Совокупный годовой объем закупок: что это и как правильно рассчитать по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) необходимо определять постоянно для обеспечения соблюдения законодательства при осуществлении закупок. Нередко у Заказчиков возникают трудности, что именно включать в СГОЗ и в каких случаях его необходимо рассчитывать. В статье рассмотрены случаи обязательного применения СГОЗ при осуществлении деятельности, а также его расчет.

Применение СГОЗ

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) применяется Заказчиком для расчета общего объема финансового обеспечения в целях обеспечения соответствия проводимых закупок законодательству. В том числе СГОЗ рассчитывается:
— для определения необходимости создания контрактной службы согласно ч. 1, 2 ст.38;
— для определения закупок у единственного поставщика согласно п.4 и п.5. ст.93;
— для определения объема закупок, которые необходимо совершить у субъектов СМП и СОНКО согласно ч.1 ст.30;
— для определения ограничений на закупки путем проведения запроса котировок согласно ч. 2 ст.72.

СГОЗ по Закону № 223-ФЗ.

Как такового определения совокупного годового объема закупок в данном законе не встретить. Однако из Закона № 223-ФЗ ясно, что его тоже необходимо определять, поскольку от него зависит осуществление определенного количества тех или иных закупок.

В частности, это касается закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства и закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

Годовой объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, которые планируется осуществить, определяется как увеличенный на 5% совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за год, предшествующий отчетному, но не более чем 5% запланированного совокупного годового стоимостного объема всех договоров (п. 5(2) Положения).

В соответствии с п. 6 Положения при расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных с заказчиками, которые устанавливают требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание контрактной службы.

На основании ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, если СГОЗ образовательной организации превышает 100 млн руб., необходимо создать контрактную службу (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если же СГОЗ не превышает 100 млн руб. и служба не создана, заказчик должен назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, – контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631.

Фото: www.ru.123rf.com

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, руководство учреждения образования должно утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы. В любом случае помните, что такая служба не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения) и у нее должен быть назначен руководитель.

К сведению:

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Контрактным управляющим может быть только сотрудник образовательной организации. При этом характеристика квалификации, необходимой для занятия должности контрактного управляющего, содержится в профессиональном стандарте «Специалист в сфере закупок», утвержденном Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н.

Объем закупок, осуществляемых через запрос котировок.

Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Здесь арифметика проста. Берется сумма СГОЗ и вычисляется от нее 10%. Например, СГОЗ учреждения составляет 7 млн руб. Соответственно, через запрос котировок оно сможет осуществить закупки на 700 000 руб.

Расчет допустимого объема закупок у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

Все заказчики вправе в пределах 5% от СГОЗ заключать контракты без проведения конкурентных процедур в порядке п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. Общая стоимость таких соглашений не должна превысить 50 млн рублей. Допустимая сумма для заказчика из примера с «Идеальным заказчиком» составит: 12 000 000 / 100 × 5 = 600 000 рублей. Если заказчик относится к одному из видов организаций, которым предоставлена возможность заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, лимит таких сделок зависит от величины совокупного годового объема госзакупок. Для «Идеального заказчика» он составит: 12 000 000 / 100 × 50 = 6 000 000 рублей.

Определение СГОЗ

Определение совокупного годового объема закупок регулирует п.16 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ: Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, в т. ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Расчет СГОЗ

Для расчета совокупного годового объема закупок не имеет значения год плана-графика, а также, в каком году был заключен контракт.

Во-первых, в СГОЗ входят только суммы, которые идут на закупку товаров, работ, услуг (т.е.суммы на оплату налогов, сборов и иных обязательных платежей; расходы на оплату труда, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовым законодательством и иные аналогичные выплаты не учитываются при расчете СГОЗ).

Во-вторых, в СГОЗ входят суммы, которые расходуются для осуществления закупок в соответствии с Законом о контрактной системе (т.е. внебюджетные средства, расходы в соответствии с Законом № 223-ФЗ при расчете СГОЗ не учитываются).

В-третьих, в СГОЗ включаются суммы, которые подлежат оплате в текущем году, независимо от даты заключения контракта (т.е. по контрактам прошлых лет, подлежащих оплате в текущем финансовом году; по контрактам текущего года в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году).

Какие суммы нельзя включать в СГОЗ

Отдельным перечнем ст. 30 Федерального закона №44-ФЗ приводит сделки, платежи по которым не включаются в СГОЗ:

  • оборонные соглашения;
  • кредитные;
  • контракты с единственным поставщиком, кроме контрактов, которые осуществлены по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ по итогам несостоявшегося определения поставщиков, проведенного с ограничениями для СМП и СОНКО;
  • соглашения, связанные с использованием атомной энергетики;
  • контракты, ставшие итогом проведения закрытых процедур.

Не включаются в СГОЗ по Закону №44-ФЗ платежи по контрактам и договорам, заключенным по Федеральному закону №223-ФЗ и действовавшему до 2014 года Федеральному закону №94-ФЗ. Законодатели установили отдельные правила, как считать СГОЗ по закону №223-ФЗ.

Расчет закупок у СМП и СОНКО

Согласно ч.1 ст.30 заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст.30 и ч.30 ст. 112.

Для расчета СГОЗ с целью определения объема закупок у СМП и СОНКО необходимо:

  1. Определить совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) согласно п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе.
  2. Вычесть из СГОЗ (п.1) суммы на оплату товаров, работ, услуг, указанных в ч. 1.1 ст.30:
    — для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    — услуг по предоставлению кредитов;
    — у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.93;
    — работ в области использования атомной энергии;
    — при закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  3. 3. Получаем сумму для расчета закупок у СМП и СОНКО.
  4. Рассчитать плановый объем закупок у СМП и СОНКО (15%) от полученной суммы (п.3).
  5. Посчитать сумму, которая пошла на оплату контрактов, заключенных с субъектами СМП и СОНКО, в текущем финансовом году.
  6. Посчитать сумму, которая пошла на оплату контрактов по договору субподряда с субъектами СМП и СОНКО в текущем финансовом году.
  7. Сложить п.5 и п.6.

8.Определить процент закупок у СМП и СОНКО в текущем финансовом году как отношение средств, которые пошли на оплату субъектам СМП и СОНКО, к сумме СГОЗ для расчета закупок у СМП и СОНКО (п.7/п.3). Данная величина должна составить не менее 15%.

Если у заказчика в течение финансового года меняется объем финансирования, СГОЗ также будет «плавающим». Поэтому в течение года заказчику следует несколько раз пересчитывать СГОЗ, чтобы соблюсти ограничения, предусмотренные пп. 4,5 ч.1 ст.93 и ч.2 ст.72, правильно принять решение о необходимости создания контрактной службы, а также поддержать СМП и СОНКО в объеме, предусмотренного ст.30.

Как определить СГОЗ по 223-ФЗ

Вот инструкция, как рассчитать СГОЗ по 223-ФЗ в 2020 году:

  1. Сложить все тендеры из проекта плана закупок и уже согласованной версии.
  2. Высчитать долю обязательных договоров с субъектами МСП.
  3. Определить фактический объем заказов путем сложения итогов по ежемесячным отчетам. В расчет включаются все соглашения, заключенные за месяц, в том числе с единственным исполнителем (ч. 19 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

А вот какие закупки не включаются в расчет совокупного годового объема закупок у СМП по 223-ФЗ (п. 7 Положения, утвержденного в ПР РФ №1352 от 11.12.2014):

  • атомная энергия;
  • государственный оборонный заказ;
  • тендеры за пределами России и товары, работы, услуги, приобретаемые не в РФ;
  • соглашения с естественными монополиями;
  • финансовые услуги (банковские, страховые, покупка ценных бумаг);
  • водоснабжение, водоотведение, тепло и газоснабжение;
  • торги, сведения о которых содержат государственную тайну.

Если заказчик рассчитал ГОЗ с ошибками, ему грозит административная ответственность (статьи 7.29 и 7.32.3 КоАП РФ).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *