Требования к местам накопления отходов

ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

Разъясняет эксперт сайта ecovopros.ru Надежда Бирюкова

Согласно статье 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
1. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

2. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

3. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

6. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ № 89 при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Но данные требования на сегодняшний день не установлены.

Санитарные требования к накоплению отходов установлены в СанПиН 42−128−4690−88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест и СанПиН 2.1.7.1322−03.Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Также для пищевых отходов смотрите СП 2.3.6.1079−01. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания и «Ветеринарно-санитарных правилах о порядке сбора пищевых отходов и использования их для кормления скота», утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 29 декабря 1970 года, а для медицинских СанПиН 2.1.7.2790−10. Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.

Наиболее общие требования содержит СанПиН 2.1.7.1322−03. Согласно п. 3.4. СанПиН 2.1.7.1322−03 в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
— в производственных или вспомогательных помещениях;
— в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
— в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
— в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
— на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Согласно п. 3.6. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322−03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
-временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
-поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.);
-поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
-по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
-поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Для некоторых отходов установлены специфические требования к накоплению в отдельных нормативных правовых документах. Основным документом, содержащим требования к обращению с отходами ртутьсодержащих ламп, являются Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (в ред. от 01.10.2013).

Твердые коммунальные отходы должны теперь накапливаться в отдельных местах накопления, обустроенных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

В соответствии с п. 3.8.1 ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно приложению 2 к данному Техническому регламенту.

Также отдельные требования к накоплению отходов могут быть определены в нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках» обязывает юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, обеспечивать раздельный сбор образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, а также в соответствии с содержанием в составе отходов токсичных веществ, с агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками (пункт 3.5), и в частности обеспечивать раздельный сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов (ВМР), в соответствии с направлениями их использования и переработки (пункт 3.6).

Организация накопления отходов должна осуществляться с учетом условий дальнейшей передачи данных видов отходов специализированным организациям в целях дальнейшего обращения. Например, нецелесообразно накапливать совместно металлическую тару из-под ЛКМ и пластиковую тару из-под растворителей, если потом эти отходы будут передаваться разным организациям.

Необходимо учитывать специфические требования к складированию, накоплению, установленные для изделий и веществ, которые перешли в отходы, утратив свои потребительские свойства. Данные требования могут быть описаны в паспорте на продукции, в инструкции по эксплуатации, в паспорте безопасности химической продукции.
Также необходимо учитывать требования пожарной безопасности.

Разъясняет эксперт сайта ecovopros.ru Ксения Лопатина-Алферьева

Для накопления отходов 1−3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:
металлические или пластиковые контейнеры, ящики и др.;
металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.
Отходы производства и потребления 4-го класса опасности могут накапливаться в открытой таре. Не допускается хранение (должно быть накопление) в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается»

Нормативные акты: СанПиН 2.1.7.1322−03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Максимальный срок

Период накопления отходов длится 11 месяцев. Он исчисляется с даты образования мусора. Всё, что задержалось у компании после окончания срока, считается хранением.

Такая ситуация возможна по причинам:

  • неиспользование как вторсырье в технологическом цикле;
  • несоблюдение сроков передачи на утилизацию другой организации.

К хранению установлены свои требования и ограничения.

Начисление платежей

Каков же максимальный срок исчисления, при котором в установленном порядке взимается платеж за накопление отходов на производстве?

Срок временного хранения веществ составляет 11 месяцев с даты их образования, по его истечению начисляется ежегодная плата.

Она рассчитывается производителем отходов самостоятельно с учетом массы мусора, лимитов их хранения.

Уплачивается частями ежеквартально. По итогам года по таким платежам составляется декларация.

Требования к площадке ТКО СанПиН 42-128-4

В соответствии с СанПиН 42-128-4:

пункт 2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

пункт 2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 шт.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).

На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

пункт 2.2.10. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

Таким образом, площадки накопления ТКО (площадки для ТКО) должны удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологического и регионального законодательства.

Также интересно будет посмотреть:

Также вы можете прочитать:

    • Правила обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Норматив ТКО
    • Приказ по ТКО. Образец для использования
    • Что относится к ТКО?
    • Договор с региональным оператором. Штраф или договор?
    • Тариф на ТКО
    • Уборка территории многоквартирного дома
    • Разъяснения по ТКО
    • Норматив ТКО
    • Уличный смет относится к ТКО?
    • Не заключать договор с региональным оператором — возможно?
    • Ликвидация несанкционированных свалок.
    • Периодичность вывоза ТКО
    • Крупногабаритные отходы

Нормирование складирования твердых коммунальных отходов

ТКО выделены в отдельную группу. Они являются самыми многочисленными и разнообразными по составу, степени наносимого природе вреда.

Для единого подхода к процессу временного складирования применяется средняя величина скорости образования твердых коммунальных отходов — норматив накопления, порядок и правила его определения указан в постановлении от 04.04.2016 № 269.

Лимиты накопления ТКО рассчитываются региональными администрациями или муниципалитетами по каждому объекту, на которых они образуются. Говоря об утверждении норматива, речь идет об определении его отдельно по массе и объему на одну расчетную единицу.

Такими единицами по категориям объектов выступают:

Наименование категорий объектов Единица для расчета
сотрудник посетитель кв метр площади пассажир, машино-место участник ребенок, учащийся проживающий место
административные учреждения, здания, конторы + + +
торговые компании, выездная торговля + +
предприятия транспорта +
ДОУ, иные учебные заведения + +
спортивные, развлекательные, культурные организации + + +
предприятия общепита +
службы быта + + +
сфера похоронных услуг + +
кооперативы, садоводческие товарищества +
организации иных отраслей + +
ИЖД, многоквартирные дома + +

Перед расчетом собираются количественные данные об отходах, включающие смет от уборки придомовых территорий. Для этого проводятся их замеры по 3 и более объектам, расположенным на участках поселений с разной плотностью проживающих.

Замеряется мусор в контейнерах, мешках, бункерах каждый сезон по одной неделе, полученные сведения по каждому объекту суммируются по дням недели.

Рассчитывается норматив как масса или объем отходов на каждом объекте, приходящаяся на количество его расчетных единиц за определенный период.

Выделяют виды нормативов:

  • среднесуточный;
  • среднесезонный;
  • среднемесячный;
  • годовой.

Нормативы используются для расчетов с региональным оператором ТКО. Их значения следует пересчитывать каждые 5 лет.

Реестр площадок

Ответственными за места, на которых накапливаются ТКО, являются муниципалитеты.

В их обязанности входит:

  • ведение реестра выделенных мест накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработка схемы расположения накопительных площадок;
  • согласование участков, если по законодательству выбор возложен на другие юридические лица.

Реестр представляет собой актуальную базу данных об участках, предназначенных для накопления коммунального мусора. Информация в него заносится по мере принятия решений о создании нового места накопления.

Указанная база размещается на сайте органа местного самоуправления. Из нее можно узнать:

  • схему размещения мест накопления твердых коммунальных отходов — отображение на карте муниципального поселения;
  • расположение площадок — адреса местонахождения, географические координаты;
  • технические характеристики участков — площадь, вид покрытия, количество и объемы контейнеров;
  • о собственниках накопительных мест — наименование, номер в ЕГРЮЛ, адрес (для юрлиц), ФИО, данные паспорта, номер в ЕГРИП, место прописки (для ИП);
  • источники образования ТКО — сведения об объектах капстроительства, части территории населенного пункта, от деятельности которых образуется мусорная масса.

Перечень является открытым бесплатным ресурсом. Он доступен для ознакомления любым заинтересованным лицам.

Изменение требований к контейнерным площадкам в ходе мусорной реформы

В ходе мусорной реформы было принято решение изменить устаревшие Правила по мусорным площадкам, разработанные ещё в 1988 году. Однако предложенный проект оказался всего лишь подправленной копией. Именно этим объясняется годовой срок действия новых Правил. Тем не менее, они были дополнены следующими требованиями:

  • не ближе 25 метров до территории медицинских учреждений;
  • изменение предельных расстояний ограничили 25%;
  • увеличили количество контейнеров до 10;
  • ограждение площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра;
  • упоминается о раздельном накоплении;
  • уборка, дезинсекция и дератизация площадок;
  • вместо выражения «площадка ТБО», применяется «площадка ТКО».

Из старых норм исключили строку о применении стандартных металлических контейнеров, тем самым допустив в оборот пластиковые баки различных форм.

Какие мусорные контейнеры можно использовать

Контейнерный парк имеет большое разнообразие. Отличие может быть по объему, по материалу исполнения, по конструкции крышки, по способу разгрузки в мусоровоз. Кроме контейнеров, для сбора бытовых отходов могут использоваться различные бункеры объемом до 3,5 кубометров.

Основные требования к мусорным бакам

Требования к контейнерам для сбора ТКО содержатся в Правилах. Мусоросборники должны закрываться крышкой, исключать выпадение отходов и быть исправными. Однако жители не стремятся пользоваться крышками из-за чувства брезгливости. Неприятно браться за грязную ручку контейнера голой рукой. Для решения этой проблемы производители применяют различные устройства привода крышек – боковые рычаги, ножные педали – но подобные механизмы быстро выходят из строя.

Кроме того контейнеры должны иметь стандартные устройства, либо усиленные места для захвата манипулятором при загрузке в мусоровоз. При разгрузке, крышка контейнера должна автоматически открываться и не препятствовать перемещению отходов в бункер автомобиля.

К сожалению, идеальной конструкции в паре манипулятор – контейнер всё ещё нет. Производители ведут работу в этом направлении, разрабатывая свои варианты оборудования. По этой причине отсутствует единый стандарт баков для складирования мусора.

Заказывая контейнера для обслуживания своих объектов, необходимо учитывать особенности конструкции манипулятора мусоровоза, который будет вывозить отходы с площадки. По этому причине многие мусороуборочные компании предлагают свои контейнера.

Цвет контейнеров

В настоящее время нет жёстких требований, какого цвета должны быть контейнера на мусорных площадках. Традиционно используются зеленый, синий, коричневый, красный цвета темных тонов. Желательно что бы цвет маскировал загрязнения, следы коррозии и гармонировал с окружающей средой.

Ожидается, что с введением раздельного сбора отходов по морфологическим видам: пластик, стекло, бумага, металл, прочие отходы, каждому контейнеру для определенного назначения будет присвоен стандартный цвет. В настоящее время разрабатываются соответствующие рекомендации. На некоторых территориях уже используются подобные цветовые схемы.

Кто несет ответственность за обустройство площадок

У каждой контейнерной площадки есть владелец, который по закону отвечает за её обустройство, исправность и санитарное содержание. Он имеет право самостоятельно выполнять эти работы, либо привлекать по договору сторонних лиц.

Собственником мест сбора мусора является владелец (совладелец) объекта, к которому она относится. По договоренности, площадка может обслуживать несколько объектов.

В многоквартирном доме мусорная площадка является частью общего имущества, собственниками которого считаются владельцы помещений в доме. Ответственность за содержание лежит на обслуживающей организации, либо собственниках при непосредственном управлении.

Санитарное состояние мест сбора мусора может обеспечивать мусороуборочная компания за отдельную плату. Она также может выполнять обустройство и обеспечивать исправность контейнерного парка.

Площадки, расположенные на муниципальных землях, принадлежат муниципалитету. Например, в частном жилом фонде, на городских улицах и т.п. Реестр всех контейнерных площадок ведётся региональным оператором, закреплённым за территорией.

Административная ответственность за нарушение требований СанПиН и СНиП

Мера ответственности определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае могут применяться две статьи:

  1. ст. 6.35 «Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления», влечёт наложение штрафа на граждан от 2 до 3 тысяч рублей, должностных лиц от 30 до 40 тысяч, предприятие – от 250 до 350 тысяч рублей.
  2. При нарушении технических регламентов и законодательства об охране окружающей среды: ст. 8.2 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления». Штраф для граждан 1 000 – 2 000 рублей, должностных лиц 10 000 – 30 000 рублей, юридических лиц – 150 – 250 тысяч рублей.

Пока требования к контейнерным площадкам носят общий характер. В некоторых регионах, муниципальные власти устанавливают свои нормы. Возможно, обобщив накопленный опыт муниципалитетов, федеральные органы власти внесут дополнения в соответствующие Правила.

Содержание контейнерных площадок и ответственность

Согласно постановлению правительства №290 от 03.04.2013, обязанность по содержанию площадок, несёт собственник земли, на территории которого она расположена. Или на органах местного самоуправления: УО, ЖСК, ЖК. Благоустройство мусорных площадок состоит из:

  • техобслуживания – покраски, ремонта и пр.;
  • уборки, в том числе подбора и складирования мусора, находящегося рядом с баком;
  • маркировки контейнеров по видам отходов;
  • очищения и дезинфекции мусоросборников;
  • поддержания покрытия в необходимом состоянии и пр.

Неверный расчёт размеров площадки и количества необходимых баков

За нарушение порядка содержания этих мест административно-техническая инспекция применяет санкцию согласно ст. 6.4 КоАП РФ ст. Налагается штраф на должностных лиц в размере до 2 тыс. руб., а для предприятий – до 20 тыс. руб. Для организации может грозить приостановка деятельности на срок до 3 месяцев.

Правила вывоза мусора

В целях защиты жителей от шума, разрешается вывозить ТБО в период с 7 часов утра до 23 часов вечера.

Нормами СанПиН 42-128-4690-88 строго регламентирована периодичность вывоза мусора, чтобы не допустить его загнивания и разложения. При температуре воздуха от +5 °C и ниже, частота вывоза 1 раз в 3 дня. В тёплое время года, при среднесуточной температуре свыше +5 °C, мусорные баки должны вывозить ежедневно.

В случае нарушения норм вывоза отходов следует обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора, поскольку надзор за исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства находится в его компетенции.

Нормы установки контейнеров в частном секторе

Для владельцев частного сектора предусмотрены два способа сбора бытовых отходов:

  • установка специальной контейнерной площадки;
  • приобретение выкатных контейнеров для мусора.

Садовые товарищества, владельцы дачных участков, гаражно-строительные кооперативы и жители сельской местности самостоятельно выбирают способ постройки, виды ремонта и содержания мест для сбора ТБО. Если же участок небольшой и отдельно стоящий, каждый собственник может выбрать и закупить у регионального оператора по себестоимости, выкатной бак для хранения отходов.

Установленный бак для сбора мусора в частном секторе

Площадка должна быть расположена не менее, чем в 10 метрах от приусадебных участков, но не более 100 метров. Обязательно наличие ограждения мусорных контейнеров, так как в частном секторе больше бродячих животных.

Вывоз мусора в частном секторе и сельской местности регулируется законодательством. Так, законом запрещено устанавливать накопители мусора на расстоянии менее 9 метров от прохождения газовой магистрали и электростанции. Если поблизости проходит шоссе или железнодорожное полотно, площадка для сбора мусора ограждается со стороны трассы и должна быть на расстоянии не менее 20 метров от дорог.

Вывоз мусора с площадки в сельской местности

Если посёлок находится неподалёку от лесного массива или парковой зоны, то для установки накопителей отходов нужно получить специальное разрешение у регионального оператора.

Заключив договор с юридической организацией, забор мусора будет осуществляться организованно. Правила и график вывоза бытовых отходов согласовываются отдельно с обслуживающей организацией и закрепляются в договоре.

После согласования всех условий компания исполнитель обустраивает место сбора ТБО, вывозит мусор мусоровозом, регулярно чистит и убирает территорию. Оплата состоит из тарифов оператора, умноженного на норматив накопления отходов, с использованием коэффициента сезонности.

Вывоз мусора

Хозяин частного сектора выбрасывает неорганические отходы в контейнер, а органические может утилизировать у себя на участке.

Для вывоза крупногабаритных отходов и строительного материала, необходимо заключить отдельный договор на утилизацию по тарифам на отдельные категории отходов.

Типы и виды контейнерных площадок для мусора

Различают два вида контейнерных площадок:

  • открытые, наиболее часто встречающиеся;
  • закрытые;
  • подземные.

Себестоимость открытых сооружений относительно невысока, и коммунальные службы пользуются именно такими.

Закрытая площадка для сбора мусора с дверьми

Закрытую со всех сторон конструкцию с навесом и даже дверями, можно увидеть не так часто. Это более дорогой вариант. Обслуживание такой площадки оплачивают жильцы отдельных близлежащих домов или организация.

Самый редкий тип — это площадка с накопителем мусора скрытого под землёй. А сверху находится только мусороприёмник. Ввиду дороговизны в устройстве и обслуживании увидеть их можно достаточно редко. Целесообразно их использование при экономии места или это нужно для сохранения эстетичного вида.

Обслуживаются подъёмными спецмашитамиНаружный мусоросборникПодземный мусоросборник с выкатными контейнерами

Некоторый мусор имеет свойство разлагаться, а своим запахом привлекать животных и мух. Может произойти возгорание или попадание инфекции в грунтовые воды. Чтобы избежать неприятных последствий, при сооружении контейнерной площадки для мусора, следует соблюдать определённые санитарные нормы.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *