Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

.Правовые особенности управления государственной собственностью, сданной в аренду

В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

  • — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
  • — имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 125 ГК РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

К отношениям, связанным с арендой, применяются общие положения (гл. 34 ГК РФ), если специальные правила не устанавливают иное.

Аренда — гражданско-правовой договор, в силу которого арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное владение и пользование, а арендатор уплачивает за это арендную плату96.

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Виды договора аренды:

договор проката;

договор аренды транспортных средств;

договор аренды зданий и сооружений;

договор аренды предприятия;

договор финансовой аренды (лизинг).

Договор аренды регулируется в основном ГК РФ.

Предмет договора — любое индивидуально-определенное имущество, которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств.

Имущество — непотребляемая индивидуально-определенная вещь в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению вещи со всеми необходимыми принадлежностями и необходимыми документами.

При заключении договора: обязательное требование — подробное описание арендуемого имущества. Сторонами договора аренды являются арендодатель и арендатор. В роли сторон могут выступать все субъекты гражданских правоотношений: физические и юридические лица, а также государство (последнее выступает в арендных отношениях через свои органы). В качестве арендодателя выступают собственники имущества, а также лица, управомоченные законом или собственником. Субъект права хозяйственного ведения может выступать арендодателем движимого имущества без согласия собственника, недвижимого — только с согласия собственника. В качестве арендатора может быть любое лицо, однако в некоторых видах аренды субъектный состав может быть ограничен законом. Так, в договоре аренды предприятия и в договоре лизинга обе стороны должны быть предпринимателями (ст. 656 и 665 ГК РФ), а в договоре бытового проката предпринимателем должна быть лишь одна сторона — арендодатель (п. 1 ст. 626 ГК РФ).

Аренда имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет некоторые особенности, касающиеся, в частности, заключения договора аренды и установления арендных платежей.

В соответствии с подпунктом «г» п. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ. Отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, регулируются главой 34 ГК РФ117.

В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Рассмотрение вопросов о предоставлении государственного имущества в аренду осуществляется на основании заявления (заявки) от российских и иностранных юридических и физических лиц (в том числе совместных предприятий) и международных организаций с резолюцией предприятия (организации) — балансодержателя о возможности предоставления имущества в аренду для конкретного вида деятельности.

Вместе с заявкой на аренду (на заявке о продлении договора аренды обязательно наличие резолюции балансодержателя о возможности продления аренды) заявитель представляет в Комитет по управлению имуществом:

  • — учредительные документы (или нотариально заверенные копии этих документов) организации (юридического лица), получающей имущество в аренду, или свидетельство о регистрации для физических лиц — частных предпринимателей;
  • — баланс предприятия-арендатора, составленный на установленную дату перед оформлением договора;
  • — справку о текущей задолженности по плате за аренду и коммунальные услуги;

— справку об отсутствии или наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней на дату подачи заявки, заверенную налоговым органом98.

При рассмотрении заявок на аренду учитываются своевременность исполнения соискателями обязательных налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также своевременность внесения предыдущей арендной платы.

Если здания и сооружения относятся к государственной собственности субъекта РФ, то действует порядок передачи этих объектов недвижимости в аренду, установленный ГК: субъекты РФ уполномочивают соответствующие структуры по управлению собственностью давать согласие на передачу в аренду либо выступать в качестве арендодателя. Минимущество России осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы контроль за управлением, использованием по назначению и сохранностью этих объектов федерального имущества, переданных в аренду, и при выявлении нарушений принимает законные меры для их устранения.

Порядок заключения и исполнения договора аренды недвижимого имущества регулируется гл. 34 «Аренда» ГК РФ. Договор аренды здания или сооружения должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора аренды влечет его недействительность (ст. 651 ГК РФ).

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 650 ГК РФ). Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (ст. 655 ГК РФ). Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ), поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

В системе гражданских правоотношений важное место занимают арендные отношения, связанные с передачей одним субъектом гражданских правоотношений принадлежащего ему имущества во временное владение и пользование или во временное пользование за определенную плату. Одним из основных признаков договора аренды является его срочный характер, т.е. имущество передается на определенный срок.

Таким образом, исходя из смысла договора аренды предполагается возврат арендованного имущества арендодателю. Однако из данного правила есть исключения. Согласно ст. 624 ГК РФ законом или договором аренды может быть предусмотрена возможность выкупа арендатором арендованного им имущества. Законодатель допускает возможность заключения договоров аренды, которые предусматривают по истечении определенного срока аренды переход права собственности на арендованное имущество от арендодателя к арендатору. Указанной статьей не ограничен круг субъектов, которые вправе включить в условия заключаемого ими договора аренды право арендатора на выкуп арендуемого имущества.

В силу ст. 1, 124 ГК РФ можно предположить, что любой участник гражданских правоотношений, обладающий право— и дееспособностью, имеет возможность заключить подобный договор. Казенные предприятия имеют право заключать договоры аренды в отношении любого имущества только с согласия собственника (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Бюджетные учреждения в договорах аренды являются только балансодержателями, так как сдаваемое в аренду имущество числится у них на балансе. Поэтому вместо них договоры аренды заключает Минимущество России и его территориальные органы. Однако в соответствии со ст. 39 Закона «Об образовании» образовательные и научные учреждения имеют право самостоятельно сдавать закрепленное за ними движимое и недвижимое имущество.

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Главный распорядитель бюджетных средств передает казенному учреждению недвижимое имущество из казны. На недвижимое имущество начислялась амортизация (до того, как оно стало учитываться в имуществе казны). Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приему-передаче недвижимого имущества, право оперативного управления на которое подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ? Какими документами необходимо оформить факт приема-передачи (акт приема-передачи недвижимого имущества на основании приказа департамента имущественных отношений подписан 8 августа 2016 года, а дата регистрации права оперативного управления — 16 августа 2016 года)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления. До получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на переданный объект недвижимости, он должен учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Основанием для отражения недвижимого объекта в забалансовом учете будет являться акт приема-передачи.

Увеличение на забалансовом счете 01 следует отразить датой, указанной в акте приема-передачи — 8 августа.

Выбытие недвижимого объекта с забалансового учета с одновременной его постановкой «на баланс» следует отразить 16 августа на основании акта приемки-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с приложением к нему выписки из Единого государственного реестра прав.

Обоснование вывода:

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). В отношении недвижимого имущества установлен иной момент возникновения права оперативного управления — с момента государственной регистрации права (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Закон N 122-ФЗ).

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ).

В соответствии с п.п. 34, 36, 92 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов (актов по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации) с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено.

Отметим, что учреждение госсектора на основании решения уполномоченного органа может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления. С учетом того, что само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т.п.), на момент приемки объекта недвижимости желательно урегулировать условия, на которых учреждение принимает имущество до момента оформления правоустанавливающих документов.

В соответствии с п.п. 3, 332 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах.

Соответственно, объекты недвижимости, переданные учреждению до момента государственной регистрации права оперативного управления, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите также письма Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190, от 14.10.2015 N 02-07-10/58921).

Таким образом, переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету (на счет 101 10 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения») после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления (датой государственной регистрации — 16 августа). До момента получения правоустанавливающих документов переданный объект недвижимости должен учитываться за балансом на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). В свою очередь, выбытие объекта с забалансового учета при принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

В рассматриваемой ситуации казенное учреждение будет являться балансодержателем с момента государственной регистрации права оперативного управления (с 16 августа).

До получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на переданный объект недвижимости, он должен учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Основанием для отражения недвижимого объекта в забалансовом учете будет являться акт приема-передачи. Увеличение на забалансовом счете 01 должно быть отражено датой, указанной в акте приема-передачи, — 8 августа. Выбытие недвижимого объекта с забалансового учета с одновременной постановкой «на баланс» следует отразить 16 августа — датой, когда балансодержатель (с данного момента казенное учреждение) имеет право принять объект недвижимости к балансовому учету на основании акта приемки-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с приложением к нему выписки из Единого государственного реестра прав.

В бюджетном учете при этом в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, оформляются следующие бухгалтерские записи:

1. Увеличение по забалансовому счету 01

— отражено принятие недвижимого имущества к забалансовому учету на время оформления правоустанавливающих документов, на основании акта о приеме-передаче;

2. Уменьшение по забалансовому счету 01

— отражено выбытие объекта недвижимости с забалансового учета после окончания процедуры государственной регистрации права оперативного управления для дальнейшего его принятия к балансовому учету в качестве инвентарного объекта на основании акта приема-передачи, оформляемого в казенном учреждении;

3. Дебет КРБ 1 101 1Х* 310 Кредит КРБ 1 304 04 310

— объект недвижимости принят к учету в качестве инвентарного объекта на основании акта приема-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с обязательным приложением выписки из Единого государственного реестра прав, датой регистрации права оперативного управления;

4. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 104 1Х 410

— одновременно отражена сумма ранее начисленной амортизации.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет госучреждением полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него;

— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»;

— Энциклопедия решений. Поступление основных средств в госучреждение.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

26 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Если в разряде 23 номера счета бюджетного учета здесь и далее указано «Х», то при формировании записей должен применяться код вида синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Порядок регистрации прав

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление. Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Документы, требуемые для регистрации

Порядок регистрации права на управление объектами недвижимости. Фото № 3

Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.

Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию. При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

Процедура передачи имущества

Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *