Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации

  • 26 Марта, 2020
  • Законодательство
  • Марина Лобачева

Предпринимательская деятельность — работа человека на самого себя. Этот процесс приводит к получению систематической прибыли. Заниматься можно производством или продажей разных товаров, а также оказанием различных услуг или выполнением многочисленных работ. Для этого используются разные активы и имущество. Предприниматель может применять не только свой труд, но и привлекать к процессу функционирования своего бизнеса других людей, являющихся наемными специалистами. Такая работа должна быть официальной, поэтому требуется регистрация ИП или фирмы, а также получение лицензии при необходимости. В ином случае придется уплачивать крупный штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

Понятие незаконного ведения бизнеса

Примерно 20 млн граждан, находящихся в трудоспособном возрасте, не являются официально трудоустроенными, а также не подают самостоятельно сведения о своем заработке в ФНС. Они либо являются безработными, либо получают зарплату в конверте, либо получают доходы незаконным образом, занимаясь предпринимательской деятельностью.

Такая ситуация обусловлена не только намеренными действиями со стороны предпринимателей, не желающих уплачивать налоги, но и тем, что многие люди просто не могут разобраться в правилах регистрации ИП или фирмы. Основные сведения о правилах ведения бизнеса прописываются в гл. 2 ГК. К особенностям работы бизнесмена относится:

  • предпринимательство заключается в том, что гражданин регулярно получает определенный доход от какой-либо работы;
  • получаемые денежные средства не зависят от трудовых обязанностей, а от того, какой точно объем работы выполняется;
  • предприниматели менее защищены законодательством по сравнению с наемными специалистами;
  • бизнесмен должен самостоятельно позаботиться о своей регистрации;
  • он обязан ежемесячно перечислять налоги в ФНС и разные социальные взносы в государственные учреждения;
  • занятие незаконной предпринимательской деятельностью непременно приводит к уплате штрафа и прекращению работы.

Выявляется такое нарушение разными государственными органами, которые периодически проводят соответствующие проверки.

Виды незаконной работы

Ведение незаконной предпринимательской деятельности является наказуемым процессом, причем выделяется сразу несколько серьезных нарушений. К ним относится:

  • осуществление незаконных действий, представленных созданием, сбытом, передачей или хранением разных наркотиков или психотропных веществ, а также сюда относится производство и реализация оружия;
  • ведение деятельности без официальной регистрации в ФНС, причем сюда относится постоянное взаимодействие с другими компаниями во время покупки или продажи товаров, получение систематического дохода от деятельности и другие аналогичные факторы, поэтому при таких условиях каждый бизнесмен должен самостоятельно обратиться в налоговую службу для присвоения нужного статуса своему бизнесу;
  • работа в какой-либо специфической области без правильно оформленной лицензии, которая позволяет трудиться в данной сфере, так как существуют некоторые виды деятельности, при которых данная документация является обязательной (например, она нужна при работе в сфере медицины, образования или производства алкогольной продукции);
  • ведение деятельности с нарушением требований устава, который является основной документацией для каждой фирмы, поэтому если организация занимается работой, которая не указывается в уставной документации, то это является серьезным нарушением.

Во всех вышеуказанных ситуациях гражданину, являющемуся владельцем бизнеса, придется уплачивать значительный штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Поэтому следует перед началом работы хорошо разобраться в требованиях законодательства, что позволит не только предотвратить разногласия с ФНС или другими государственными органами, но и гарантирует возможность защиты своих прав при необходимости.

Упрощение регистрации с 2019 года

Все люди, работающие на себя, с 2019 года смогут воспользоваться упрощенным режимом регистрации. К особенностям процесса относится следующее:

  • для регистрации не придется уплачивать пошлину или посещать отделение ФНС;
  • все нужные действия будут выполняться с помощью простого и понятного мобильного приложения;
  • если клиентами бизнесмена являются физлица, то предпринимателем уплачивается 3% от всех получаемых доходов;
  • если взаимодействует бизнесмен с компаниями, то для него ставка налога увеличивается до 6%;
  • расчет и уплата налога будут выполняться непосредственно через приложение.

За счет введения нового налога, предназначенного для самозанятого населения, значительно упростится процесс перечисления налогов в бюджет государства. При этом предприниматели смогут не перечислять за себя взносы в ПФ и другие фонды. Если все равно будет продолжаться работа без регистрации, то ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность будет представлена крупным штрафом, который равен всему полученному доходу.

Последствия нарушений

Если человек незаконно занимается бизнесом, то ему придется столкнуться с серьезной ответственностью за незаконную предпринимательскую деятельность. Она может быть представлена в следующих видах:

  • уголовная ответственность считается наиболее жестким видом наказания, которое определяется на основании положений ст. 171 НК, причем она применяется для предпринимателей, руководителей компаний и владельцев незарегистрированных предприятий, нанесших урон другим лицам или государству;
  • административная ответственность;
  • налоговая.

Каждый вид ответственности обладает своими особенностями.

Уголовная ответственность

Она предусматривается только при выявлении действительно серьезных нарушений со стороны нелегального бизнеса. Например, предприниматель реализует незаконные товары, представленные наркотиками или оружием.

Допускается применение уголовной ответственности к людям, которые без специального разрешения и регистрации занимаются специфическими видами деятельности, получая значительные налоги. Наказание за такое незаконное предпринимательство может быть представлено не только крупным штрафом, но и другими негативными последствиями, представленными лишением свободы, а также обязательными или принудительными работами.

Административная ответственность

Назначается наказание на основании статьи 14.1 КоАП РФ. По этой статье к нелегальным предпринимателям могут применяться только крупные штрафы. Используется такая ответственность только при условии, что нарушения не являются серьезными и глобальными.

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность варьируется от 500 до 2 тыс. руб. Точный размер штрафа зависит от того, какое выявлено нарушение, как часто предприниматель не соблюдает требования законодательства, а также каковы последствия его неправильных действий. К основным нарушениям в рамках КоАП относится:

  • отсутствие лицензии при ведении деятельности, для которой требуется разрешение от разных государственных органов, приводит к взысканию штрафа от 2 до 50 тыс. руб., а также может полностью конфисковаться вся продаваемая продукция;
  • нарушение правил лицензирования приводит к уплате штрафа от 1,5 до 40 тыс. руб., но если данное нарушение является грубым, то размер штрафа варьируется от 4 до 50 тыс. руб., а также может использоваться приостановление работы предпринимателя на срок до 90 суток;
  • работа без официальной регистрации сопровождается уплатой штрафа от 500 до 2 тыс. руб.

За разные нарушения уплачивается значительный штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, поэтому каждому человеку, занимающемуся ведением данного бизнеса, более выгодно ответственно подходить к своим обязательствам и регистрировать бизнес.

Новая редакция Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Статье 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в отдельных законах (например, в Законе «Об образовании» и др.) определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 1 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 комментируемой статьи 14.1 КоАП РФ); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 комментируемой статьи).

3. При квалификации правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП»).

Доказательствами, подтверждающими факт занятия предпринимательской деятельностью, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В случаях когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и той норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ч. 2 ст. 15.12 КоАП; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.2 КоАП; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.4 КоАП; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.15 КоАП.

4. При квалификации правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что лицензирование — это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. N 45).

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

С точки зрения практического применения ч. 2 комментируемой статьи небезынтересным является следующий пример. Лицензионная палата Администрации Приморского края (далее — лицензионная палата) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Владивостокский морской рыбный порт» (далее — порт) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП за осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов без соответствующего разрешения (лицензии).

По результатам проверки деятельности порта лицензионной палатой составлен протокол об административном правонарушении, объективной стороной состава которого указано осуществление портом заготовки, переработки и реализации (сбор, хранение) лома черных металлов без соответствующей лицензии.

Требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя сбор, скупку, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Для порта же указанная деятельность основной не являлась и в качестве таковой им не осуществлялась.

Порт выполнял погрузочно-разгрузочные работы на основании договора по оказанию услуг по выгрузке-погрузке металлолома. Предусмотренное договором предоставление портом обществу площадок для складирования и хранения лома черных металлов имело целью накопление необходимой партии груза для дальнейшей погрузки его на судно и вывоза с территории РФ.

Таким образом, размещение лома черных металлов на указанных площадках порта в данном случае следует рассматривать как элемент основной деятельности порта, на которую у него имелась соответствующая лицензия.

5. При квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП, установлена другими статьями КоАП, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП.

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

6. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Налоговая ответственность

Каждый предприниматель должен официально регистрироваться и оформлять лицензию, чтобы на законных основаниях уплачивать налоги в бюджет государства. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения приводит к привлечению бизнесмена к налоговой ответственности.

В этом случае уплачиваются гражданами штрафы и разные компенсации. Придется не только уплатить положенное количество средств в виде налога, но и штраф за то, что бизнесмен уклонялся от своих основных обязанностей, связанных с уплатой сборов. Предусматривается такая ответственность положениями ст. 116 НК.

Какие организации выявляют нарушения?

Незаконная предпринимательская деятельность физического лица может быть выявлена разными государственными органами. Наиболее часто такая информация выясняется при проведении многочисленных проверок, основной целью которых выступает обнаружение нарушителей.

Проверки проводятся наиболее часто представителями ФНС, полиции, антимонопольной службы или Роспотребнадзором.

Налоговая инспекция

Именно данное учреждение следит за тем, чтобы государственный бюджет пополнялся денежными средствами, представленными налогами от предпринимателей или частных лиц. Для обнаружения нарушений проводятся регулярные проверки и рейды.

Налоговые инспекторы посещают разные коммерческие помещения с целью выявить людей, которые работают без регистрации ИП или фирмы. Они имеют право привлекать нарушителей к ответственности.

Органы надзора, функционирующие на рынке

Сюда включаются разные организации, но наиболее известным учреждением считается Роспотребнадзор. Он специализируется на защите прав потребителей.

За незаконное предпринимательство или другие аналогичные нарушения бизнесмены привлекаются к административной ответственности. Выявляются работниками Роспотребнадзора разные нарушения в сфере торговли или оказания услуг.

Антимонопольные комитеты, формирующиеся в каждом регионе

Этот орган специально создается, чтобы обеспечить прозрачность работы разных предприятий, а также защитить свободную конкуренцию на рынке. Его сотрудники следят за тем, чтобы деятельность любой организации или человека была легальной.

Специалисты наказывают предпринимателей, которые не желают вести бизнес чисто, добропорядочно и законно. Работники антимонопольной службы могут привлекать нарушителей к административной ответственности.

Полиция

Разбирательства начинаются только на основании заявлений, поданных граждан. На основании такой документации возбуждается дело о незаконной работе какого-либо человека.

Полиция может направлять разные заявления в ФНС или другие организации.

Прокуратура

Даже работники данного учреждения могут разбираться с нелегальными предпринимателями. Они могут подавать иск в суд на бизнесменов за незаконную предпринимательскую деятельность. Судебная практика показывает, что суды применяют жесткие меры наказания к таким людям.

Поэтому если какой-либо человек уверен, что определенная организация или частное лицо занимается незаконной работой, то он может обратиться в любую вышеуказанную инстанцию.

Особенности получения лицензии

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность назначается не только при отсутствии регистрации, но и при условии, что у бизнесмена отсутствует лицензия, но он занимается деятельностью, при которой это разрешение является обязательным.

Лицензию надо получать, если планируется деятельность в сфере образования, медицины или фармацевтики. Перед регистрацией бизнеса рекомендуется узнать, какое направление работы непременно нуждается в таком разрешении.

Обычно не требуется получать лицензию при обучении детей на дому, уборке жилых помещений, уходу за детьми или представлении разных сельскохозяйственных услуг. По 14.1 статье КоАП незаконная предпринимательская деятельность наказывается крупными штрафами. Это относится и к ситуации, когда официально зарегистрированный предприниматель трудится без лицензии.

Когда используется уголовная ответственность?

Она считается наиболее серьезной, поэтому используется только при выявлении действительно значительных нарушений. К ним относится следующее:

  • требования законодательства нарушаются систематически даже после посещения организации представителями разных органов власти;
  • предприниматель от такой работы получает доход в особо крупном размере;
  • во время ведения деятельности наносится ущерб гражданам или компаниям.

За такие действия может назначаться штраф за нелегальную предпринимательскую деятельность в рамках УК, равный до 300 тыс. руб. Дополнительно может взыскиваться заработок нарушителя за период в два года. Нередко назначается арест сроком до полугода или привлекается бизнесмен к обязательным работам на срок до 480 часов.

Каждый человек, планирующий предпринимательскую деятельность, должен ответственно подходить к своим обязанностям, связанным с официальной регистрацией бизнеса. Для этого выбирается ИП или юридическое лицо.

Если гражданин отказывается следовать требованиям законодательства, то ему придется столкнуться с административной, налоговой и уголовной ответственностью. Проверками законности работы предпринимателей занимаются разные государственные учреждения. Поэтому выявить нарушителей на самом деле достаточно просто.

Мамаева Татьяна, ведущий юрист АКГ АРНИ Polaris International

Предпринимательская деятельность в РФ, осуществляемая без регистрации в соответствующих государственных органах, считается незаконной. Тем не менее, до 1 июля 2002 года административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации отсутствовала из-за пробелов в правовой базе и отсутствия самого сформулированного принципа и правил по регистрации.

Однако это правовая база появилась сразу же после введения Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее-КоАП РФ) и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Ст.1. Закона дает определение государственной регистрации юридических лиц – это «акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах». Названный закон и ст.51 ГК РФ исходят из необходимости государственной регистрации как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц.

Целями госрегистрации субъектов предпринимательской деятельности при этом являются:

1. Осуществление государственного контроля хозяйственной деятельности юридических лиц (в том числе борьба с незаконным предпринимательством и налогообложением);

2. Получение сведений статистического учета для реализации мер регулирования экономики;

3. Предоставление информации о зарегистрированных юридических лицах всем участникам гражданского оборота.

С момента введения ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также важнейшим условием его существования, вступившим в законную силу с 1 июля 2002 г. Таким образом, предпринимательская деятельность без государственной регистрации становится незаконный, и административная ответственность предусматривается и наступает по ст. 51 Гражданского кодекса РФ, и ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица наступает ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 минимального размера оплаты труда (далее МРОТ).

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой наказание: для граждан – штраф в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ.

Законом «О государственной регистрации юридических лиц» предусматривается единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательства. Тем же законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при введении единого государственного реестра.

Особый порядок государственной регистрации ряда юридических лиц, таких как торгово-промышленные палаты, общественные объединения, кредитные организации, установлен нормативными актами, регламентирующими деятельность данных субъектов, с учетом изменений и дополнений, внесенных в акты ФЗ от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ «О приведении законных актов в соответствие с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»».

В настоящий момент порядок регистрации упрощен до вполне разумных пределов. Сама регистрация производится в Межрайонных инспекциях Федеральной налоговой службы по принципу «одного окна». Законом установлен срок государственной регистрации – не более 5-ти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Теперь норма о регистрации подкреплена возможностью привлечения должностных лиц регистрирующих органов к административной ответственности за несвоевременное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). П.1.ст.14.25. КоАП РФ за указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В этой же статье предусмотрены такие составы правонарушений, как незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений лицам, заинтересованным в получении такой информации.

На сегодняшний день действуют статьи Налогового Кодекса и КоАП РФ,где дублируются аналогичные составы правонарушений. Это ст.116 НК РФ – «Нарушение срока постановки на учет в налоговые органы»; ст.117 НК РФ – «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе» и ст.15.3.КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе».

Необходимо отметить порядок регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица — среди субъектов предпринимательской деятельности им принадлежит важная роль. В настоящее время регистрация индивидуального предпринимателя возложена на Федеральную налоговую службу РФ в лице территориальных инспекций.

Как привлечь к ответственности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица: по нормам НК РФ или КоАП РФ?

В данной ситуации нужно исходить из того, что в ст.15.3.КоАП РФ (в примечании) прямо говорится, что административная ответственность, предусмотренная в отношении должностных лиц за налоговые правонарушения, не может быть применена по аналогии к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Следовательно, применять ответственность к предпринимателям за совершение правонарушений в области налогов и сборов необходимо только по НК РФ.

В ст.108 НК РФ отмечено, что: «никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения». П.5.ст.4.1. КоАП РФ гласит: «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». Поэтому при применении ответственности по НК РФ и по КоАП РФ будет нарушен принцип однократности наказания.

Хотелось бы также отметить, что абсолютно новым явлением стало возложение ответственности за нарушения при создании юридического лица не только на его учредителей, но и на лицо, подавшее заявление о государственной регистрации (заявителя). Заявитель несет ответственность за правильность данных, представленных в регистрирующий орган. Согласно п.4.ст.14.25.КоАП РФ представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, влечет либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ, либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.КоАП РФ, на основании ст.23.1.КоАП РФ рассматривают судьи, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – судьи арбитражных судов. В соответствии с п.2.ст.28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1. КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (налоговые органы).

Дополнительные сведения

Продолжительность процедуры регистрации установлена Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и составляет не более 5 рабочих дней. На практике «не более 5 рабочих дней» означают ровно 5 рабочих дней, т.е. неделю. Регистрирующий орган полностью использует отведенный законом срок, руководствуясь Письмом ФНС РФ от 21.04.2006 N ШТ-6-09/432@ «О недопустимости сокращения сроков» в связи с большим количеством ошибок сотрудников регистрирующего органа при регистрации.

Документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации предпринимателя:

— подписанное будущим предпринимателем заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по установленной форме (подпись заявителя заверяется у нотариуса);

— копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если заявитель лично подает документы — простая копия, если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо — нотариально заверенная копия);

— документ об уплате государственной пошлины (оригинал).

Иностранные граждане и лица без гражданства дополнительно представляют:

— нотариально оформленный перевод паспорта на русский язык;

— нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право заявителя временно или постоянно проживать на территории РФ.

В случае, если в представленных документах с связи с плохим техническим исполнением нечетко прописана информация о месте регистрации (например, слишком бледный штамп, не позволяющий определить город), в регистрирующий орган дополнительно представляется справка о месте регистрации. Это может быть выписка из домовой книги.

В настоящее время есть два способа регистрации индивидуального предпринимателя:

Индивидуальный предприниматель лично (или его представитель по доверенности) приходит в регистрирующий орган с полным комплектом документов. При приеме ему выдается расписка в получении и назначается день выдачи. Строго в назначенный день следует прийти и получить документы. В противном случае, зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний индивидуального предпринимателя;

Полный комплект документов отправляется по почте ценным письмом с описью вложения на адрес регистрирующего органа. Зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний адрес индивидуального предпринимателя. Учитывая качество и сроки доставки корреспонденции в РФ, а также участившиеся случаи опечаток и ошибок, допускаемых сотрудниками налогового ведомства, мы не рекомендуем без особой необходимости отправлять документы по почте.

Документы, выдаваемые регистрирующим органом

По истечении установленного законом срока, регистрирующий орган выдает либо мотивированный отказ, либо комплект документов, подтверждающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Документ о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) — Свидетельство или Уведомление (если Свидетельство было выдано ранее);

Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Оригиналы этих документов надо бережно хранить. В любые учреждения представлять простые или нотариально заверенные копии. Восстановление регистрационных документов в случае их потери потребует от предпринимателя дополнительных временных и денежных затрат.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *