Прокурорский надзор

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”

Значительные изменения, внесенные в последнее время в положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел, требуют от органов прокуратуры формирования единого подхода к исполнению норм действующего уголовно-процессуального законодательства и усиления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В целях обеспечения надлежащего исполнения требований законодательства, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, иных территориальных прокуроров и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур:

1.1. При реализации полномочий, предусмотренных п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в строгом соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ.

1.2. Незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия.

Иметь в виду, что прием сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может быть осуществлен органом дознания дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

В случае очевидности подследственности незамедлительно передавать сообщение для дальнейшей процессуальной проверки в соответствующий орган предварительного расследования или должностному лицу, уполномоченному на основании ст. 151 УПК РФ производить дознание или предварительное следствие (за исключением случаев, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).

Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.

Учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения, зарегистрированного в установленном порядке правоохранительным органом в книге регистрации сообщений о преступлении, решение о его передаче должно иметь процессуальную форму постановления.

1.3. В ходе надзора за законностью возбуждения уголовных дел в каждом случае проверять соблюдение положений ст. 151 УПК РФ. Особое внимание уделять возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных ч. 5 ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности.

1.4. Исключить из практики факты необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ органам предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания.

Исходить из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ», из которого следует, что прокурор не вправе произвольно определять подследственность уголовного дела, а обязан руководствоваться ст. 150 и 151 УПК РФ, относящими к формам предварительного расследования как следствие, так и дознание, а также предусматривающими конкретные составы преступлений, расследование уголовных дел о которых осуществляется в форме дознания.

1.5. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ реализовывать полномочия по передаче материалов проверки сообщения о преступлении и уголовных дел из органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации при наличии данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи.

1.6. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением положений ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», касающихся изменения подследственности преступлений.

Учесть, что вынесение после 01.01.2012 процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, подследственность которых изменена положениями п. 9 ст. 20 указанного Федерального закона, следственными органами, к компетенции которых производство по уголовным делам о преступлениях данной категории не отнесено, с учетом положений ст. 4 УПК РФ является незаконным.

2. Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора, исходя из особенностей деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках воинских формированиях и органах с учетом изменения уголовно-процессуального законодательства и в соответствии с положениями настоящего приказа определить своим организационно-распорядительным документом порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением норм уголовно-процессуального законодательства о подследственности командирами воинских частей и соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, а также органами предварительного расследования, поднадзорными военным прокурорам.

3. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российски Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур усилить контроль за исполнением требований ст. 151 УПК РФ. Принимать оперативные меры к устранению выявленных нарушений закона случаев необоснованной передачи подчиненными прокурорами органа предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, в отнесенных законом к его подследственности.

4. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел признать утратившим силу.

5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и прокурорам приравненных к ним специализированных прокуратур, а также довести его до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих предварительное расследование, Следственного комитета Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”

Текст указания официально опубликован не был

Обзор документа

В связи с корректировкой УПК РФ в части подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел даны поручения заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений данного органа, территориальным прокурорам и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур.

Материалы проверки сообщения о преступлении следует передавать от одного органа предварительного расследования другому в строгом соответствии с установленными правилами.

На факты нарушения органами дознания и предварительного следствия норм о подследственности, установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, необходимо реагировать незамедлительно.

Следует иметь в виду, что сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении могут приниматься органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.

В случае очевидности подследственности сообщение для дальнейшей процессуальной проверки необходимо передавать незамедлительно.

Следует учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного правоохранительным органом в соответствующей книге, решение о его передаче должно иметь форму постановления.

Одноименное указание от 29.01.2008 признано утратившим силу.

В судебном процессе принимают участие разные, по сути, объекты. Обвиняемый и пострадавший – это, как правило, граждане или предприятия (юрлица). Они представляют только себя. А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.

Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства. Кроме того, они параллельно занимаются контролем работы полиции в рамках выполнения надзорной функции. Участие прокурора в конкретном уголовном процессе организовано в определенных целях. К таковым в первую очередь относится необходимость всеобъемлющего рассмотрения ситуации. Фактически он исполняет роль координатора процесса достижения правосудия.

Функции прокуратуры

Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  • контролирование процедуры возбуждения преследования;
  • поддержка обвинения во время судебного заседания;
  • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
  • контроль действий иных субъектов производства.

Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

  1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
  2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
  3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
  4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

Важно: прокурор в уголовном процессе должен в первую очередь преследовать цели законности.

В число опекаемых им граждан включается и обвиняемый. Недопустимо нарушение конституционных привилегий последнего в ходе процесса, о чем заботится в том числе прокурор.

На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

  • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
  • организация правовой защиты;
  • обвинение по конкретному делу.

С практической стороны участие прокурора как представителя государства в рассмотрении судами уголовных дел состоит в предъявлении обвинения. Но говорить так, значит, сильно упрощать процедуру. В любом действии сотрудника данного органа правопорядка присутствует более глубокая задача. Она состоит в защите государственных устоев от преступных поползновений.

Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

  • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
  • прав каждого гражданина;
  • главенства закона.

Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя. Функции прокурора – защитника государственной системы – в уголовном процессе таковы:

  1. Контролировать правильность применения действующего законодательства. Суть мероприятия состоит в выявлении случаев извращения смысла норм кодексов, пресечения таковых.
  2. Обеспечивать раскрытие противоправных деяний (статья 21 УПК). Смысл данной функции состоит в организации эффективной деятельности правоохранительной системы по выявлению преступлений. Конечная задача сводится к полному избавлению общества от преступности.
  3. Осуществлять уголовное преследование, предусмотренное процессуальными нормами (статьи 21 и 37 УПК). Обеспечение соблюдения конституционных прав каждого гражданина предполагает наказание людей, не соблюдающих закон. Прокурор обязан стремиться к доведению каждого дела до логического завершения, а именно справедливого решения суда.
  4. Обеспечивать правовую защиту граждан. С этой целью осуществляется надзор за действиями процессуальных субъектов. Неправомерные решения в отношении лиц, причастных к делу, немедленно пресекаются.
  5. Координировать и направлять деятельность правоохранителей для выявления и пресечения случаев преступления действующих правовых норм. Сотрудники дознавательной и следственной системы, иных структур обязаны выполнять предписания прокурора.

В целом, участие прокурора как представителя госсистемы в уголовном процессе многопланово. Этот субъект процедуры направляет и координирует действия иных структур с тем, чтобы защитить общество от разрушения. Ведь каждое противоправное проявление нарушает сложившиеся устои. Прокурор должен в конкретном преступлении увидеть не только пострадавшего и виновного, но и общественную опасность ситуации в целом.

Координационная функция прокуратуры состоит в обеспечении стабильного и полного взаимодействия структур, участвующих в раскрытии определенного дела. Направляющая – в руководстве отдельным подразделением, к примеру, дознанием. Это две разные функции, выполняемые одновременно. Причем осуществление таковых полномочий происходит на основании статей УПК и только в указанных рамках. Прокурор не имеет права выходить за таковые.

Современную прокуратуру не стоит рассматривать лишь как карательный государственный орган. В ее функции входит также и правовая защита граждан и немалую часть прокурорской деятельности составляет работа с заявлениями обратившихся в прокуратуру граждан.

Следует отметить, что хотя компетенция прокуратуры нигде четко не определена, это не означает, что она распространяется на все, что регулируется законом. Далеко не все жалобы могут быть приняты прокуратурой в работу, в некоторых случаях она даже не может принимать каких-либо действий, так как это будет вмешательством в компетенцию других органов. Например, считается, что в прокуратуру можно заявить о преступлении, поскольку она является, прежде всего, органом уголовного преследования. Заявить, конечно, можно, но следует знать, что на сегодняшний день прокуратура не расследует сама уголовные дела, и поэтому заявление будет перенаправлено в другой компетентный в этих делах орган.

В каких же случаях можно обращаться в прокуратуру? Прежде всего, можно обратиться с жалобой на действия различных органов власти и их сотрудников в случаях нарушения каких-либо прав граждан. Это могут быть органы следствия, судебные приставы, органы местной администрации и другие органы власти и организации, обладающие властными функциями. Жалобы на решения судов прокуратурой не рассматриваются, их следует подавать в вышестоящий суд.

Можно также пожаловаться в прокуратуру на действия организаций социальной сферы по поводу нарушения трудового права, жилищного права граждан, проживающих в муниципальном жилье, нарушения прав на получение выплат из бюджета (пенсий, различных пособий, льгот, субсидий), многих других прав социального характера. Некоторые обращения могут быть перенаправлены прокуратурой в другие контролирующие органы, например, вопросы, связанные с трудовым правом — в госинспекцию по труду.

Определенные вопросы решаются только в судебном порядке, либо в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, другими компетентными органами. К таким вопросам, прежде всего, относятся имущественные отношения, в которых участники равноправны, например, покупатель и продавец, спорные вопросы между наследниками, нанимателем и наймодателем жилья, кредитной организацией и заемщиком и т.п.

В исключительных случаях прокуратура может принимать определенные меры по защите имущественных прав граждан. В основном это происходит по таким уважительным причинам как состояние здоровья гражданина (серьезное заболевание или инвалидность), преклонный возраст, несовершеннолетие и т.п.

Действия прокурора в работе с обращениями граждан могут заключаться в обращении в суд, направлении протестов и представлений с указанием нарушений и предложениями по их устранению. Однако не всегда протесты и представления эффективны, поскольку у прокуратуры отсутствует механизм принудительного исполнения содержащихся в них требований. К тому же весь процесс, начиная от рассмотрения жалобы и заканчивая ответом на представление, обычно занимает по времени несколько месяцев. Кроме этого заявление гражданина в прокуратуру может быть возвращено ему для предоставления недостающих сведений. А за этот период может истечь срок исковой давности или срок для обращения в суд. Тем более суды не относят обращение граждан в прокуратуру к уважительным причинам пропуска этих сроков.

Следует обратить внимание и на то, что из-за увеличивающегося с каждым годом количества обращений граждан, сотрудники прокуратуры просто физически не имеют возможности для качественного и скрупулезного проведения проверок по всем поступающим к ним обращениям.

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Деятельность органов прокуратуры в порядке арбитражного судопроизводства способствует укреплению законности в сфере экономической деятельности, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Обращения о вступлении прокуроров в дела, рассматриваемые арбитражными судами различных инстанций, неединичны.

В них ставятся вопросы как о вступлении прокурора в споры, инициированные субъектами предпринимательства, так и о подаче органами прокуратуры заявлений в интересах конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Прокуратура какие дела рассматривает

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Но при этом необходимо иметь ввиду следующее.

Во-первых, направляемое обращение должно содержать конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан. Во-вторых, обращения должны соответствовать компетенции того органа, куда оно направляется. В третьих, необходимо учитывать, что органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, т.е физическими лицами.

Участие в досудебном производстве

На первичной стадии процесса прокуратура осуществляет действия по организации работы правоохранительной системы по выявлению преступления и обеспечению стороны обвинения доказательной базой. Здесь задействованы контролирующая и направляющая функции в полном объеме. Работой на данной стадии занимаются, как правило, прокуроры районного и городского уровней, их заместители, реже – руководители вышестоящих структур.

В рамках исполнения Конституции государство обязано обеспечить обществу в целом и каждому его члену законность. Отвечает за это прокурор. А именно его функции и полномочия в различных стадиях уголовного процесса направлены на выявление не только нарушений норм законодательства, но и неправильных толкований последних.

Таковое должностное лицо на досудебной стадии уполномочено контролировать действия полиции в момент приема сообщения о преступлении (работа с заявителем и регистрация), рассмотрения последнего. В этой ситуации прокуратура выполняет функции надзора и защиты правопорядка.

Прокурор не вправе возбудить уголовное дело. Эта функция отнесена в компетенцию следствия. Прокуратурой материалы передаются для работы в органы дознания или иные по подведомственности. Участие прокурора района или города в рассмотрении уголовных дел не ограничивается только контролем. В его обязанности входит решение спорных, с точки зрения законодательства, вопросов.

Так, прокурор имеет право непосредственно влиять на ход следствия. А это подразумевает обязанность правоохранителей передавать ему всю информацию по делу. Участие прокурора района/города в рассмотрении уголовных дел описано в статье 37 УПК. В тексте приведены следующие полномочия:

  • контроль процедурных моментов;
  • заявление требований об устранении нарушений норм федерального законодательства, допущенных в ходе следствия;
  • формирование письменных указаний о необходимых мероприятиях и направление таковых в полицию;
  • рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения и дача согласия.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела. Однако принимает от граждан информацию о преступлениях, выявляет случаи нарушения закона в ходе проверок и иных мероприятий. Полученные сведения работники госоргана анализируют на предмет наличия криминальной составляющей. Если таковая обнаружена, то материалы отправляют по подведомственности.

То есть прокуратура может дать указание любому органу, входящему в правоохранительную систему страны, в том числе ФСБ, Следственному комитету, Росгвардии.

Возбуждение уголовного дела осуществляется сотрудниками той структуры, в которую переданы материалы. На следующих этапах прокурором проводится координационная работа. Сотрудник госоргана направляет расследование, утверждает решения следователей, привлекает иные структуры к дознанию в случае необходимости.

Прокурор в уголовном процессе принимает обоснованные решения по поводу участия сотрудников правоохранительных органов в расследовании. Его компетенция позволяет:

  • отстранить от работы человека, допустившего нарушение законодательства;
  • привлечь специалиста узкого профиля при необходимости;
  • принять самоотвод дознавателя.

Таким образом, обязанности прокурора затрагивают все области ведения расследования. Он отслеживает сам процесс и участие в нем каждого должностного лица. Направляет разбирательство и контролирует таковое. А это требует:

  • высочайшей компетенции в области права;
  • понимания принципов и методов криминалистики;
  • умения правильно толковать правовые нормы.

Расследование преступлений органами прокуратуры

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия в форме дознания. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит в течение 10 суток неотложные следственные действия.

По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания возбуждает дело и проводит расследование в полном объеме. Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключением преступлений, исчерпывающе перечисленных в уголовно-процессуальном законодательстве (в ст. 150 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Организационное разделение следователей и разграничение их компетенции объясняется историческими условиями формирования следственного аппарата в стране.

В 1860 г. предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано органам юстиции, были учреждены судебные следователи, которые и стали осуществлять предварительное следствие.

После 1917 г. предварительным расследованием занимались следственные комиссии Военно-революционных комитетов. Характерной особенностью деятельности следственных комиссий было коллегиальное проведение расследования.

В 1920 г. учрежден институт единоличных следователей: при совете народных судей (города, уезда, губернии) состояли народные следователи; при отделах юстиции губернских исполкомов — особые следователи по важнейшим делам; при народном комиссариате юстиции — следователи по важнейшим делам.

В 1928 г. следственный аппарат был передан в полное подчинение прокуратуры. В 1929 г. военные следователи были переданы в состав военных прокуратур.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от июля г. право производства предварительного следствия предоставлено следователям органов государственной безопасности (ныне — органы Федеральной службы безопасности РФ), а Указом от 6 апреля 1963 г. — следователям органов охраны общественного порядка (ныне органов внутренних дел).

Несмотря на организационное разделение следователей, их деятельность едина и специфична по своей юридической природе, задачам, принципам и содержанию.

Следователи прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Предварительное расследование могут проводить прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Законом о прокуратуре определена структура следственного аппарата прокуратуры.

В соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ и других органов при расследовании сложных уголовных дел о преступной деятельности межрегиональных организационных групп; большого объема следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным уголовным делам; реализации в рамках конкретного уголовного дела оперативных материалов разных правоохранительных органов либо в случаях отнесения преступления к альтернативной подследственности создаются совместные следственно-оперативные группы (бригады) этих органов.

В целях раскрытия убийств созданы и действуют на постоянной основе следственно-оперативные группы, в которые входят следователи органов прокуратуры и работники оперативных подразделений органов внутренних дел.

В отдельных случаях, исходя из сложности дела и объема следственных действий по нему, следственные группы создаются лишь из числа следователей органов прокуратуры.

Следователи органов прокуратуры в административном отношении подчинены прокурорам. Однако это не означает ущемления их процессуальных функций, к которым относятся:

  • принятие, проверка сообщений о преступлениях, принятие решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях;
  • исследование обстоятельств дела;
  • обвинение в совершении преступления;
  • ограждение граждан от необоснованного обвинения в совершении преступления;
  • обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества;
  • пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления;
  • розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно;

разрешение уголовных дел.

Деятельность следователя осуществляется в трех стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Следователь — самостоятельный субъект уголовно- процессуальной деятельности, несущий определенные обязанности и обладающий определенными правами, которые определены законом. Следователю прокуратуры никто, кроме прокурора, вправе давать указания по уголовному делу. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и судебного решения, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

В процессе расследования взаимоотношения следователя с прокурором носят не административный, а процессуальный характер. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и об объеме обвинения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе и даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранения его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Прокурорский надзор за следствием не только не лишает следователя самостоятельности и не умаляет его авторитета, а напротив, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

При производстве предварительного следствия следователь вступает в правоотношения с органами дознания, на которые возложено принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.

Следователь по расследуемым им делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством может давать органам дознания в письменном виде обязательные для них поручения: о проведении оперативно-розыскных мероприятий; о проведении розыскных действий; об исполнении постановлений о задержании, о приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Взаимодействие следователей с работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не означает слияние процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, присущими им способами, методами и средствами.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором

Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя подаются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за возбуждением уголовного дела и производством предварительного расследования. Жалоба может быть подана прокурору на личном приеме или путем передачи ее в канцелярию прокуратуры либо через должностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалуются.

Когда обращаться в прокуратуру

Поводом для обращения в может стать любое нарушение закона, независимо от того, кто его нарушил. Не вовремя выплачивают зарплату, вас обманула страховая компания, милиция не принимает от вас заявление и отказывает в возбуждении дела, — смело обращайтесь в прокуратуру.

Итак, ваши права нарушены и вы намерены написать заявление с жалобой в прокуратуру. Стандартного обращения в не существует.

В какой срок органы прокуратуры рассматривают жалобы на отказ в возбуждении уголовных дел?

Срок рассмотрения таких жалоб установлен ч.

1 ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и составляет3 суток со дня их получения.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток. Необходимо учитывать, что поступающие в органы прокуратуры жалобы, в том числе и через интернет-приемную, подлежат регистрации в течение 3 дней с момента поступления, что увеличивает срок их рассмотрения по существу.

Прокурор в гражданском деле

По некоторым категориям исков прокурор в гражданском деле участвует обязательно.

Он не осуществляет надзор за деятельностью судей, но в силу занимаемой должности исполняет функции надзора по соблюдению законов от имени Российской Федерации. И именно с целью обеспечения надзорной функции по защите прав государства, общества и человека законом прокурору отводится место участника судебного процесса. Занимающего особый, отдельный от третьих лиц и прочих участников дела, статус.

Заинтересованность прокурора предполагается не личной, как у других участников, а государственно-правовой. Вследствие этого он не вправе осуществлять определенные действия, совершаемые сторонами процесса. Более детально функции прокурора в гражданском процессе изложены ниже. Обязательность участия в том или ином деле дополнительно указана в соответствующих исках или заявлениях (к примеру, о выселении, о возмещении вреда здоровью и т.п.)

Когда прокурор в гражданском деле инициирует процесс

Прокурор может участвовать в различных гражданских процессах: согласно Закону РФ «О прокуратуре» участие такого должностного лица допускается при необходимости защиты гражданских прав, а также государственных интересов.

Многие граждане полагают, что достаточно обратиться с жалобой в прокуратуру, а уж прокурор сам займется обращением в суд. И удивляются, когда прокуратура принимает действия по применению досудебного порядка урегулирования спора, запрашивая дополнительную информацию, давая письменные разъяснения по поводу сложившейся ситуации.

Подать иск прокурор может в следующих случаях:

  • в защиту прав неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  • в защиту прав и интересов гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
  • независимо от состояния гражданина в случае обращения такого гражданина к прокурору по вопросу защиты социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Заявляя иск в чьих-либо интересах, прокурор выступает истцом всего лишь в процессуальном смысле, вследствие чего исключается заявление встречного иска к нему, а также невозможно мировое соглашение. По производству о восстановлении на рабочем месте сотрудника прокуратуры прокуратура будет являться ответчиком.

Участие прокурора в гражданском деле

Прокурор в гражданском деле в рамках своих полномочий надзор за соблюдением законности, дает письменные заключения касательно исковых требований, возражений на иск и иных доказательствах по гражданскому делу. Именно в таком качестве прокурор занимает особый статус. И участие его обязательно по искам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о лишении родительских прав и т.п.:

  • восстановление избирательных прав граждан РФ и обеспечение их права на участие в референдуме;
  • признание нормативных и правовых актов не соответствующими федеральному законодательству;
  • признание недееспособным;
  • признание безвестно отсутствующим;
  • лишение (ограничение) права ребенка, достигшего 14 — 18 — летнего возраста, самостоятельного распоряжения своими доходами;
  • признание несовершеннолетнего дееспособным (эмансипации);
  • принудительная госпитализация гражданина;
  • отмена усыновления ребенка;
  • восстановление родительских прав.

Прокурор должен получить судебное извещение о дате и времени рассмотрения дела, но его неявка не станет препятствием к рассмотрению дела. Так говорит ГПК. По факту, без письменного заключения по материалам иска суд решение не выносит. Такое заключение включает:

  • анализ доказательств по гражданскому делу и их правовую оценку; юридическую характеристику обстоятельств дела;
  • мотивированные ссылки на норму закона. В затруднительных ситуациях сделанное прокурором заключение помогает суду принять законное решение.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *