Постановление Правительства Российской Федерации от от 18 апреля 2014 г. N 353 г. Москва «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований»

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Правила обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований (далее — соревнования) и собственниками (пользователями) объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.

2. Настоящие Правила применяются при проведении соревнований, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Основной задачей обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований является предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в местах проведения соревнований.

4. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется их организаторами совместно с собственниками (пользователями) объектов спорта во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

II. Требования к обеспечению безопасности места проведения соревнований

5. Места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.

Требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Инфраструктура мест проведения соревнований должна соответствовать требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления их в силу обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза, а также не противоречащим им требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя следующие объекты, предназначенные для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований:

а) помещение для работы организатора соревнования или координационного органа, предусмотренного подпунктом «в» пункта 18 настоящих Правил, либо место, специально подготовленное в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

б) помещения для работы сотрудников органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел либо места, специально подготовленные в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

в) помещение для хранения предметов, запрещенных для проноса, либо место, специально подготовленное в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

г) парковочные места для размещения транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

д) медицинский пункт;

е) санитарные узлы;

ж) зоны (контрольно-пропускные пункты) для возможности осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта с применением технических средств, требования к которым утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Требования, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «ж» пункта 6 настоящих Правил, не применяются при проведении соревнований на участках автомобильных дорог, площадей, улиц, парков и водных объектов, не имеющих определенных организатором соревнования мест для группового размещения зрителей.

8. Объекты спорта в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований помимо требований, указанных в пункте 6 настоящих Правил, должны быть оборудованы или снабжены:

а) информационными табло и (или) стендами;

б) системой контроля и управления доступом;

в) системой охранной телевизионной;

г) системой охранной и тревожной сигнализации;

д) системой охранного освещения;

е) системой экстренной связи;

ж) системой видеонаблюдения, позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, с выводом в помещение, предназначенное для работы организатора соревнований или координационного органа, предусмотренного подпунктом «в» пункта 18 настоящих Правил, с возможностью хранения информации не менее одного месяца.

10. Требования, предусмотренные пунктами 6, 8 и 9 настоящих Правил, распространяются на соревнования, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации.

11. Собственник (пользователь) объекта спорта должен иметь следующую документацию:

а) документ, подтверждающий ввод объекта спорта в эксплуатацию;

б) паспорт безопасности объекта спорта, разработанный в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму»;

в) инструкция по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта, разработанная в соответствии с требованиями пункта 13 настоящих Правил (далее — инструкция), включающая в себя типовой план мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований (далее — план мероприятий);

г) схема расположения эвакуационных знаков безопасности;

д) схема расположения медицинских пунктов;

е) схема расположения помещений или специально подготовленных мест для хранения предметов, запрещенных для проноса;

ж) схема организации дорожного движения пешеходов и транспортных средств в месте проведения соревнований и на прилегающей к нему территории;

з) схема расположения нестационарных торговых объектов;

и) лицензия на осуществление медицинской деятельности медицинским пунктом.

III. Организация обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований

12. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется в соответствии с инструкцией и планом мероприятий.

13. Инструкция разрабатывается собственниками (пользователями) объектов спорта на основе типовой инструкции, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, согласовывается с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и утверждается собственниками (пользователями) объектов спорта не реже одного раза в 3 года.

14. План мероприятий разрабатывается и утверждается организатором соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта по согласованию с территориальными органами внутренних дел, указанными в пункте 13 настоящих Правил, в соответствии с типовым планом мероприятий и с учетом положения (регламента) о соревнованиях в срок не позднее 10 дней до начала соревнований.

15. При проведении соревнований вне объектов спорта план мероприятий разрабатывается и утверждается организатором соревнований по согласованию с территориальными органами внутренних дел, указанными в пункте 13 настоящих Правил, в соответствии с типовой инструкцией и с учетом положения (регламента) о соревнованиях в срок не позднее 10 дней до начала соревнований.

IV. Права и обязанности собственников (пользователей) объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований

16. Собственник (пользователь) объекта спорта при проведении соревнований вправе:

а) привлекать для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований контролеров-распорядителей;

б) ограничивать проход зрителей в зоны, которые определены собственником (пользователем) объекта спорта;

в) не допускать на объекты спорта лиц, в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения соревнований в дни их проведения.

17. Собственник (пользователь) объекта спорта обязан:

а) обеспечивать надлежащее содержание инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения соревнований, и осуществлять техническое оборудование объекта спорта в соответствии с требованиями раздела II настоящих Правил;

б) разрабатывать документацию, предусмотренную подпунктами «б» — «е» пункта 11 настоящих Правил;

в) совместно с организатором соревнований организовывать контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы;

г) совместно с организатором соревнований осуществлять, в том числе с применением технических средств, контроль наличия у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих личность, при входе в места проведения соревнований в случаях, установленных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

д) обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд в место проведения соревнований и бесплатную стоянку транспортных средств, в том числе автомобилей и специальной техники оперативных служб, а также транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения;

е) совместно с организатором соревнований информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» (далее — Правила поведения), и о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации и при эвакуации зрителей;

ж) организовывать и осуществлять эвакуацию зрителей и участников соревнований с мест их проведения в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации;

з) обеспечивать деятельность контролеров-распорядителей;

и) совместно с организатором соревнований информировать зрителей и участников соревнований о их прекращении;

к) участвовать с организатором соревнований в осмотре места их проведения.

V. Права и обязанности организатора соревнований по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований

18. Организатор соревнований вправе:

а) привлекать для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований контролеров-распорядителей;

б) обращаться в органы внутренних дел для получения содействия в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) создавать координационные органы (штабы, комиссии) в целях организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований в месте их проведения;

г) ограничивать проход зрителей в зоны, которые определены организатором соревнований и собственником (пользователем) объекта спорта;

д) осуществлять в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований совместно с сотрудниками органов внутренних дел личный осмотр граждан и осмотр находящихся при них вещей при входе в места проведения соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру не допускать их в места проведения соревнований;

е) принимать меры по недопущению в места проведения соревнований лиц, которые нарушают Правила поведения или в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения соревнований в дни их проведения;

ж) требовать от зрителей соблюдения общественного порядка, а также Правил поведения;

з) принимать меры по пресечению действий зрителей, нарушающих общественный порядок и Правила поведения в местах проведения соревнований.

19. Организатор соревнования обязан:

а) уведомлять соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке проведения соревнований в порядке, установленном Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

б) организовывать взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;

в) разрабатывать и утверждать план мероприятий в срок не позднее 10 дней до начала соревнований;

г) при проведении соревнований вне объектов спорта разрабатывать документацию, предусмотренную подпунктами «г», «д» и «е» пункта 11 настоящих Правил;

д) утверждать акт о готовности места проведения соревнований за сутки до их начала;

е) производить не позднее чем за 3 часа до начала соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта осмотр места проведения соревнований, подготавливать и утверждать соответствующий акт в срок не позднее начала пропуска зрителей на соревнования;

ж) организовывать контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы в местах проведения соревнований в период их проведения;

з) обеспечивать хранение предметов, запрещенных для проноса, в помещениях или специально подготовленных местах;

и) обеспечивать деятельность контролеров-распорядителей;

к) осуществлять, в том числе с применением технических средств, контроль наличия у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих личность, при входе в места проведения соревнований в случаях, установленных Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

л) принимать меры по соблюдению правил противопожарного режима;

м) информировать зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения;

н) обеспечивать зрителям и участникам соревнований в случае необходимости оказание первой помощи и организовывать оказание скорой медицинской помощи;

о) приостанавливать соревнования до устранения нарушений положения (регламента) о соревнованиях, групповых нарушений общественного порядка в местах проведения соревнований либо угрозы для жизни и здоровья граждан;

п) прекращать соревнования, если нарушения, указанные в подпункте «о» настоящего пункта, не устранены, а также при наличии информации о возможности совершения террористического акта;

р) информировать зрителей и участников соревнования о прекращении соревнований и о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации, организовывать их эвакуацию в случае угрозы возникновения и при возникновении чрезвычайной ситуации.

VI. Особенности обеспечения безопасности проведения соревнований на отдельных территориях

20. Соревнования не проводятся:

а) в местах и помещениях, не отвечающих требованиям, установленным настоящими Правилами;

б) в полосах отвода газо-, нефте- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

в) на объектах транспортного комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах, при отсутствии решения о временных ограничениях или прекращении движения на них транспортных средств, принятого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при отсутствии организации альтернативных маршрутов движения транспортных средств и информирования о принятом решении участников дорожного движения;

г) в пограничных зонах, если отсутствует специальное разрешение пограничных органов федеральной службы безопасности.

Введение

Школьные соревнования – самая действенная мера повышения физической подготовленности школьника. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования морально-волевых качеств и черт характера. Спортивные мероприятия используются для проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы. Они также позволяют педагогические воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных мероприятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь имеют место две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с её фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом её решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том. что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятий также происходит нравственное развитие занимающихся спортом. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Занятия спортом развёртываются на фоне общения, в коллективе, под руководством наставника, тренера. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают осознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать своё поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей воспринимать задачи коллектива как на свои собственные. Под руководством преподавателя укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга. Гордость за успехи команды, школы и т.д.

Основные вопросы подготовки и организации спортивных мероприятий в школе.

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах..

Социальное значение спорта.

Как мы видим, физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе. Это объясняется целым рядом причин.

Во первых, единством цели всех видов воспитания; во вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Каким же образом это происходит? Здесь имеют быть место две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

Организация и проведение спортивных соревнований в школе.

Сущность спортивных соревнований.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Основные вопросы организации спортивных соревнований.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях.

Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться.

Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется для мальчиков и девочек (если последние в них участвуют) и для каждой возрастной группы в отдельности.

Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей.

Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно.

Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)

8. Форма награждения.

Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.

Для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения.

В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры одной или нескольких школ.

Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Примерная программа соревнований команд-классов по баскетболу

(5-8 класс)

5 класс

ЭСТАФЕТА. Каждая команда выстраивается в колонну. Мячи в руках у направляющих. По сигналу судьи направляющие ведут мяч (8-10 м), останавливаются (в два шага), выполняют поворот кругом и передают мяч очередному игроку своей команды. После передачи возвращаются в конец колонны.

За нарушение правил игры в баскетбол и эстафеты (пробежка, преждевременный выход навстречу мячу, двойное ведение и т.п.) команда за каждого «нарушителя” получает по 5 штрафных секунд. За неучастие в эстафете каждый допущенный к соревнованиям ученик приносит своей команде 10 штрафных секунд.

Места команд определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы времени, затраченного командой на выполнение упражнения, и штрафного времени на количество участников класса в эстафете.

6 класс

ЭСТАФЕТА. Команды выстраиваются в колонны, каждая лицом к баскетбольному щиту справа от него, на расстоянии 10-15 м. По сигналу судьи направляющие ведут мяч, в 3-4 м от щита ловят его и производят бросок по корзине одной рукой от плеча после двух заключительных шагов в прыжке.

Подобрав забитый или отскочивший от щита мяч, они передают его следующим игрокам своих команд и становятся в конец колонн.

За каждое непопадание мячом в корзину с использованием требуемого приема без нарушений правил игры в баскетбол команда получает по 4 штрафных секунды. За использование другого способа (бросок с места, бросок двумя руками, бросок снизу и т.п.) или нарушение правил игры в баскетбол

(пробежка, двойное ведение) каждый нарушитель приносит своей команде по 8 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 15 штрафных секунд.

Места команды (школы) определяются по наименьшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления общей суммы затраченного командой времени на выполнение упражнения и штрафного времени на количество участвующих в эстафете.

7 класс

1. ЭСТАФЕТА. Аналогична приведенной для 7 класса, но расстояние до щита, проходимое участником, 15-20 м, бросок по корзине разрешен любым способом в движении.

За каждое непопадание в корзину, команда получает по 5 штрафных секунд, за нарушение правил эстафеты или правил игры в баскетбол – 10 штрафных секунд. В этом случае штраф за непопадание не плюсуется. За неучастие в эстафете каждый заявленный игрок приносит своей команде по 20 штрафных секунд. Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 6 классе.

2. СОРЕВНОВАНИЕ КОМАНД в количестве попаданий мячом в баскетбольную корзину с линии штрафного броска. Каждый участник в течение 30 секунд производит три броска способом двумя руками от груди или снизу. Попадание засчитывается при условии соблюдения правил штрафного броска.

Места команд (школы) в этом упражнении определяются по наибольшему среднеарифметическому показателю, который выводится путем деления суммы очков, набранной командой, на количество заявленных участников.

Места команд (школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест-очков, набранной ими в двух упражнениях.

8 класс

1. ЭСТАФЕТА аналогична приведенной для 7 класса, но с обводкой препятствий (3-5 предметов, расположенных на одной прямой линии) в 3 м друг от друга. Расстояние от щита до линии начала 15-20 м. Бросок по корзине любым способом в движении. Штраф соответственно 5, 10 и 20 секунд.

Места команд (школы) в эстафете определяются так же, как в 7 классе.

2. ИГРА «СНАЙПЕР”. Игроки каждой команды поочередно с пяти разных

(определенных) точек площадки производят броски по корзине. Первоначально вся команда выстраивается в колонну по одному у первой точки («А”). Попав в корзину с точки «А”, ученик получает право на внеочередной бросок с точки

«Б” и т.д. Если бросок не достигает цели, учение повторяет его с той же точки до тех пор, пока не попадет в корзину, но каждый раз снова в порядке общей очереди. Каждое попадание дает команде 3 очка. За неучастие каждого заявленного игрока снимается 12 очков.

Время игры для команды определяется путем перемножения 15 секунд (или 20) на количество фактически участвующих.

Места команд (школы) в данном упражнении определяются по наибольшему количеству очков.

Места команд(школы) в соревнованиях определяются по наименьшей сумме мест — очков, набранной ими в двух упражнениях.

ПРИМЕЧАНИЕ. 1. Во втором упражнении для 7 и 8 классов подбирать мячи и передавать их следующему может специально выделенный человек. 2. В упражнении 2 для 7 класса, в зависимости от количества баскетбольных щитов и величины судейской бригады, класс команда может быть разделен на подгруппы.

Новое время диктует более высокие требования к биологическим и социальным возможностям школьника, поэтому необходим повсеместный переход к внеклассной форме физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе.

Формы внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе:

1. Оздоровительные мероприятия

2. Активный отдых в выходные дни(туристические походы, прогулки, игры на свежем воздухе и т.д)

3. Оздоровительно-спортивные пришкольные лагеря

4. Занятия в группах ОФП, спортивных секциях, спортивных клубах, СДЮШОР, клубы по месту жительства.

5. Спортивные соревнования ( матчи, встречи, турниры, первенства, спартакиады)

6. Спортивные встречи, праздники, показательные выступления, КВН.

Задачи спортивно-массовых мероприятий:

— осуществлять пропаганду ФК и спорта

— способствовать выявлению желающих заниматься различными видами спорта

— дать возможность определить свой уровень физического развития

— выявить сильнейших спортсменов

— способствовать патриотическому воспитанию

— подведение итогов работы школы по ФВиС

Задачи можно решать эффективно при условии выполнения следующих принципов:

— соответствие организации мероприятия его задачам

— доступность участия в мероприятии по времени и месту проведения, с учётом режима школы

— посильность и соответствие соревновательных упражнений уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся

— безопасность участников соревнований, судей и зрителей

— наглядность и воспитывающий характер мероприятия, заключающейся в чёткости и красочности его проведения, ритуала открытия и закрытия, в объективности определения результатов участников, в своевременном подведении итогов и награждении участников и т.д.

Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.

По характеру зачёта и определения результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.

По форме проведения соревнования могут быть: открытыми, закрытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционными, однодневными и многодневными, официальными и товарищескими, классификационными. Можно эти формы использовать в сочетании.

Структура спортивно-массовых мероприятий в школе выглядит следующим образом:

Внутренние: первенство школы по различным видам спорта, турниры, КВН, Дни здоровья, тематические соревнования, конкурсы, спартакиады и т.д.

Внешние: районные, городские, областные, зональные и т.д.

Способы проведения соревнований:

1. Прямой

2. Круговой

3. С выбыванием

4. Смешанный

Успешное проведение мероприятий зависит от уровня планирования и подготовленности организационной работы, которые включают:

— составление календарного плана

— разработка положений о соревнованиях

— составление сметы расходов на каждое мероприятие

— образование оргкомитета по подготовке мероприятий

— подбор судейской коллегии и организация её работы, учёба судей

— оповещение о предстоящем мероприятие

— организация приёма и обработки заявок от классов участников в соревнованиях

составление расписания соревнований

— составление ритуала открытия и закрытия соревнований, подготовка спортивного инвентаря и сооружения

— обеспечение медобслуживания

— техника безопасности ( проверка оборудования. техники и т.д.)

— определение мероприятий по обслуживанию зрителей и участников

— обеспечение информацией о результатах соревнований и о их ходе.

Календарный план массовых мероприятий и спортивных соревнований разрабатывается на весь учебный год по следующей схеме:

1. № п\п

2. Вид спорта

3. Наименование мероприятий и соревнований, участники (класс и т.д.)

4. Сроки проведения

5. Место проведения

6. Ответственный за проведение

7. Результаты

Основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования – это положение о соревнованиях.

Итак, в заключение следует отметить, что в школьных спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они – действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Список литературы

Список литературы

1. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий : Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 9 августа 2010 г. № 613н // Российская газета, № 222, 01.10.2010 г.

3. Инструкции по охране труда при проведении спортивных соревнований в МБОУ ДОД «ДЮСШ»

5. Харин, А.А. Организация и проведение соревнований: метод. Пособие. -Ижевск, 2011. — 57 с.

«Обеспечение безопасности при проведении спортивных соревнований» : Пособие / сост. М.С. Тевдорошвили, — Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 23с.

Технический редактор Л.И.Архипенко

Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *