов, здравоохранения, образования, правоохранительной деятельности, обороны, социальной сферы.

Правительство издает постановления и распоряжения. Они являются подзаконными нормативными актами, направленным на реализацию исполнения иных нормативных актов.

Правительство вправе принять решение об уходе в отставку. Это может быть осуществлено как добровольно, так и по решению Президента. В этом случае оно полностью слагает свои полномочия Кроме этого, Председатель может принять решение об отставке отдельных федеральных властей, например, министров.Также Председатель назначает их на должность иных лиц без сложения полномочий всего Правительства.

Судебная власть

Судебная система в РФ является отдельной ветвью власти. Она осуществляет правосудие. Система судов в РФ довольно обширна, однако в контексте данной статьи следует рассмотреть высшие судебные органы страны.

  1. Конституционный суд. В его составе заседают 19 судей. Задачей данного суда является проверка соответствия нормам Конституции того или иного нормативного акта. Она осуществляется по жалобам граждан и должностных лиц. Также Конституционный суд осуществляет толкование Основного Закона и систематизирует соответствующую правоприменительную практику.
  2. Верховный суд. Данный суд является высшим органом по рассмотрению большинства дел, являясь, по сути, конечной инстанцией. Кроме этого, Верховный суд осуществляет надзор за нижестоящими судебными органами, а также приводит разъяснения спорных моментов в законодательстве и систематизирует правоприменительную практику.

Ранее существовал Высший арбитражный суд, который являлся конечной инстанцией при рассмотрении споров, вытекающих из экономических правоотношений, однако в настоящее время соответствующие дела подсудны коллегии Верховного суда.

Также Конституция определяет требования к судьям. По общему правилу ими могут быть граждане РФ в возрасте старше 25 лет, имеющие профессиональное юридическое образование. Кроме этого, важным критерием при отборе является наличие опыта работы в сфере практической юриспруденции не менее 5 лет. Судьи на момент своих полномочий являются неприкосновенными и независимыми от третьих лиц или иных органов власти.

К кандидатурам, претендующим на должность судей высших судов, предъявляются и иные требования, определенные законодательством.

Государственная власть в стране осуществляется Президентом, Парламентом, Правительством, а также судами. Их полномочия, а также порядок формирования отражены в соответствующих законодательных актах.

Полезное видео

Подробнее о полномочиях органов власти по Конституции РФ смотрите в видео:

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU — В Кремле не раз признавали функциональный разрыв между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления и неэффективность муниципальной власти, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

По его словам, сейчас идут поиски способов, как «избавиться от этого разрыва в самых различных областях».

На вопрос, означает ли это подготовку муниципальной реформы, Песков ответил, что нет, не значит.

Владимир Путин не раз обращал внимание на разрыв между государственным и муниципальным уровнями власти, и на то, что это следствие того, что по Конституции муниципальный уровень власти отделен от государства.

В частности, 5 ноября на заседании Совета по русскому языку при президенте он выражал сожаление в связи с наличием такого разрыва, в результате которого в сферах образования и здравоохранения муниципальный уровень оказывается отрезанным от областного и федерального. В связи с этим изменения, которые проводят на федеральном уровне, на муниципальном уровне могут уходить «в болото», сказал тогда президент и добавил, что «здесь кардинально нужно некоторые вещи менять».

«Мы взяли на себя международные обязательства и как-то уж больно рьяно начали их исполнять, и такую норму заложили в основной закон страны», — отмечал он.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *