Практические примеры расчета среднего заработка медицинских работников

Практически все бухгалтеры учреждений здравоохранения сталкиваются с необходимостью расчета оплаты командировок и отпусков (в частности, учебных), а также расчета среднего заработка в случае направления сотрудников на курсы повышения квалификации. В статье рассмотрим различные нюансы, связанные с расчетом указанных выплат, на конкретных примерах.

Напомним, что согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Трудовым кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Итак, при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). Отметим, что коллективным договором, локальным нормативным актом могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска исчисляется за последние12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Обратите внимание! С 02.04.2014 вступил в силу Федеральный закон N 55-ФЗ, который, в частности, внес изменения в ст. 139 ТК РФ. Теперь для расчета среднего дневного заработка необходимо применять показатель среднемесячного числа календарных дней, равный 29,3 (ранее было 29,4).

Кроме ст. 139 ТК РФ порядок расчета среднего заработка регулируется Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение N 922).

Рассмотрим на примерах порядок расчета среднего заработка для оплаты командировок и отпусков.

Расчет среднего заработка для оплаты основного ежегодного отпуска

Согласно ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Кроме того, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).

Пример 1

Врачу с 14.04.2014 предоставлен отпуск продолжительностью 42 календарных дня (28 календарных дней — основной, 14 календарных дней — дополнительный отпуск). Заработная плата сотрудника составляет 12 000 руб. В расчетном периоде с 01.04.2013 по 31.03.2014 работник:

— в июне 2013 года был на больничном 8 дней (с 10.06.2013 по 17.06.2013 включительно), и его заработная плата за этот месяц без учета пособия по временной нетрудоспособности составила 9 520 руб.;

— с 16.09.2013 по 31.10.2013 он проходил курсы повышения квалификации. За данный период ему было выплачено 18 285 руб.

Рассчитаем сумму отпускных.

Пунктом 5 Положения N 922 установлено, что при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством, и работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам.

— 9 520 руб. — заработная плата за июнь без учета пособия по временной нетрудоспособности;

Согласно п. 10 Положения N 922, если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 данного положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.

Определим количество календарных дней в неполных календарных месяцах расчетного периода:

— в июне 2013 года — 21,5 кал. дн. (29,3 / 30 х 22);

— в сентябре 2013 года — 14,6 кал. дн. (29,3 / 30 x 15);

— в октябре 2013 года — 0 кал. дн. (29,3 / 31 x 0), так как весь октябрь сотрудник был на курсах повышения квалификации.

Средний дневной заработок составит 411,05 руб. (123 234,28 руб. / (29,3 кал. дн. x 9 мес. + 21,5 кал. дн. + 14,6 кал. дн.)).

Таким образом, сумма отпускных будет равна 17 264,10 руб. (411,05 руб. x 42 кал. дн.).

Считаем количество отработанного времени

Сначала определяем общее количество рабочих дней в расчетном периодест. 139 ТК РФ; п. 9 Постановления № 922. По работникам, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, вместо рабочих дней определяют общее количество их рабочих часов, приходящихся на расчетный периодст. 104 ТК РФ; п. 13 Постановления № 922. При их подсчете, кстати, удобно пользоваться данными производственного календаря.

Затем из общего количества этих дней (часов) нужно вычесть те, что относятся к исключаемым периодамп. 5 Постановления № 922. Это, в частности, время:

  • на которое за работником сохранялся средний заработок (командировки, очередные отпуска и т. д.), кроме перерывов для кормления ребенка;
  • за которое работник получал государственные пособия (болезни, отпуска по беременности и родам);
  • простоя не по вине работника;
  • приходящееся на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;
  • на которое работник освобождался от работы по другим причинам, независимо от того, сохранялась ли за ним зарплата или нет (исполнение государственных обязанностей, административный отпуск и т. п.).

Выбираем выплаты, участвующие в расчете

Это абсолютно те же суммы, что вы берете при расчете среднего заработка для отпуска. То есть это все выплаты работнику в расчетном периоде, которые предусмотрены системой оплаты трудап. 2 Постановления № 922; ст. 135, ст. 139 ТК РФ. Конечно, кроме:

  • выплат, приходящихся на исключаемые периоды (отпускные, больничные, средний заработок за время командировки, оплата простоя и т. п.)п. 5 Постановления № 922;
  • социальных выплат, а также прочих сумм, которые выплачиваются не за труд (оплата питания, обучения, матпомощь и т. д.)п. 3 Постановления № 922; Определение Московского областного суда от 18.06.2009 № 33-9095.

И не забудьте: если в расчетном периоде или уже после него в организации повышались тарифные ставки, оклады, то часть выплат (а может, и все) придется проиндексироватьп. 16 Постановления № 922.

Расчет среднего заработка для оплаты ученического отпуска

Помимо ежегодного основного отпуска, сотруднику может быть предоставлен ученический отпуск. Порядок и условия его предоставления установлены в ст. 173-176 ТК РФ. Отметим, что указанный отпуск предоставляется с сохранением среднего заработка. Рассчитаем размер оплаты ученического отпуска в различных ситуациях.

Пример 2

Медсестре на основании справки-вызова был предоставлен оплачиваемый ученический отпуск с 07.04.2014 по 05.06.2014 (60 календарных дней). Ее должностной оклад составляет 6 000 руб., расчетный период (с 01.04.2013 по 31.03.2014) был отработан полностью. Кроме того, в июне 2013 года ей была выплачена материальная помощь в размере 3 000 руб., а в январе 2014 года по итогам 2013 года — премия в размере 50% должностного оклада. Рассчитаем сумму отпускных.

Вначале напомним, что согласно п. 3 Положения N 922 при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. Это значит, что материальная помощь, выплаченная в июне 2013 года, не будет включаться в расчет среднего заработка.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (п. 9 Положения N 922).

Обратите внимание! Согласно п. 14 Положения N 922 при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения.

Таким образом, средний заработок работника за период ученического отпуска будет равен 12 798,60 руб. (213,31 руб. x 60 кал. дн.).

Пример 3

В медицинское учреждение с 01.04.2014 был принят работник, его должностной оклад — 18 000 руб. С 07.04.2014 по 20.04.2014 (14 календарных дней) ему был предоставлен ученический отпуск. Рассчитаем средний заработок, который работодатель должен выплатить ему за ученический отпуск.

Расчетный период в данном случае — с 01.04.2013 по 31.03.2014. Пунктом 7 Положения N 922 установлено, что если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, то средний заработок определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной работнику за фактически отработанные им дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

Итак, определим фактический заработок в месяце наступления события. Он составит 3 272,73 руб. (18 000 руб. / 22 раб. дн. х 4 раб. дн.), где 22 раб. дн. — количество рабочих дней в апреле по производственному календарю за 2014 год, 4 раб. дн. — количество отработанных рабочих дней при пятидневной рабочей неделе до предоставления работнику ученического отпуска.

Теперь определим количество календарных дней. Согласно п. 10 Положения N 922 оно составит 5,86 кал. дн. (29,3 / 30 х 6), где 30 — количество календарных дней в апреле, 6 — количество календарных дней в апреле, приходящихся на отработанное сотрудником время.

Пример 4

Воспользуемся условиями примера 3. Добавим, что этому сотруднику сразу был предоставлен ученический отпуск на 13 календарных дней (с 07.04.2014 по 19.04.2014). Рассчитаем средний заработок, который работодатель должен выплатить ему в этом случае за ученический отпуск.

Расчетным периодом будет период с 01.04.2013 по 31.03.2014. При этом согласно п. 8 Положения N 922 в случае, если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, до начала расчетного периода и наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, средний заработок определяется исходя из установленной тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Таким образом, средний дневной заработок сотрудника будет равен 614,33 руб. (18 000 руб. / 29,3 кал. дн.), а сумма отпускных составит 7 986,29 руб. (614,33 руб. х 13 кал. дн.).

Расчет среднего заработка за дни нахождения в командировке

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

Пример 5

Главный врач больницы был направлен в служебную командировку с 14.04.2014 по 18.04.2014 (на 5 дней). Расчетный период (с 01.04.2013 по 31.03.2014) был отработан им полностью и составил 247 рабочих дней, заработная плата за расчетный период — 648 000 руб. Рассчитаем сумму среднего заработка при оплате дней нахождения в командировке.

Расчет среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем сотрудника на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Пример 6

Сотрудница ГБУЗ НО «Женская консультация N 20 ГЦ ПЛАСИР» была направлена на курсы повышения квалификации с отрывом от работы на период с 07.04.2014 по 30.04.2014. Она работает в режиме пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье. Расчетный период в этом случае — с 01.04.2013 по 31.03.2014, за данный период ее заработок составил 312 000 руб., при этом количество отработанных дней в расчетном периоде равно 247. Рассчитаем размер среднего заработка за время нахождения сотрудницы на курсах повышения квалификации.

Средний дневной заработок сотрудницы составит 1 263,16 руб. (312 000 руб. / 247 раб. дн.). Что касается определения среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации, то он определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате (п. 9 Положения N 922). Таким образом, за период с 07.04.2014 по 30.04.2014 при пятидневной рабочей неделе будет 18 рабочих дней.

Средний заработок, который необходимо выплатить работнице, составит 22 736,88 руб. (1 263,16 руб. х 18 раб. дн.).

Пример 7

Медсестре установлен суммированный учет рабочего времени при пятидневной рабочей неделе. С 07.04.2014 по 30.04.2014 она находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы. Должностной оклад медсестры составляет 6 000 руб., расчетный период (с 01.04.2013 по 31.03.2014) был отработан полностью. Кроме того, ей выплачивалась доплата за работу в ночное время — 2 200 руб. в месяц, за сверхурочную работу в течение года — 5 400 руб. Рассчитаем размер среднего заработка за время нахождения работницы на курсах повышения квалификации.

В соответствии с п. 13 Положения N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. При этом средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 указанного положения, на количество часов, фактически отработанных в этом периоде.

В расчетном периоде (с 01.04.2013 по 31.03.2014), который был отработан полностью, медсестра отработала 1 800 часов.

Итак, ее средний часовой заработок составит 57,67 руб. (((6 000 руб. + 2 200 руб.) х 12 мес. + 5 400 руб.) / 1 800 ч).

Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате. Предположим, что за период с 07.04.2014 по 30.04.2014 сотрудница отработала бы по графику 18 рабочих дней — 130 часов. Таким образом, средний заработок за время нахождения ее на курсах повышения квалификации будет равен 7 497,1 руб. (57,67 руб. х 130 ч).

Пример 8

Сотрудница ГБУЗ НО «Женская консультация N 20 ГЦ ПЛАСИР» 01.04.2014 вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. С 07.04.2014 по 30.04.2014 она находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы. Данной сотруднице установлена пятидневная рабочая неделя, ее должностной оклад составляет 12 000 руб. Рассчитаем размер среднего заработка за время нахождения работницы на курсах повышения квалификации.

Согласно п. 6 Положения N 922, если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или период, превышающий расчетный, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 5 указанного положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной работнику за предшествующий период, равный расчетному.

Из условий примера следует, что расчетный период с 01.04.2013 по 31.03.2014 состоит из времени, исключаемого из данного периода согласно п. 5 Положения N 922. В этом случае в силу п. 6 Положения N 922 для расчета среднего заработка необходимо взять период, предшествующий данному, то есть период с 01.04.2012 по 31.03.2013. Если же заработка не было ни в расчетном периоде, ни до него (например, если женщина, поступив на работу, сразу ушла в отпуск по беременности и родам), применяется п. 7 Положения N 922.

В этом случае согласно п. 7 Положения N 922 средний заработок будет равен 545,45 руб. (12 000 руб. / 22 раб. дн.), где 22 раб. дн. — это количество рабочих дней по производственному календарю за апрель 2014 года.

Размер среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации на основании п. 9 Положения N 922 составит 9 818,10 руб. (545,45 руб. х 18 раб. дн.), где 18 раб. дн. — количество рабочих дней, приходящихся на период с 07.04.2014 по 30.04.2014.

Пример 9

Сотрудница с 07.04.2014 по 30.04.2014 находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от работы. С 01.03.2014 произошло повышение окладов, в связи с чем ее оклад стал равен 12 000 руб. (до этого он составлял 10 000 руб.). Рассчитаем размер среднего заработка за время нахождения сотрудницы на курсах повышения квалификации.

Расчетный период для исчисления среднего заработка — с 01.04.2013 по 31.03.2014. Согласно п. 16 Положения N 922, если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период, увеличиваются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.

Пример 10

Воспользуемся условиями примера 9. Предположим, что повышение окладов произошло с 01.04.2014. Рассчитаем размер среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации.

Согласно п. 16 Положения N 922, если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, увеличивается средний заработок, исчисленный за расчетный период. Средний дневной заработок за расчетный период будет равен 583 руб. ((10 000 руб. x 12 мес. / 247 раб. дн.) x 1,2). Сумма отпускных составит 10 494 руб. (583 руб. x 18 раб. дн.).

Пример 11

Воспользуемся условиями примера 9. Предположим, что повышение окладов произошло с 15.04.2014. Рассчитаем размер среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации.

В силу п. 16 Положения N 922, если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка увеличивается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

Средний дневной заработок увеличивается с даты повышения оклада, то есть необходимо сделать пересчет за период с 15.04.2014 по 30.04.2014 (за 12 рабочих дней). Сумма среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации составит 9 910,93 руб. (485,83 руб. x 6 раб. дн. + 485,83 руб. x 1,2 x 12 раб. дн.). Значит, работнику необходимо доплатить 1 165,99 руб. (9 910,93 — 8 744,94).

Пример 12

Воспользуемся условиями примера 9. Добавим, что работнику начислялись ежемесячные выплаты к должностному окладу в размере 10%. С 01.03.2014 оклад был увеличен до 12 000 руб., а также произошло увеличение ежемесячных выплат с 10 до 15%. Кроме того, были установлены дополнительные ежемесячные выплаты в размере 5% должностного оклада. Рассчитаем средний заработок за время нахождения на курсах повышения квалификации.

В пункте 16 Положения N 922 сказано, что в случае, если при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

Итак, фактический заработок сотрудника за расчетный период с учетом повышения должностного оклада и ежемесячных выплат и введения дополнительных ежемесячных выплат составит 171 700 руб. (11 000 руб. x 11 мес. x 1,3 + 14 400 руб. x 1 мес.). Средний дневной заработок будет равен 695,14 руб. (171 700 руб. / 247 раб. дн.).

Размер среднего заработка за время нахождения работника на курсах повышения квалификации — 12 512,52 руб. (695,14 руб. x 18 раб. дн.).

Пример 13

Воспользуемся условиями примера 9. Предположим, что с 01.03.2014 произошло повышение оклада на 10%. При этом заработная плата сотрудника состоит из ежемесячного оклада в размере 10 000 руб., доплаты за вредные условия труда — 10% оклада (1 000 руб.), надбавки за стаж — 3 000 руб. Рассчитаем размер среднего заработка сотрудника за время его нахождения на курсах повышения квалификации.

Пунктом 16 Положения N 922 предусмотрено, что при повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность). При этом в случае повышения среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Итак, с 01.03.2014 оклад работника составил 11 000 руб. Соответственно, необходимо проиндексировать доплату за вредные условия труда — 1 100 руб., а вот надбавка за стаж не индексируется, так как она установлена в абсолютном размере.

Сумма выплат, учитываемых после повышения, — 15 100 руб. ((11 000 + 1 100 + 3 000).

Таким образом, сумма всех выплат за расчетный период составит 181 200 руб. (166 100 + 15 100), средний дневной заработок — 733,60 руб. (181 200 руб. / 247 раб. дн.). Размер среднего заработка за время нахождения сотрудника на курсах повышения квалификации будет равен 13 204,80 руб. (733,60 руб. x 18 раб. дн.).

Практические примеры расчета среднего заработка медицинских работников

Оплата труда педагога во время очных курсов

Сохраняется ли зарплата педагога, если был на курсах повышения квалификации по приказу директора ОУ в другом городе. Были получены командировочные.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

В соответствии с абз 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ

При направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно абз. 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В какие сроки, за 3 дня до начала курсов или в сроки выдачи зараблотной платы

Облагаются НДС образовательные услуги, которые оказывают коммерческие образовательные учреждения или соответствующие специалисты (п. 1 ст. 143 НК РФ). Налог исчисляется по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В бухгалтерском учете заказчика образовательных услуг выделенная в расчетных документах сумма налога отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 76.

сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение,
Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Расходы на обучение. Согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса расходы на повышение квалификации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 21.04.2010 N 03-03-06/2/77). Если используется метод начисления, то к учету данные расходы принимают в момент представления акта об оказании образовательных услуг, а при кассовом методе — в день оплаты на основании соответствующих документов (платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам и т. п.) (пп. 3 п. 7 ст. 272 и п. 3 ст. 273 НК РФ).

Разработано на основании п. п. 1 — 3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных Приложением N 1 к Постановлению Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 и п. 28 Типового положения.

Расчет среднего заработка премии

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

ТК РФ, Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

ПОРЯДОК
ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ
И СТИПЕНДИИ, ВЫПЛАЧИВАЕМОЙ ГРАЖДАНАМ В ПЕРИОД
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Порядок исчисления среднего заработка для пособия по безработице определяется следующим документом:

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму. (ст. 140 ТК РФ)

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Комментарий к Ст. 196 ТК РФ

1. Несмотря на то что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель, условия и порядок ее проведения определяются коллективным или трудовым договором, соглашением.

2. Определяя формы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников, работодатель должен учесть мнение представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК РФ).

3. Обязанность проведения работодателем повышения квалификации работников может быть обусловлена предусмотренными в установленном порядке соответствующими требованиями к выполнению определенных видов деятельности (например, это касается педагогических работников; лиц, работающих на опасных производственных объектах, и др.).

4. В целях создания необходимых условий работникам для совмещения работы с обучением работодатель предоставляет им соответствующие гарантии, как предусмотренные законодательством (см. комментарий к ст. ст. 173 — 177 ТК РФ), так и установленные коллективно-договорным путем, локальными нормативными актами. Например, не привлекать таких работников к сверхурочным работам и не направлять их в длительные командировки, предоставлять возможность работать на условиях неполного рабочего времени, устанавливать более удобные графики работы, компенсировать затраты на приобретение учебно-методической литературы и т.д.

Второй комментарий к Статье 196 Трудового кодекса

1. Изменения ст. 196 в основном коснулись ее ч. 3 и последней.

Часть 3 данной статьи дополнена указанием на порядок, в котором работодателю следует определять формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и перечень необходимых профессий и специальностей. Эти вопросы работодатель вправе решать локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Тем самым восполнен имеющийся в прежней редакции ст. 196 пробел.

Необходимо иметь в виду, что ст. 372 ТК РФ предусматривает учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников.

В действующей редакции ст. 196 указывается на представительный орган работников, которым может быть не только упомянутый профсоюзный орган, но и иной избранный работниками орган (см. ст. 29 — 31). По сути, ст. 196 распространяет порядок, установленный ст. 372 для названного в ней профсоюзного органа и на другие представительные органы работников.

Следует иметь в виду, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя (или будущего работодателя), а также перечень необходимых профессий и специальностей, количество потребных работников по каждой из них и уровень их будущей квалификации определяются, как правило, в коллективных договорах. Следовательно, правило о необходимости учета мнения представительного органа работников при решении работодателем указанных вопросов применяется там, где коллективный договор не заключается.

В последней части ст. 196 уточнено упоминание о видах актов, которыми устанавливаются условия для совмещения работы с обучением, предоставляемые работникам гарантии.

2. Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам — руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.

Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них.

Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.

Практика показывает, что многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.

Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.

Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта.

3. Конвенция МОТ N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).

Эти политика и программы должным образом учитывают:

a) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;

b) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;

c) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями (п. 2 той же статьи).

Эти политика и программы осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица сознавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).

Эти политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам на основе равенства и без какой-либо дискриминации развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той же статьи).

В вышеуказанных целях каждый член МОТ разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее (ст. 2 той же Конвенции).

Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся и — когда необходимо в соответствии с национальным законодательством и практикой — с другими заинтересованными органами (ст. 5 той же Конвенции).

МОТ разработала и приняла рекомендации по вопросам профориентации, подготовки и переподготовки кадров, например Рекомендацию N 88 о профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов, и Рекомендацию N 136 о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития.

В 1978 г. принята и действует Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, на выполнение которой направлены меры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2003 г. N 371 (СЗ РФ. 2003. N 27. Ст. 2799).

4. Государство проявляет заботу о подготовке и переподготовке кадров для народного хозяйства страны.

Правительство РФ 13 сентября 1994 г. приняло Постановление «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2393; 1995. N 18. Ст. 1688). О государственном заказе на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих см. ст. 63 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215). О федеральном заказе на профессиональную подготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих см. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 277 (СЗ РФ. 2006. N 20. Ст. 2074).

Сроки обязательного прохождения стажировки, повышения квалификации предусмотрены для медицинских, педагогических и ряда других категорий работников.

Для рабочих определенных профессий предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ. Так, квалификационные элементы предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных с движением. Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (см. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396, с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6396; 2000. N 38. Ст. 3805; 2001. N 48. Ст. 4526). Порядок утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 13 (СЗ РФ. 2003. N 3. Ст. 229).

5. Правительством РФ утверждены Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики (см. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. // САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4456).

Приняты нормативные акты, касающиеся повышения квалификации и переподготовки отдельных категорий работников. Это, например:

Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 24 февраля 2002 г. N 88 «Об организации деятельности по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и профессиональной аттестации кадров» (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 32. С. 88);

Положение о системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 5 июля 2002 г. N 27/пс, с изменениями и дополнениями от 30 октября 2002 г. N 42/пс (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 49. С. 80);

Правила проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2169);

Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414, с дополнениями от 25 сентября 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2939, N 39. Ст. 3774);

Положение об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовке безработных граждан и незанятого населения, утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 13 января 2000 г. N 3/1, с изменениями от 8 декабря 2001 г. N 17/1 (Бюллетень нормативных актов. 2000. N 11; Бюллетень Минтруда РФ. 2001. N 3);

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 12 сентября 2002 г. N 93н (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 50. С. 84);

Положение о порядке подготовки и аттестации работников, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденное Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 апреля 2002 г. N 21 (Бюллетень нормативных актов. 2002. N 27);

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 13 января 2003 г. (РГ. 2003. 22 февр.).

Существенную роль играют Указ Президента РФ от 23 июля 1997 г. N 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации», с последующими изменениями (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3607; 1999. N 12. Ст. 1454; 2000. N 29. Ст. 3059; 2003. N 14. Ст. 1261), и Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. N 1164 о мерах по реализации этого Указа (СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4384). Правительство РФ утверждает государственные планы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, Положение о комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ утвержден на 2003/2004 — 2006/2007 гг. (СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1538).

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 1997 г. были утверждены также Положение о конкурсном отборе специалистов, направляемых на переподготовку и повышение квалификации в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ; Положение о конкурсном отборе российских образовательных учреждений для осуществления подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» утверждено Положение о межведомственной комиссии по формированию государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3565).

Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 44 утверждено Положение о порядке обеспечения работой специалистов, подготовленных в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 475).

Концепция действий на рынке труда на 2003 — 2005 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-Р, в числе приоритетных направлений таких действий указала на совершенствование законодательства, способствующего повышению конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям на рынке труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающего базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку (СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1920).

6. Потребность в кадрах для собственных нужд — работников определенных профессий, специальностей, необходимой квалификации — каждый работодатель определяет самостоятельно.

С этой целью он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение вторым профессиям непосредственно в организации.

Работодатель может воспользоваться и другой возможностью — готовить для себя кадры в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» и утвержденным этим Постановлением Положением (СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777) Минтрудом России утверждена форма типового контракта между студентом и работодателем, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (см. Постановление Минтруда РФ от 27 декабря 1995 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 5).

Условия и порядок взаимоотношений работодателей и работников, подготавливаемых для них в образовательных учреждениях, определяются коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

7. Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной службы (п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607).

8. Система профессионального обучения взрослых должна изучаться, разрабатываться и развиваться с учетом состояния и тенденций рынка занятости, мероприятий, проводимых с целью улучшения или увеличения производства, а также возможности обеспечения обучающихся соответствующей работой (подп. 1 п. 2 Рекомендации МОТ N 88).

Эта система должна изучаться, разрабатываться и развиваться в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, при этом могут быть заключены соответствующие соглашения с целью такого сотрудничества (см. подп. 2 того же пункта).

9. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (непосредственно работодателем или в образовательных учреждениях) работодатель определяет с учетом мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 196). Желательно, чтобы эти вопросы предварительно обсуждались представителями работодателя и представителями работников, а договоренности о формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и перечень необходимых профессий и специальностей, численность работников, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку и повышающих квалификацию, включались в коллективный договор. На практике эти вопросы, как правило, решаются в коллективных договорах, соглашениях либо в приложениях к ним.

10. Для выполнения определенных работ, видов деятельности требуется не только наличие у работника соответствующей специальности, профессии, квалификации, но и постоянное поддержание их на необходимом уровне, периодическое повышение профессиональных знаний.

Внедрение новой техники, технологий, компьютеризация трудовых процессов требуют повышения квалификации работников как условия выполнения определенных видов деятельности. В такой ситуации работодатель обязан проводить повышение квалификации работников. В ч. 4 ст. 196 говорится, что эта обязанность предусмотрена федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На практике уже сама потребность в инновациях, внедряемых в процесс труда, обязывает работодателя повышать качество трудового потенциала в первую очередь имеющихся кадров, а при их недостаточности готовить или привлекать новых работников требуемых профессий и специальностей. Обязанность работодателя повышать квалификацию работников, особенно если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности, предусматривается коллективными договорами. В этих случаях работодатель сам берет на себя соответствующую обязанность и закрепляет ее в коллективном договоре.

11. Часть 5 ст. 196 устанавливает гарантии для работников, проходящих профессиональную подготовку без отрыва от работы. Им работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

О гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с обучением, см. ст. 173 — 177 ТК РФ.

12. Подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации работников должны строиться с учетом профессиональных характеристик и требований, содержащихся в действующих квалификационных справочниках — ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих.

ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. ЕКС (Единый квалификационный справочник) должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 «О порядке утверждения ЕТКС работ и профессий рабочих и ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 766 // СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399; 2003. N 52 (ч. II). Ст. 5066).

ЕТКС и ЕКС неоднократно дополнялись и изменялись.

Порядок применения ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 54).

О квалификационных требованиях к должностям гражданской службы и должностном регламенте см. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 1994 г. N 367 с 1 января 1996 г. введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПД ТР). В него внесены изменения, утвержденные Госстандартом России 29 декабря 2003 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 132).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677, содержит стандарты специальностей по образованию (ОКСО), начальному профессиональному образованию (ОКНПО) (СЗ РФ. 2003. N 46. Ст. 4472).

Развитию системы сертификации персонала в Российской Федерации посвящено Постановление Минтруда РФ и Госстандарта России от 29 апреля 1997 г. N 21/9 (Бюллетень Минтруда РФ. 1997. N 6. С. 49).

Для ряда профессий утверждены профессиональные стандарты. Например, профессиональный стандарт профессии «Преподаватель профессионального обучения» утвержден Постановлением Минтруда РФ от 22 декабря 2003 г. N 87 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 1. С. 49); профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» — Постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 34 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 57); профессии «Менеджер по внутрипроизводственному обучению персонала» — Постановлением Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 36 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 4. С. 58).

Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. N 36 (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 387).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *