Списание товара

Торговые организации регулярно сталкиваются с необходимостью списания пришедшего в негодность товара. Прежде всего, это магазины, торговые точки, реализующие скоропортящийся товар, продукты. Однако списание негодного товара периодически приходится делать и в иных сферах торговли. Начинается оно всегда с процесса инвентаризации. Составленные по ее итогам документы являются основанием для формирования проводок и включения в затраты сумм просроченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете.

Законодательное регулирование и особенности списания

В ходе инвентаризации выявляются товары, подверженные порче и просроченные, а также те, на которых должен быть указан срок годности, но фактически он отсутствует. Все эти товары относят к категории пришедших в негодность и изымают из торгового оборота.

Списание пришедшего в негодность товара производится на основании:

  • ГК РФ, ст. 469, 470, 472;
  • ФЗ-2300-1 от 07/02/92 г.

Согласно нормам ГК, продавец обязан предлагать покупателю только качественный, годный к использованию товар. Продажа товара с истекшим сроком годности запрещается, причем этот срок должен быть установлен с таким расчетом, чтобы потребитель смог использовать товар до его истечения.

ФЗ «О защите прав потребителей» требует передавать покупателю товар, соответствующий обязательным требованиям к нему (ст. 4), а также называет товары, на которых производителем обязательно должен быть указан срок годности: лекарства, бытовая химия, косметика, парфюмерия, продукты (ст. 5).

Просроченные или не имеющие обозначенного на упаковке срока годности товары учреждение торговли возвращает поставщику, уничтожает или утилизирует.

ФЗ-446 от 28/11/18 г. при этом введен запрет на возврат скоропортящихся товаров надлежащего качества (срок годности которых менее месяца). Требование о возмещении или замене товаров, подверженных быстрой порче, также с конца минувшего года находится под запретом.

Если негодный товар не возвращен поставщику, его уничтожают или утилизируют. Без участия третьих лиц это можно сделать в отношении испорченных продуктов или товара, точное происхождение которого неизвестно. В остальных случаях требуется экспертная оценка надзорного госоргана (ветеринарного, товароведческого, иного, в зависимости от вида товара).

Порядок списания

Инвентаризация проводится по правилам №49 от 13/06/95 г. Испорченный товар не включается в опись, а заносится в акт на списание по ф. ТОРГ-16 (15) или с использованием самостоятельно разработанной формы, отраженной в ЛНА. При использовании унифицированных форм рекомендуется заполнять оба акта. ТОРГ-15 документирует факт порчи, актом ТОРГ-16 фиксируются изъятие из торгового оборота и дальнейшие действия в отношении товара: утилизация, уничтожение.

На заметку! При утилизации товар еще может быть переработан и использован, при уничтожении дальнейшая переработка невозможна.

Уничтожение товара, кроме акта, подписанного комиссией, и заключения, оформляется отдельным приказом. При обнаружении порчи или невозможности дальнейшего использования товара берутся объяснения с материально ответственных лиц. Указанные действия позволяют выявить причину, по которой товар пришел в негодность, например:

  • пропуск срока годности;
  • порча вследствие халатности ответственных лиц;
  • форс-мажорная ситуация.

В зависимости от нее операции отражаются в налоговом и бухгалтерском учете.

Товарную «просрочку» и расходы на ее утилизацию можно без проблем учесть в НУ, при уменьшении налоговой базы. Об этом говорится в письмах Минфина №03-03-06/1/53901 от 23/08/17 г., №03-03-06/1/30409 от 26/05/16 г. и ряде других. Аналогично — порчу в пределах норм убыли. Негодность товара, как следствие халатности виновных лиц, компенсируется этими виновными лицами согласно гл. 39 ТК РФ. Потери товара сначала отражаются во внереализационных расходах (НК РФ ст. 265), а затем как внереализационный доход (НК РФ ст. 250).

Ситуация порчи при стихийном бедствии позволяет включить стоимость испорченного товара в расходы (ст. 265-2-6), как и факт неустановления виновных в порче товара лиц (там же, п. 5). Этот факт должен подтверждаться справкой о прекращении уголовного дела (письмо 16 -15/065190 от 25/06/09 г. ФНС по Москве).

При списании негодных товаров применяется счет 94, отражающий недостачи и потери ТМЦ.

Отражение в налоговом учете

Стоимость товара с истекшим сроком годности и затраты на его уничтожение (утилизацию) фирма может учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Фирма также должна иметь в наличии соответствующее документальное подтверждение списания товаров, их утилизации, либо вывоза на полигоны и уничтожения. Эти документы должны быть составлены согласно с установленными требованиям и содержать все обязательные реквизиты первичных учетных документов.

Фирмы, которые реализуют просроченные товары сторонним компаниям для их утилизации, как правило, делают это с убытком. Его сумма уменьшает налогооблагаемую прибыль на основании пункта 2 статьи 268 Налогового кодекса.

По мнению судей, стоимость товара с истекшим сроком годности и затраты на его уничтожение (утилизацию) учитываются при расчете налога на прибыль организаций в прочих расходах. Ведь утилизация (уничтожение) просроченных товаров предусмотрена законом. Следовательно, упомянутые затраты связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Истечение срока годности.

  • акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности);
  • акты приемки товаров при их возврате;
  • акты о проведении инвентаризации;
  • акты уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения;
  • актом инвентаризации товарно-материальных ценностей;
  • решением владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении;
  • договором с организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств;
  • копией лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности;
  • первичным документом, подтверждающим передачу лекарственных средств на уничтожение;
  • актом об уничтожении лекарственных средств.

Мнение эксперта Макаров Игорь Тарасович Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов. Кроме того, в данном судебном решении отмечается, что передачу лекарственных средств владелец должен оформить первичным документом, содержащим обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. к содержанию

Порча товара по вине работника.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю прямой действительный ущерб. Прямым действительным ущербом признаются реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя, а также необходимость для работодателя произвести затраты на восстановление имущества.

Как следует из норм ст. 241, 242 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в размере своего среднего месячного заработка или полную материальную ответственность. Порядок взыскания ущерба с работника определен гл. 39 «Материальная ответственность работника» ТК РФ.

Таким образом, расходы в виде суммы потерь товара могут быть учтены в составе внереализационных расходов при условии взыскания с работника суммы причиненного ущерба в порядке, предусмотренном гл. 39 ТК РФ.

Документальным подтверждением выявленной недостачи (ущерба) будут являться:

  • сличительная ведомость;
  • объяснительная записка сотрудника; и др.

Одновременно суммы возмещаемой недостачи, внесенной в кассу аптеки, для организации будут являться внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При методе начисления недостачу, которую возместил сотрудник, следует учесть в доходах аптеки при расчете налога на прибыль в момент признания сотрудником своей вины или в момент вступления в силу решения суда (при возмещении ущерба виновным лицом) (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В случае применения аптекой кассового метода сумму возмещения ущерба нужно учесть в составе доходов в момент возмещения сотрудником (виновным лицом) ущерба (п. 2 ст. 273 НК РФ), например в день внесения денег сотрудником (виновным лицом) в кассу организации.

Порча товара ввиду наступления непредвиденной ситуации.

На основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ внереализационными расходами являются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

К таким потерям, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации.

Таким образом, в целях налогообложения прибыли материальные потери от пожара для признания их в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, должны быть документально подтверждены справкой Государственной противопожарной службы МЧС, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, которыми устанавливается причина возгорания. Кроме того, материальные потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.

Факт отсутствия виновных лиц подтверждается справкой о прекращении уголовного дела (Письмо УФНС по г. Москве от 25.06.2009 № 16-15/065190).

Проводки

Стандартные проводки при порче товара будут такими:

  • 94/41 – списан испорченный товар;
  • 41/42 сторно – сторнируется торговая наценка;
  • 96, 44/94 – отнесение затрат за счет созданного резерва потерь товара или на увеличение затрат продаж (в пределах норм убыли);
  • 91-2, 73/94 — отнесение затрат на виновных лиц или на прочие расходы, если виновник не установлен;
  • 73/98 – если есть разница между ценой по учету товара и взысканной с виновного суммы;
  • 98/91-1 – отнесение этой разницы в прочий доход.

Если объем испорченного товара превышает естественную убыль, восстанавливают НДС: 94/68.

Негодные товары с истекшим сроком годности отражают такими проводками:

  • 91, 90/41 – если товар утилизируется;
  • 94/41 – если товар уничтожается.

Пример

В торговый зал передан товар на сумму 6000 рублей в качестве наглядного образца, в т.ч. НДС 20%. Через месяц комиссия признала товар испорченным и приняла решение списать. В акте отражена стоимость без НДС. Виновных в порче лиц не выявлено, товар испортился от естественных причин.

Проводки:

  • Дт 94 Кт 41 — 5000 руб.;
  • Дт 44 Кт 94 — 5000 руб.

Воспользуемся условиями предыдущего примера, но определим, что товар хранился на складе, и в результате халатности виновного лица возникла его непригодность к использованию. Виновное лицо, заключившее договор материальной ответственности с организацией, в объяснительной записке подтвердило согласие возместить ущерб в полном объеме.

Проводки:

  • Дт 94 Кт 41 — 5000 руб.;
  • Дт 73 Кт 94 — 5000 руб.;
  • Дт 50 Кт 73 — 5000 руб.

Здесь стоимость товара относится на виновных лиц, а затем следует погашение долга внесением наличных в кассу.

Кратко для ленивых

  1. Непригодный к использованию товар списывается на основании акта комиссии на списание, в результате инвентаризации товара. К невозможности использования товара законодатель приравнивает пропуск срока годности продукции.
  2. Непригодная к использованию товарная масса учитывается на счете 94 или на счете 91/2, если возможна ее утилизация. В налоговом учете просроченные товары могут быть включены в расходы, как и порча в пределах норм убыли.
  3. Если стоимость испорченного товара отнесена на виновных лиц, которые компенсировали урон, сумма отражается в прочих доходах и расходах. В случае стихийных бедствий либо если суд не определил виновное лицо, испорченный товар может быть отражен в прочих расходах.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *