Режим труда и отдыха работников

21 мая 2020 3634 6

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:

  • По какому графику может работать водитель.
  • Учет рабочег времени водителя: сколько часов в день он может работать.
  • Что входит в рабочее время водителя.
  • Какие виды отдыха водителя существуют.
  • Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси.
  • Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя.
  • Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
  • Как оплатить штраф за нарушение РТО.

По какому графику может работать водитель

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:

  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.

Учет рабочего времени водителя

Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.

  1. Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.
  2. Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.

При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.

В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:

  • пассажирских перевозках в городе или пригороде,
  • перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.

Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.

Что входит в рабочее время водителя

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
  • Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
  • Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.

Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%. Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них. Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.

Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:

Вид деятельности Фактическое время Рабочее время
Охрана груза и автомобиля 2 часа 36 минут (минимум 30%)
Второй водитель был на рабочем месте, но не за рулем 4 часа 2 часа (минимум 50%)
Предрейсовый медосмотр 15 минут 15 минут
Управление транспортным средством 4 часа 4 часа
Отдых от управления автомобилем 20 минут 20 минут

Какие виды отдыха водителя существуют

Вид отдыха Продолжительность
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня От 30 минут до 2 часов.
Ежедневный (междусменный) отдых Минимум в 2 раза дольше рабочей смены. В исключительных случаях — минимум 9 часов.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) Минимум 42 часа непрерывно.
Ежегодный отпуск Минимум 28 календарных дней.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Перерывы для отдыха и питания

На перерыв может быть отведено от 30 минут до 2 часов. Если рабочий день (смена) длится больше 8 часов, то перерыва может быть два, но их суммарная продолжительность также не должна быть меньше получаса или превышать 2 часа.

Ежедневный (междусменный) отдых

Продолжительность такого отдыха, если сложить его с перерывом на отдых и питание, должна быть минимум в 2 раза больше предшествующего ему рабочего дня (смены). Например, после 8-часовой рабочей смены водитель должен отдохнуть не меньше 16 часов, прежде чем заступать на следующую.

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых не должен быть короче 12 часов. На регулярных городских и пригородных перевозках он может быть сокращен до 9 часов. Но сразу после смены, которая шла за таким укороченным ежедневным отдыхом, водитель по письменному заявлению вправе отдохнуть не менее 48 часов. На международных перевозках водитель может отдохнуть в пунктах промежуточных остановок не менее 11 часов. Подробнее читайте в пункте 25 Приказа Минтранса №15.

В любом случае, ежедневный отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

При пятидневке — выходных два, при шестидневке — один. Общая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя не должна быть менее 42 часов. Об этом говорится в пункте 26 Приказа Минтранса №15.

При суммированном учете рабочего времени выходные каждый раз могут устанавливаться на разные дни недели согласно графикам сменности. При этом выходных в текущем месяце должно быть не меньше, чем полных недель этого же месяца.

Водители могут привлекаться на работу в нерабочие праздничные дни, если специфика их труда связана с:

  • деятельностью, приостановка которой невозможна по производственно-техническим условиям;
  • обслуживанием населения;
  • ремонтными и погрузочно-разгрузочными работами.

Другие случаи и условия привлечения сотрудников к работе в выходные и праздничные дни описаны в статье 113 Трудового кодекса РФ.

Ежегодный отпуск

Водителям, как и работникам других специальностей в России, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней.

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск на срок не менее 3 дней. Конкретная его продолжительность определяется нормативными документами организации, ПВТР или коллективным договором.

За вредные или опасные условия труда также полагается дополнительный отпуск минимум на 7 дней. Опасной или вредной работа признается по результатам специальной проверки. В любом случае, это должно быть указано в трудовом договоре.

Подробнее об условиях и сроках отпусков — в Главе 19 ТК РФ.

Штрафы для юридических лиц

Регулирующее законодательство

Правовым документом, на который можно ссылаться, является Трудовой кодекс Российской Федерации. Главы по рассматриваемой теме занимают существенный объем.

Глава 16 описывает основы рабочего времени и принципы составления графиков. Статьи в этой главе содержат информацию о нормах, а также о вариантах учета.

Раздел 5, глава 18 рассматривает основные моменты обязательных перерывов трудящихся, а именно:

  • перерывы на обед;
  • перерывы для обогрева и отдыха;
  • рекомендуемое время для организации отдыха в течение недели;
  • выходные и праздничные дни.

Тема отпусков занимает значительную часть и подробно описывается в главе 19.

График работы автоводителей рассматривается отдельно. Нормы определяются по приказу Минтранса, однако они не противоречат Трудовому Кодексу РФ.

Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси

Режим труда и отдыха водителя такси

Он мало чем отличается от описанных выше условий. В учет рабочего времени таксиста входят:

  • медосмотры до и после рейса;
  • время на прием автомобиля и его сдачу после смены;
  • непосредственно управление автомобилем;
  • простой в ожидании заказов;
  • устранение поломок и неисправностей в пути вроде долива омывателя, замены колеса и других, если они не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • перерывы на отдых от управления автомобилем;
  • мойка автомобиля, если требуется.

Водителям такси нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.

Нерабочее время таксиста — это:

  • Перерыв на прием пищи и отдых. Обычно он ставится в середине смены и должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  • Ежедневный (междусменный) отдых. По продолжительности он должен хотя бы в два раза превышать рабочую смену.
  • Выходные дни. При пятидневной рабочей неделе их должно быть 2, при шестидневной — один. Конкретные дни недели, которые являются выходными для таксиста, могут варьироваться.

В остальном виды отдыха для водителя такси совпадают с описанными выше.

Режим труда и отдыха водителей автобусов и грузовиков

Для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 тонн режим труда и отдыха прописан отдельно в пункте 26 ПДД РФ. Им нельзя проводить за рулем более 9 часов в сутки. Хотя возможно увеличить это время до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. При этом за неделю должно накопиться не более 56 часов за рулем, а за две подряд — не более 90 часов.

Водитель автобуса или грузовика может без перерыва управлять транспортным средством не более 4,5 часов. После он должен сделать перерыв минимум на 45 минут. Перерыв можно разделить на две и более частей другими видами деятельности. При этом первая часть отдыха должна продлиться не менее 15 минут, а последняя — непосредственно перед возвращением за руль — не менее 30 минут.

При работе в горной местности время за рулем не должно превышать 8 часов для водителей:

  • автобусов длиной больше 9,5 метров;
  • грузовиков с тяжеловесными, длинномерными и крупногабаритными грузами.

Рабочий день водителя на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах может быть разделен перерывом на две части. Перерыв должен начаться не позже первых пяти отработанных часов. Обычно продолжительность перерыва не может быть больше 2 часов, но с согласия водителя может быть увеличена до 3 часов.

При этом, если такой перерыв установлен хотя бы после четырех часов с начала рабочего дня, то до его наступления водителю предоставляется специальные перерывы для отдыха от управления автобусом. Их продолжительность должна быть не меньше 15 минут.

Перерыв между частями смены не идет в учет рабочего времени и не включает в себя обеденный перерыв. Водитель может использовать его на свое усмотрение

Какой бы ни была продолжительность перерывов, общая продолжительность смены водителя автобуса должна укладываться в нормы, описанные выше в статье.

Проверка штрафов для юр. лиц

Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически

Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя

Контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей обязан работодатель. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны оборудовать их тахографами. Подробнее о том, на какие автомобили обязательно должны быть установлены тахографы, читайте в нашей статье.

Отвечает за работу с тахографами в организации специально назначенный специалист. Если такого нет, то ответственность ложится на руководителя. Водитель должен знать, как пользоваться тахографом, следить за его работоспособностью в пути и иметь инструкцию.

Если тахограф вышел из строя в пути, водитель должен начать регистрировать режим труда и отдыха вручную: заполнять таблицу на термобумаге тахографа или начертить ее на любом листе бумаги.

Примерно в таком бланке водитель может вручную регистрировать режим труда и отдыха.

Со сломанным тахографом водитель может продолжать движение только в сторону ближайшего сервиса или стоянки. Путь с момента поломки прибора не должен занять более 7 суток. Список мастерских по ремонту и техобслуживанию тахографов в регионах России есть на сайте Росавтотранса.

Проверить, есть ли в автомобиле тахограф и его исправность могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. За неисправный тахограф или его отсутствие предусмотрены штрафы.

Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей

Наиболее часто встречаются такие нарушений режима труда и отдыха водителей:

  • превышена норма времени для управления транспортным средством;
  • превышена норма рабочего времени при суммированном учете;
  • водитель направлен в длительный рейс без сменщика, особенно в ночное время;
  • руководитель не составил график работы для водителя.

Часть 3 Статьи 11.23. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, а именно за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и времени отдыха:

  • для водителя — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • для должностного лица — от 7 000 до 10 000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для юридического лица — от 20 000 до 50 000 рублей.

Как оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя

Оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха со скидкой 50% нельзя. Законом это не предусмотрено. Поэтому важно не допускать нарушений, чтобы не платить большие штрафы.

Найти и оплатить штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя можно на сайтах ГИБДД, Ространснадзора и на портале Госуслуг. Но если у организации большой автопарк и штат водителей, найти и оплатить все штрафы быстрее можно в сервисе OnlineГИБДД: проверять каждый автомобиль и водителя вручную не придется. Проверка ведется автоматически по базе федерального казначейства, в которой содержится информация обо всех штрафах юрлиц и физлиц.

Сервис отслеживает появление новых автоштрафов организации, оповещает о них и сроках оплаты в личном кабинете или по СМС.

Задайте нам вопрос

Проконсультируйтесь по вопросам внедрения сервиса по контролю штрафов в вашей организации у специалиста по телефону 8-800-250-8335.

7.1. Условия труда и факторы, их определяющие

Выполнение любой работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением организма, что проявляется в снижении работоспособности человека. Значительное воздействие на утомление наряду с физической и умственной работой оказывает окружающая его производственная среда, т. е. условия, в которых протекает его работа.

Условия труда — это совокупность факторов производственной среды, влияющих на функциональное состояние организма работающих, их здоровье и работоспособность, на процесс восстановления рабочей силы. Они определяются применяемым оборудованием, технологией, предметами и продуктами труда, системой защиты рабочих, обслуживанием рабочих мест и внешними факторами, зависящими от состояния производственных помещений, создающих определенный микроклимат. Таким образом, исходя из характера выполняемых работ условия труда специфичны как для каждого производства, цеха и участка, так и для каждого рабочего места.

Факторы, формирующие условия труда, можно разделить на следующие группы:

  • санитарно-гигиенические;
  • психофизиологические;
  • эстетические.

Санитарно-гигиенические условия формируются под влиянием на человека окружающей его среды (вредные химические вещества, запыленность воздуха, вибрация, освещение, уровень шума, инфразвук, ультразвук, электромагнитное поле, лазерное, ионизирующее, ультрафиолетовое излучение, микроклимат, микроорганизмы, биологические факторы). Приведение этих факторов в соответствие с современными нормами, нормативами и стандартами является предпосылкой нормальной работоспособности человека.

Психофизиологические условия — это величина физической, динамической и статической нагрузок, рабочая поза, темп работы, напряженность внимания, напряженность анализаторных функций, монотонность, нервно-эмоциональное напряжение, эстетический (уборка туалетов, работа с гноем, экскрементами и т. д.) и физический (использование индивидуальных средств защиты, сменность) дискомфорт. Ограничение и регламентация физических усилий, оптимальное сочетание физической и умственной работы значительно влияют на снижение утомляемости рабочих.

Эстетические условия — это цветовое оформление интерьеров помещений и рабочих мест, озеленение производственных и бытовых помещений и территорий, обеспечение спецодеждой и др. Приятнее, легче и продуктивнее можно трудиться на рабочем месте, оснащенном современным оборудованием, в конструкции которого учтены эргономические требования с эстетически выразительным внешним видом оборудования, механизмов, инструмента, помещений, рабочей одежды.

7.2. Оценка условий труда

Каждый из рассмотренных выше факторов, особенно санитарно-гигиенической и психофизиологической группы, оказывает определенное воздействие на здоровье и работоспособность рабочего. Если несколько из них действует одновременно, они взаимно усиливают общее воздействие на человека. Медико-физиологическими исследованиями установлены предельно допустимые значения каждого из факторов, при которых они не оказывают отрицательного влияния на здоровье работающего. Зная эти пределы и объективно определив фактические величины конкретных значений действующих на рабочих местах факторов, можно целенаправленно проводить мероприятия по улучшению условий труда. Поскольку производственные условия труда рассматриваются с точки зрения их влияния на организм работающего, оценка их фактического состояния должна основываться на учете последствий такого влияния на здоровье человека. При этом очень важно учесть все многообразие факторов, формирующих условия труда. Под влиянием конкретных условий труда формируются три качественно определенных основных функциональных состояния организма:

  • нормальное;
  • пограничное (между нормой и патологией);
  • патологическое.

Каждое из них имеет свои отличительные признаки. Степень воздействия условий труда характеризуют категории тяжести труда. В соответствии с разработанной НИИТруда Медико-физиологической классификацией работ по тяжести (М.: НИИТруда, 1974) все работы можно разделить на шесть категорий.

К первой категории тяжести относятся работы, выполняемые в комфортных условиях внешней производственной среды при допустимых величинах физической, умственной и нервно-эмоциональной нагрузок. У практически здоровых людей такие условия повышают тренированность организма и его работоспособность. Утомление в конце смены (недели) незначительное. В течение всего трудового периода жизни у человека сохраняются здоровье и высокая работоспособность. В этих условиях реакции организма представляют собой оптимальный вариант нормального функционального состояния.

Ко второй категории тяжести относятся работы, выполняемые в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действующими санитарными правилами, нормами и эргономическими рекомендациями. У практически здоровых людей, не имеющих медицинских противопоказаний к таким работам, к концу смены (недели) не возникает значительного утомления. Работоспособность существенно не нарушается, отклонений в состоянии здоровья, связанных с профессиональной деятельностью, в течение всего трудового периода жизни не наблюдается.

Таким образом, отличительным признаком первых двух категорий тяжести труда является оптимальное взаимодействие составляющих функциональной системы «человек — производственная среда».

К третьей категории тяжести относятся работы, при выполнении которых вследствие не вполне благоприятных условий труда (в том числе повышенная мышечная, психическая, нервно-эмоциональная нагрузка) у практически здоровых людей формируются реакции, характерные для пограничного состояния организма: ухудшаются некоторые показатели физиологических функций в межоперационных интервалах, особенно к концу работы, по сравнению с дорабочим исходным состоянием; ухудшаются функциональные показатели в момент трудового усилия (в процессе выполнения производственных операций), прежде всего функции центральной нервной системы; удлиняется восстановительный период; несколько ухудшаются производственные технико-экономические показатели.

Подобные отрицательные симптомы сравнительно быстро могут быть устранены при улучшении режимов труда и отдыха.

К четвертой категории тяжести относятся работы, при которых неблагоприятные условия труда приводят к реакциям, характерным для более глубокого пограничного (предпатологического) состояния у практически здоровых людей. При этом большинство физиологических показателей ухудшается как в межоперационных интервалах (и особенно в конце рабочих периодов), так и в момент трудового усилия. Изменяются соотношения периодов в динамике работоспособности и производительности труда. Снижаются и другие производственные показатели. Повышается уровень заболеваемости, появляются типичные производственно обусловленные профзаболевания, увеличиваются количество и тяжесть производственных травм.

К пятой категории тяжести относятся работы, при выполнении которых в результате весьма неблагоприятных (экстремальных) условий труда в конце рабочего периода (смены, недели) формируются реакции, характерные для патологического функционального состояния организма у практически здоровых людей. Наблюдается относительная, а иногда и абсолютная функциональная недостаточность жизнеобеспечивающих вегетативных подсистем; сильные, иногда искаженные реакции со стороны центральной нервной системы (ее высших отделов), особенно при повышенном нервно-эмоциональном и интеллектуальном напряжении, и др. У большинства работающих патологические реакции исчезают после достаточного полноценного отдыха. Однако у некоторых работников по разным причинам, в том числе и в связи с индивидуальными особенностями организма, с течением времени патологические реакции могут стабилизироваться и перейти в более или менее развитое заболевание. Поэтому для пятой категории тяжести характерен высокий уровень производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости. Значительно ухудшаются технико-экономические показатели, изменены и нередко хаотичны кривые работоспособности и производительности труда.

К шестой категории тяжести относятся работы, при выполнении которых в результате чрезвычайных, часто внезапных перегрузок, как правило, при стрессовых психических (нервно-эмоциональных) ситуациях, возникают острые патологические реакции, нередко сопровождающиеся тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов. Иногда психический или эмоциональный стресс усугубляется прочими, также неблагоприятными условиями труда. Это снижает общую сопротивляемость организма к вредным и опасным производственным факторам.

Категория тяжести определяется на основе интегральной оценки условий труда с помощью баллов. При этом каждый элемент по таблице критериев получает количественную оценку от 1 до 6 баллов. При определении интегрального показателя в расчет принимаются биологически значимые элементы условий труда, вызывающие пограничные и патологические изменения в реакции и организме работающего. С помощью данных, полученных в результате заполнения Карты исследования и проектирования трудового процесса, выявляются значимые элементы, которым присваивается соответствующий балл, с учетом времени их воздействия на работающего:

где Ит интегральная балльная оценка тяжести труда на рабочем месте;
Хопр элемент, получивший наибольшую оценку, баллов;
сумма количественных оценок биологически активных элементов без Xопр, баллов;
Xi элемент, получивший количественную оценку, баллов;
n количество элементов условий труда.

С помощью интегральной оценки тяжести труда определяют необходимость предоставления льгот и компенсаций.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *