Виды административных правонарушений и административной ответственности

На протяжении всего периода существования человеческого общества проблема совершения административных правонарушений была весьма актуальной. Таковой остается она и на сегодняшний день. Кроме того, эта проблема не утрачивает своей значимости при любой формации и строе. Дело в том, что правонарушения допускались во все времена. Существуют они и сегодня. В этой статье мы рассмотрим, что такое административное правонарушение. Понятие, признаки, состав и основные виды этого проступка тоже не обойдем стороной.

Определение термина

Административное правонарушение является юридическим и социальным антиподом нормального поведения человека в обществе. Согласно КоАП, этот термин означает действие или бездействие индивида, которое посягает на общественный или государственный порядок, свободы, собственность и права граждан. При этом за такие проступки законодательством предполагается несение административной ответственности.

Сущность данного правонарушения заключена в его опасности для общества. Это и является причиной безусловной ответственности за его совершение.

Административное правонарушение – это проступок, который посягает на установленный общественный порядок, причиняя ему определенный вред. Нежелательный результат действия или бездействия человека может проявляться по-разному. Это или реально нанесенный ущерб (безбилетный проезд или мелкое хищение), или создание определенных условий для его нанесения (нарушение противопожарных правил).

Признаки административных правонарушений

При совершении того или иного проступка, прежде всего, рассматривается степень его опасности для общества. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что не причиняют значительного вреда.

Для того чтобы отнести совершаемые проступки к той или иной категории, необходимо знание их основных признаков. Для административных проступков это:
— совершение действия или бездействия одним человеком или группой (сюда не включают умозаключения или желания индивида);
— посягательство на общественный или государственный порядок, свободу, собственность или право граждан, а также на устанавливаемый законом порядок управления;
— административная противоправность;
— деяния юридического, а также физического лица;
— наличие виновности;
— наказуемость.

Различия между административными правонарушениями и преступлениями

При совершении посягательств на какой-либо объект могут возникнуть различные по своей природе и содержанию правовые отношения. Зачастую они зависят от характера и интенсивности прилагаемых действий. Так, одни правонарушения определяются как мелкое хулиганство. Их выделяют в качестве административных проступков. При совершении злостного хулиганства в силу вступают нормы уголовного права. Эти же акты могут применяться и при мелких правонарушениях, совершенных повторно в течение года.

Именно поэтому, чтобы понять, к какому типу правонарушений относится то или иное деяние, необходимо уяснить его социальную сущность и последствия для общественной жизни. В законодательстве РФ существует ряд норм, указывающих на то, что виновный должен быть привлечен к уголовной ответственности при наличии отягчающих обстоятельств. В противном случае его ждет административная ответственность.

Состав правонарушения

Законодательством закреплены случаи, при которых возникает юридическая ответственность. Для ее появления должен присутствовать состав административного правонарушения. При этом он согласовывается с существующими в государстве конституционными принципами и рассматривается с точки зрения требований справедливости.

Состав административного правонарушения – это совокупность определенных признаков, установленных законом, при наличии которых рассматриваемый проступок относится к категории административных. При этом выделяют:

— объект правонарушения (это те общественные отношения, на нормальное течение которых посягнуло виновное лицо);
— объективную сторону, представляющую собой конкретные деяния;
— субъект (лицо) правонарушения;
— субъективную сторону или вину в форме неосторожности или умысла.

Отсутствие состава административного правонарушения имеет место в том случае, если при рассмотрении деяния невозможно определить все вышеперечисленные признаки проступка. Данное обстоятельство исключает производство по делу. Излагает состав административного правонарушения КоАП РФ. Его статьи в полной мере отражают все стороны противозаконных проступков.

Но даже в том случае, когда присутствуют все признаки состава административного правонарушения, вопрос о применении наказания может не рассматриваться. Это происходит по причине:

— недостижения физическим лицом того возраста, который предусмотрен в КоАП РФ;
— невменяемости того индивида, который совершил противоправный проступок.

Законодательно закреплено положение о том, что административную ответственность несут только те лица, которые достигли шестнадцатилетнего возраста. Такое правило действует согласно КоАП (ст.2, ч.1).

В статье 2.8 данного документа указывается об исключении возможности административного наказания для физического лица, которое на момент своего проступка находилось в состоянии невменяемости. Другими словами, оно не могло осознавать противоправности собственных действий или бездействий. Причиной этого, как правило, становится болезненное состояние психики, слабоумие, а также временные или хронические психические расстройства.

Понятие административного правонарушения

Понятие административного правонарушения законодательно закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из понятия административного правонарушения определяются свойственные ему три признака:

  • противоправность,
  • виновность,
  • наказуемость деяния.

Противоправность – означает то, что в результате совершенного деяния (действия или бездействия) нарушены нормы административного, финансового, трудового и других отраслей российского права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины, т. е. умышленно или по неосторожности. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние административным правонарушением.

Наказуемость деяния означает, что за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения

В составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения образует система признаков, предусмотренных правовыми нормами и характеризующих внешнее проявление данного деяния. К ним относятся:

  • противоправное действие или бездействие,
  • наступившие вредные последствия,
  • причинно-следственные связи между ними.

Эти признаки являются обязательными признаками объективной стороны состава административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо.

Физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно является вменяемым (ст. 2.8 КоАП РФ) и к моменту совершения правонарушения достигло 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины, которая может иметь две формы — умысел и неосторожность.

Объект правонарушения

Это один из основных элементов, входящих в состав административного правонарушения. К нему относятся такие общественные отношения, которые регулируются и охраняются положениями административного права. При этом наказание за его несоблюдение предусматривается статьей 32 КоАП РФ.

Объекты как элементы состава административного правонарушения:
— отношения в обществе, находящиеся в сфере финансов и торговли;
— правила разрешительной системы государственного характера (допуск субъектов в сферу финансов и торговли);
— законный товарообмен при оказании услуг, продаже товаров и производстве работ;
— полное отражение выручки от реализации и правильное начисление налогов.

В задачу законодательной сферы, касающейся административных правонарушений, входят: охрана здоровья населения, защита общественных норм нравственности, а также забота о соблюдении надлежащего отношения к окружающей среде. На это указывается в Особенной части КоАПа. Именно поэтому данный Кодекс содержит различные нормы административной ответственности. Он предусматривает те или иные меры административного наказания за нарушение политических, трудовых и избирательных прав граждан, а также за деяния, наносящие вред здоровью людей. Так, существует ответственность лиц, находящихся при исполнении обязанностей, за нарушение требований по эксплуатации общественных и жилых помещений, санитарно-эпидемиологических норм и проч. Административное наказание предусмотрено за пропаганду психотропных и наркотических средств. О защите прав и здоровья граждан говорится в 8 главе КоАП.

Объектом состава административного правонарушения, согласно действующему законодательству, являются и все формы собственности. За повреждение, уничтожение или мелкое хищение принадлежащего юридическим или физическим лицам имущества предусматриваются наказания, оговоренные в 7 главе КоАП.

Задачи, связанные с охраной собственности, неотделимы от защиты экономических интересов граждан и хозяйствующих объектов. Именно поэтому в КоАП внесены нормы, касающиеся наказания за не соблюдение правил безопасности на дороге, охраны электросетей и т. д.

Юридический состав административного правонарушения в части такого его элемента, как объект, включает в себя охрану общественного порядка и безопасности. Особенной частью КоАП предусматривается ответственность за мелкое хулиганство, то есть за те действия, которые являются выражением неуважения к обществу. Здесь же можно найти статью о наказании за несоблюдение правил хранения, а также ношение патронов и оружия.

В состав административного правонарушения входит общий объект, представляющий собой общественные отношения. Данные взаимосвязи возникают в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, находятся в сфере трудового и таможенного, финансового и земельного, а также других отраслей права.
Понятие и состав административного правонарушения включают в себя и родовой объект. В его качестве выступают свободы и права граждан, собственность, личность, порядок управления, общественная безопасность, отношения в экономической сфере.

У каждого конкретного проступка имеется и видовой (непосредственный) объект посягательств. Им может быть достоинство и честь гражданина, общественная нравственность и т. д.

При рассмотрении объекта состава правонарушения важно выявлять ту конкретную норму права, стандарт, правило или законное требование, которые нарушило виновное лицо.

Объективная сторона правонарушений

Данный элемент состава административных проступков представляет собой законодательно закрепленную систему признаков, отражающих его внешние проявления. Важнейшим из них является тот, который определяет совершенное действие, а также бездействие. Это может быть торговля или хищение, уклонение или хранение и т. д.

Так, действие является активным невыполнением законодательных норм и правил, а также нарушением введенных запретов. Примером может служить несоблюдение правил охоты. Бездействие же представляет собой пассивное по своему характеру неисполнение обязанностей. Сюда можно включить игнорирование правил пожарной безопасности.

Объективная сторона рассматриваемых проступков обладает своими признаками. Причем их формирование осуществляется вокруг основы проступка – деяния. В перечне признаков объективной стороны, которая входит в состав административного правонарушения РФ, находится:

Объективная сторона рассматриваемых проступков имеет важную составляющую в виде лиц, не выполняющих:

— законные требования сотрудника полиции;
— распоряжения судебного пристава или судей;
— требования прокурора, следователя, а также иного должностного лица, которое рассматривает состав дела об административном правонарушении.

Помимо всех вышеперечисленных лиц, объективная сторона включает в себя и тех правонарушителей, которым виновным оказывалось незаконное содействие в регистрации транспортных средств, а также в осуществлении деятельности по вопросам трудоустройства российских граждан за границей и т. д.

Субъект правонарушения

В данный элемент в состав административных правонарушений входят физические и юридические лица. Причем к хозяйствующим субъектам может быть применено наказание в случаях несоблюдения:

— экологических норм;
— земельного законодательства;
— таможенного права;
— требований в сфере производства стройматериалов и строительства;
— налогового законодательства;
— пожарной безопасности;
— антимонопольного законодательства;
— природоохранных и санитарных правил;
— валютного законодательства и проч.

В список субъектов административных проступков могут попасть должностные лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие свои служебные обязанности. Об этом говорится в статье 2.4 КоАП. Состав административного правонарушения в качестве субъекта может рассматривать и деяния иностранных граждан, тех, кто не имеет гражданства, а также предприятий-нерезидентов. При совершении проступка на территории РФ их также привлекают к ответственности. Причем делается это на общих основаниях (статья 2.6 КоАП).

Для некоторых должностных лиц существуют дополнительные основания, усиливающие применяемую меру административного наказания. В эту категорию входят работники торговли, водители и др. Некоторые лица при исполнении своих должностных обязанностей несут дополнительную административную ответственность за бездействие или действие лиц, находящихся в их подчинении.

Некоторые законодательные ограничения существуют для граждан, находящихся на военных сборах, для военнослужащих, беременных женщин, а также для матерей, имеющих несовершеннолетних детей.

Субъект состава административного правонарушения всегда несет административную ответственность за свои деяния. Однако и в этом вопросе имеются некоторые исключения. Так, для военнослужащих, как и для гражданских лиц, имеет одинаковое административное правонарушение понятие, признаки, состав, а также меры наказания. Однако того, кто проходит срочную службу, за ряд проступков могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Об этом сказано в статье под номером 2.5 КоАП.

Однако не все граждане нашей страны являются субъектами в составе административной ответственности. Согласно общему правилу, такому наказанию не подлежат лица младше 16 лет. При этом в составе административного проступка такой признак, как его субъект, будет отсутствовать. Этот же случай наступит и тогда, когда физическое лицо во время совершения незаконных действий будет находиться в невменяемом состоянии.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Субъективная сторона

Данный признак состава административных правонарушений представляет собой психическое отношение субъекта, совершившего проступок, к последствию своего действия либо бездействия. При этом оно может быть выражено в форме неосторожности или умысла. Исходя из этого, в каких случаях имеется полный состав административного правонарушения? Статья 2.2 КоАп указывает на то, что обязательно должно быть наличие лица, совершившего противоправное бездействие или действие, выраженное в форме неосторожности или умысла. При этом должны присутствовать и другие признаки состава правонарушения.

Полная характеристика состава административного правонарушения невозможна без рассмотрения такого понятия, как вина. Она выражается в психологическом отношении человека к содеянному, а также к возможным негативным последствиям проступка.

Вина – это элемент, входящий в юридический состав административного правонарушения. Однако ее присутствия явно недостаточно для того, чтобы совершившее проступок лицо было привлечено к ответственности. Это происходит в связи с тем, что субъект состава административного правонарушения должен иметь соответствующий возраст и быть дееспособным. Например, виновность деяния будет отсутствовать в том случае, если правила дорожного движения нарушил несовершеннолетний или недееспособный гражданин.

Субъективная сторона является немаловажным признаком в составе преступления. Она указывает не только на вину нарушителя законности, но и на цель, а также на мотив его деяния.

КоАП предусматривает также случаи, когда дело об административном нарушении должно быть прекращено. Это становится возможным при отсутствии вины гражданина.
Несколько иначе субъективная сторона определяется для юридических лиц. В ст. 2.1 КоАП указывается на то, что предприятия и организации считаются виновными в совершении противоправного деяния, если они могли не нарушать нормы и правила, но не приняли меры к соблюдению действующих законодательных актов. При этом к ответственности может быть привлечено не только само юридическое лицо, но и его директор, а также ряд иных работников. Для этого на каждого виновного должен быть оформлен отдельный протокол.

В том случае, когда вина хозяйствующего субъекта не доказана, никаких мер ответственности к нему применяться не может. В чем же она выражается? В отличие от физического лица, деяние организации не может рассматриваться через призму неосторожности или умысла. Бессмысленно искать в этом случае волевые и интеллектуальные моменты совершенных деяний. Юридическое право двояко трактует понятие вины юрлица, рассматривая при этом субъективные и объективные стороны.
Первая из них выражается в том, как рассматривается организацией противоправное деяние. При этом изучается отношение работников и представителей юридического лица к нарушению законодательных норм.

При определении состава административного проступка рассматривается и объективная вина организации. Она находится в зависимости от совершенного деяния и обусловлена объективной стороной, входящей в состав правонарушений. Выбор того или иного подхода, как правило, зависит от специфики несоблюдений законодательства.

Группировка составов административных проступков

Все рассмотренные выше признаки позволяют отметить определенные виды их совокупности. Выделяют такие составы административных правонарушений, как:
— материальные и формальные;
— простые и квалифицированные;
— однозначные и альтернативные.

Такие виды составов административных правонарушений, как материальные, содержат в себе признаки наступления негативных материальных последствий или ведущих к таковым. Размер причиненного ущерба описывается законом для того, чтобы правильно классифицировать правонарушение и выставить виновному лицу счет для возмещения ущерба. В формальных составах признак наступления негативных последствий отсутствует.

Такие виды составов административных правонарушений, как простые, имеют место при конкретном деянии без всякого усиления. Но иногда при рассмотрении такого проступка в него вводятся квалифицирующие факторы. Они усиливают негативную силу деяния, что позволяет рассматривать правонарушение по иному пункту статьи. В этом случае виновного ждет более строгое наказание за содеянное.

Если в качестве административного проступка выступает только одно деяние, то состав правонарушения считается однозначным. Но иногда виновное лицо совершает несколько противозаконных деяний. В таких случаях состав правонарушений является альтернативным.

Меры наказания

Полный перечень санкций, применяемый к виновным лицам, приведен в статье 3.2 КоАП. Данный список жестко регламентирован и не подлежит расширенному толкованию. Так, виновному лицу может быть назначено:

— предупреждение (официальное порицание);
— денежное взыскание, предусмотренное в виде штрафа;
— изъятие или конфискация предмета либо орудия административного правонарушения;
— лишение прав (определяется только судом);
— наложение административного ареста;
— выдворение за пределы страны;
— дисквалификация в части занятия физическим лицом руководящей должности.

Административная ответственность наступает после того, как уполномоченным на то органом или его должностным лицом вынесено решение о применении административного взыскания к лицу, совершившему противозаконный поступок.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *