В каких случаях к водителю могут быть применены задержание и арест?

Подобные действия автоинспекторов вызывают дружное негодование среди автомобилистов. При этом вроде бы и спорить бесполезно, на первый взгляд, все по закону. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что представители ГИБДД подходят к этому вопросу с чрезмерным рвением.
Напомним, что в соответствии со ст. 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен в течение 30 дней с момента вступления в законную силу постановления о наложении штрафа. При этом само постановление вступает в законную силу спустя 10 дней с момента его вынесения или получения копии (ст. 30.3. КоАП РФ). Таким образом, у автомобилистов есть законные 40 дней, до истечения которых они имеют полное право не оплачивать штраф.
По окончании этого срока вовремя неоплаченный штраф уже дает основания сотруднику правоохранительных органов составить протокол об административном правонарушении по ст. 20.25. КоАП РФ и направить материалы дела в суд, который будет решать судьбу неплательщика.
Однако на практике это выглядит следующим образом. Гражданин в отделении ГИБДД или на стационарном посту узнает, что у него задолженность по штрафам. Его задерживают в административном порядке до суда на основании ст. 27.3. КоАП РФ. Так как за неуплату штрафа «светит» арест до 15 суток, то задержать «забывчивого» автомобилиста можно на срок до 48 часов (ст. 27.5. КоАП РФ). Условия содержания при этом, ясно, далеко не санаторные. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: насколько оправданы подобные действия сотрудников ГИБДД и не являются ли они еще одним средством добиться уплаты штрафов или «развести» автолюбителя на деньги?
Административное задержание – крайняя мера
Ст. 27.3. КоАП РФ признает административное задержание крайней мерой, которая может применяться только в исключительных случаях. Это правило – умышленно или по незнанию — игнорируется при решении вопроса об административном задержании. Основной аргумент сводится к тому, что раз есть право на задержание, то знать условия, при котором оно может производиться, необязательно.
Не так давно на официальном сайте ГИБДД РФ появилась перепечатка материала из «Российской газеты» о том, что Верховный Суд РФ якобы разъяснил автоинспекторам, как им сажать водителей за решетку, мол, все будет четко и быстро. При внимательном изучении документа главного судебного органа страны становится ясно, что в нем нет ответов на главные вопросы: правомерно ли задержание водителя за неуплату штрафа, если тот не скрывается от правоохранительных органов и как быть с теми, кого задержали в выходные и праздничные дни, например, 1 января, когда впереди еще 10 дней каникул, а максимальный срок задержания – 2 суток.
Верховный суд разъяснил судам, что возвращать материалы дел в ГИБДД по причине того, к ним не «приложены» нарушители, нельзя. Суды обязаны откладывать заседание в случае неявки «обвиняемого», а при повторной неявке – поручить органам МВД доставить его силой. В тоже время верховные судьи не сказали свое однозначное «нельзя» такому способу выбивания долгов по штрафам, как задержание должников.
Остается только добиваться признания такого задержания незаконным, но уже постфактум, как это сделал гражданин Г. из города Иваново. Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 11.04.2005 г. по делу №7-ад04-2, которое было инициировано вышеуказанным жителем Иваново, пояснил, что сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания этого лица.
Настоятельно рекомендуем всем автолюбителям распечатать данный документ и возить с собой в качестве контраргумента при общении с сотрудниками ГИБДД и судьями на тему административного задержания.
Что необходимо знать о процедуре административного задержания
При задержании обязательно должен быть составлен протокол об административном задержании. Не путайте его с протоколом об административном правонарушении. В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ в этом протоколе обязательно должны быть указаны:
· дата,
· место составления,
· должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
· сведения о задержанном лице,
· время,
· место
· мотивы задержания.
Запомните! Необходимость обеспечения присутствия гражданина при рассмотрении дела мировым судьей не является мотивом для его задержания (при наличии сведений о его месте жительства и отсутствии сведений о его намерении уклониться от явки в суд).
Как правило, перед посадкой в «обезьянник» производится личный досмотр (ст. 27.7. КоАП РФ). Проводиться он должен в присутствии двух понятых (сотрудники МВД в данном случае понятыми быть не могут) и лица производящего досмотр. Все они должны быть одного пола с досматриваемым. О досмотре составляется либо отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном задержании. Во избежание недоразумений с пропажей ценных вещей и денег после освобождения настоятельно рекомендуем требовать подробного описания всех идентифицирующих признаков таких предметов. У денежных купюр достаточно указать общую сумму и номинал банкнот (монет). В случае отказа со стороны сотрудников милиции необходимо по возможности сделать это самому. Кроме того, обязательно сделайте отметку о том, что просите предоставить копию этого протокола в ваше распоряжение, так как выдача копии производится только по просьбе задержанного.
Не помешает запомнить
В соответствии со ст. 31.9. КоАП РФ административное наказание не подлежит исполнению по истечении 1 года с момента вступления постановления в законную силу. То есть, если в течение года никто не потребовал от вас оплаты штрафа, то по окончании этого срока никто не вправе требовать от вас это делать. Однако на практике нередки случаи, когда водителей заставляют оплачивать штрафы годичной и более давности, мотивируя это тем, что якобы они «висят» в региональной базе. Платить такой штраф вы не обязаны, а проблемы ведения местной базы данных вас не касаются.

Сколько времени сотрудник ДПС может задерживать водителя – Бизнес, законы, работа

Когда на трассе нас останавливает сотрудник ДПС, нередко можно столкнуться с ситуацией затягивания проверки соблюдения ПДД. Это может случиться по различным причинам. Либо он действительно вас в чем-то подозревает, тогда необходимо разузнать обоснованность его намерений, либо это делается специально.

Второй вариант проявляется чаще, и может быть вызван личной неприязнью гаишника к водителю. Инспектора часто просят как можно быстрее закончить проверку, объясняя свою торопливость срочной встречей или вылетом самолета. Такие просьбы могут быть восприняты негативно и ответом может стать фраза: «Я имею право задержать вас на три часа».

В этом выпуске мы узнаем, верно ли трактуют закон сотрудники, когда задерживают водителя?

​ Остановка сотрудниками ДПС (ГИБДД) – самые важные моменты | Юридическая Инициатива


Несмотря на то, что в последнее время встретить сотрудников ГИБДД на дороге не так уж и легко, встреча с ними редко приносит положительные эмоции. По общему суждению сотрудники ГИБДД останавливают вас либо если им от вас что-то нужно, либо если вы что-то нарушили. Давайте разбираться. Для этого разберем самые важные моменты из Приказа МВД от 02.03.2009 № 185 с последними изменениями.

Какие могут быть причины для остановки транспортных средств сотрудниками ГИБДД

Пункт 63 рассматриваемого приказа четко регламентирует перечень причин для остановки транспортных средств сотрудниками гибдд, который является исчерпывающим. Самая большая проблема в том, что сотрудники ГИБДД должны прекрасно знать сам перечень, а вот конкретизировать ту или причину могут не все. Одно дело – назвать заученную формальную причину, а объяснить ее – совершенно другое.

При остановке сотрудник ГИБДД обязан представиться и сразу сообщить вам о причине остановки. Вы даже вправе потребовать от него предъявить вам значок и служебное удостоверение. Ну это вы наверняка уже знаете…

Разберем подробно в каких случаях вас могут остановить сотрудники ДПС

Итак, к причинам остановки сотрудниками Гибдд относятся:

1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Если вы допустили нарушение правил дорожного движения, то зачастую создали опасную ситуацию, увидев это, сотрудник ГИБДД ОБЯЗАН вас остановить. Это его прямая должностная обязанность.

Если сотрудник зафиксировал нарушение, но не остановил нарушителя, то это как раз и будет нарушением с его стороны.

Я категорически против тех ситуаций, когда человек знает, что он нарушил, но всеми силами доказать обратное. Правила дорожного движения для того и написаны, чтобы их соблюдать.

Полезный материал: что делать если вы нарушили требования знака ПДД, которого не видно

2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения. С ориентировками все понятно.

Вся подобная информация фиксируется. А о каждом звонке в дежурную часть ГИБДД лиц, которые сообщают подобную информацию делается отметка и данные передаются на пост или соответствующему экипажу. Например, если на трассе водитель ведет себя неадекватно, то вы можете позвонить в ГИБДД и сообщить об этом.

Сотрудники (экипаж или на посту) ГИБДД обязаны остановить водителя и проверить информацию.

3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

Как правило, если поступает информация подобного характера, то останавливают все авто, которые подходят под описание. И я бы не рекомендовал в подобной ситуации противоречить здравому смыслу и пытаться найти основания для претензий. Просто поставьте себя на место того человека, у которого угнали машину.

А сотрудники ГИБДД (как бы они того ни хотели) принимают меры к поиску авто.

4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются. Здесь тоже все понятно. Вы сообщаете необходимую информацию, она фиксируется, и вы свободны.

5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого. Аналогичная ситуация, как и в предыдущем пункте с той лишь разницей, что все данные будут занесены в протокол.

С точки зрения гражданской позиции я бы рекомендовал хотя бы поверхностно ознакомиться с ситуацией.

Например, если водитель пьян, а вас просят расписаться в соответствующих документах в качестве понятого, чтобы подтвердить информацию, то желательно все-таки посмотреть реально ли ситуация складывается именно так. Мало ли…

6. Выполнение распорядительно-регулировочных действий. Здесь все понятно. Например, не работает светофор или ваш автомобиль после не совсем удачного маневра своим положением затрудняет движение других автомобилей. В этом случае сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас, либо дать указание на выполнение тех или иных маневров.

Полезный материал: выезд на встречную полосу движения без разметки – как оспорить

7. Необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего рассматриваемого приказа). Используется очень редко, все подробно написано в соответствующей части приказа.

8. Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции. Такая причина может появиться при серьезных авариях, терактах и других ЧП. Взаимопомощь на дороге никто не отменял…

Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. А вот здесь уже интереснее. Это те самые мероприятия, называемые в народе «рейдами”. Вы наверняка сталкивались с тем, что вечером в выходные сотрудники ГИБДД стоят на улицах города и останавливают почти все авто, которые проезжают мимо них, чтобы выловить пьяных водителей. Аналогичные мероприятия регулярно проводятся по тонировке или «ксенону”. Бесполезно в данном случае требовать у сотрудника ГИБДД каких-либо подтверждающих документов, он не обязан вам их показывать. Ваша обязанность в данном случае – выполнить его законные требования.

10. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Этот пункт специально выделен жирным шрифтом т.к. в сети стали появляться новости, что данный пункт уже не работает и проверять можно везде. Пока работает. Как только работать перестанет, я вам сообщу.

Сколько долго инспектор ГИБДД может оформлять протокол или просто задерживать водителя без объяснения причин

Пункт 34 данного приказа сообщает, что все действия сотрудника ГИБДД исполняются в минимально необходимые для этого сроки. Но есть интересное дополнение – «исходя из конкретной обстановки”.

Признается ли в данном случае колоссально затянутое время заполнения протокола об административном правонарушении по причине того, что сотрудник ГИБДД не хочет его быстро написать и отпустить вас – большой вопрос. Между тем, никто не может помешать вам осуществить видеосъемку процесса заполнения протокола.

Кроме того, тот же пункт приказа обговаривает, что конкретные административные действия в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия.

Получается, что если сотрудник просто сидит в машине с пустым протоколом, а не занимается его заполнением, то на лицо факт нарушения. Если же он остановил 15 машин подряд и всем по очереди, грубо выражаясь, «выписывает штрафы”, то вряд ли можно будет доказать факт его бездействия.

Кроме того, необоснованные действия, как и бездействия, можно обжаловать (о чем прямо написано все в том же пункте приказа).

Куда можно жаловаться на действия сотрудников ГИБДД

В досудебном порядке обжаловать действия (бездействия) сотрудников ГИБДД можно руководителям соответствующих подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие подразделения Госавтоинспекции, в органы управления Госавтоинспекции, в территориальные органы МВД России на региональном уровне, в федеральный орган управления Госавтоинспекции, в МВД России. Так же незаконные действия сотрудников ГИБДД можно обжаловать в прокуратуре и суде.

Через сколько минут инспектор ДПС должен подойти к водителю после остановки?

Автоюрист отвечает, сколько времени водителю нужно ждать инспектора ДПС после остановки на трассе или в городской черте.

Остановка инспектором ДПС для проверки документов вполне обычная процедура. И хотя у многих она вызывает массу не самых положительных эмоций, оспаривать обязанность ГИБДД контролировать порядок на дорогах все же бессмысленно.

Однако и ГИБДД в свою очередь обязаны соблюдать требования закона и административного регламента, которым они руководствуются при исполнении свой основной функции. На горячую линию к нашим юристам регулярно поступают вопросы, касающиеся порядка остановки водителей. Часть их них напрямую касается ситуаций, когда полицейский не спешит подходить к автомобилю.

Вопрос 1: Меня остановил ДПС-ник, а следом еще пять машин. Так как мы остановились абы где, то он стал подходить к автомобилям не по очереди остановки, а по порядку – как они стали.

На 15-й минуте я уехал, а через несколько минут меня догнал полицейский автомобиль. Итог – штраф за невыполнение требования инспектора об остановке, 800 рублей.

Сколько у инспектора минут, чтобы подойти к водителю?

Вопрос 2: Часто встречаю на федеральной трассе полицейских, которые периодически меня останавливают. Остановят и стоят в сторонке минут 10, свои дела обсуждают. А потом еще и предъявляют – что это я не вышел им навстречу, ведь они «контролируют поток» и не могут отлучаться.

Как видим, случаи злоупотреблений со стороны ДПС имеют место быть. И да – это в чистом виде злоупотребления.

Через сколько минут инспектор ДПС должен подойти к водителю?

Действующее законодательство устанавливает определенный порядок взаимодействия инспектора ГИБДД и водителей через подзаконный акт – административный регламент, утвержденный Приказом №664.

Указанный документ регулирует все тонкости обращения инспектора к водителю, порядок проведения всех мероприятий и иные тонкости работы.

Не остался без внимания и порядок остановки и подхода к водителю. Пункт 89 Регламента дает весьма четкие инструкции: инспектор обязан БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ подойти к водителю после остановки, сообщить причину, спросить документы и так далее.

Если трактовать буквально – «без промедления» означает, что полицейский не вправе отвлекаться на какие-то прочие дела, кроме как «отработка» остановленного водителя. По сути, останавливать сразу несколько машин тоже запрещено, но в то же время полицейский обязан пресекать правонарушение и легко объяснит свои действия, если дело дойдет до жалоб.

В разумных оценках «без промедления» едва ли может составлять более 3-5 минут, хотя точной цифры ни в одном НПА не указано.

Увы, на трассах и в городе полицейские ведут себя не всегда корректно, допуская длительные задержки с момента остановки до подхода к водителю. Но и с этим можно бороться.

Что делать, если инспектор долго не идет к вам после остановки

Просто так взять и уехать, как часто советуют не очень компетентные авторы различных публикаций, нельзя. В этом случае автоматически наступает ответственность по части 2 ст. 12.

25 КоАП РФ за невыполнение требования об остановке автомобиля.

И не имеет значения, что ы остановились, прождали полицейского и двинулись дальше – суд в такой ситуации и без доказательств задержки будет 100% на стороне полиции.

Поэтому придерживайтесь следующего порядка действий:

  1. Сразу после остановки поверните регистратор в сторону водительского окна;
  2. Комментируйте ситуацию вслух – время такое-то, остановлен. Жду столько-то – не подходит.
  3. Можно снять на видео, чем занят инспектор.
  4. Выждав 10 минут, позвоните на горячую линию ГИБДД и сообщите точное ваше местоположение и ситуацию.
  5. Сообщите, что вы не можете больше ждать и, уведомив их, покидаете место остановки.

Вам могут дать совет все же дождаться инспектора, поэтому лучше быть готовым предложить оператору подождать вместе с вами. Еще через пару минут можно двигаться дальше.

В целом этого перечня обязательных действий достаточно, чтобы избежать ответственности по ст. 12.25 КоАП РФ.

Часто, кстати, полицейские даже не реагируют на уехавший автомобиль, если сильно заняты обработкой других водителей. Подсознательно они понимают, что если водитель остановился, честно выждал какое-то время и лишь потом двинулся дальше – то у него с большой долей вероятности все в порядке. А срываться с поста ради 500-рублевого штрафа мало кому хочется.

Ну и еще – если вам не принципиально добиваться соблюдения всех формальностей, то вы можете сами выйти из машины. Но не обязаны, помните это.

Первым делом – сразу же остановитесь. Не стоит играться со стражами порядка, поскольку впоследствии часть 2 ст. 12.25 КоАП РФ может трансформироваться в неповиновение с перспективой ареста. Оспорить, конечно, такую статью можно – но это долго и шансы сперва быть задержанным, а уже потом защищать свои права слишком реальны.

После остановки сообщите в ответ на претензии об оставлении места остановки следующее:

  • регистратором все зафиксировано;
  • Горячая линия приняла обращение;
  • Инспектор есть на видеозаписи;
  • Вы очень спешите и если будет составлен протокол – то на действия сотрудника ГИБДД будет подана жалоба в суд, а штраф – оспорен в апелляции.

Если вам нужна помощь в обжаловании штрафа за отказ остановиться по требованию ГИБДД или же вы хотите обжаловать действия полицейских – звоните нашим автоюристам прямо сейчас!

Сколько может инспекторм ГИБДД задерживать машину?

Это касается рядовой остановки и проверки проверки документов (когда вас просто остановили на дорогу).

Итак:

  • «Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке».

Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП) содержит всю необходимую информация для того, чтобы разобраться в данном вопросе. Глава 27 полностью посвящена вопросу задержания граждан и в ней сказано, что:

«Задержание является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»

Меры обеспечения применяются для пресечения правонарушения. Соответственно они могут быть использованы только по факту наличия административного нарушения. К ним относятся:

  1. задержание;
  2. доставление;
  3. личный досмотр;
  4. досмотр вещей;
  5. досмотр транспортного средства;
  6. отстранение от управления транспортным средством;
  7. освидетельствование на состояние опьянения;
  8. задержание транспортного средства;
  9. запрещение эксплуатации транспортного средства.

Согласно КоАП, административное задержание — это ограничение свободы физического лица на непродолжительный срок. Применяется оно в исключительных случаях, когда необходимо верное и своевременное принятие решений в ходе рассмотрения административного нарушения или исполнения постановления по делу.

  • «п. 192. Основанием для административного задержания, то есть кратковременного ограничения свободы физического лица, является необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста». Приказ №185 от 02.03.2009

Чтобы осуществить задержание необходимо доставить водителя в специальное помещение при МВД РФ:

  • «п. 193. Для осуществления административного задержания лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц». Приказ №185 от 02.03.2009

Этот пункт приказа говорит нам о том, что на месте остановки, инспектор ДПС не может задерживать водителя. И его действия имеют неверную трактовку и не основаны на законе.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *